Растрирование. Полиграфический растр.




 

 

Растрирование — преобразование непрерывных полутоновых и штриховых изображений в микроштриховые с помощью полиграфического растра (в репродукционных фотоаппаратах и контактно­копировальных станках) или с использованием аппаратных и программных средств. В современном полиграфическом производстве за процесс растрирования отвечают специальные растровые процессоры — RIP.

Существуют две методики растрирования и соответственно два способа передачи полутонов на неполутоновых устройствах:

· печать растровыми точками одинакового размера (но разным их количеством);

· печать растровыми точками различного размера (при их неизменном количестве).

Рассмотрим оба метода формирования рисунка подробнее.

В первом случае, фактически, меняется частота появления растровых точек на бумаге, в зависимости от насыщенности изображения. Поэтому этот метод растрирования называется частотно — модулированным (ЧМ — растрирование, англ. FM-screening). Растровые точки, при формировании рисунка этим методом, наносятся хаотично и не упорядочено одна относительно другой (поэтому растры этого типа иногда называют нерегулярными или стохастическими).

У таких растров всего один непосредственный параметр — размер отдельно взятой точки, который определяется настройками драйвера печати и характеристиками устройства вывода — размером микропятна печатающего устройства. Минимальные значения этого параметра ограничены объемом капли, создаваемой печатающей готовкой, который на практике у современных моделей принтеров обычно колеблется от двух до нескольких десятков пиколитров. По сути, устанавливая в диалоговом окне параметры принтера, печатающего этим растром, мы устанавливаем разрешение, или максимальную плотность нанесения точек на единицу длины печати. Понятно, что чем мельче размер отдельно взятой капли, и чем выше разрешение, тем меньше будет заметна дискретность готового отпечатанного изображения.

Наиболее типичный и распространенный пример устройства, в котором используется нерегулярный стохастический FM — растр — это струйный принтер. С физической точки зрения сформировать такой растр достаточно просто: печатающая головка принтера просто наносит чернила на запечатываемый материал в виде множества мелких капелек более или менее одинакового размера (повторяемость размера капли определяется уже не настройками печати, а классом точности печатающего узла принтера). Изменяется только интенсивность падения капель красителя на запечатываемый материал, что и определяет относительную плотность запечатываемости каждого участка. Таким образом, сформулируем краткое определение: ЧМ — растрирование (FM — screening) — это метод получения полутонов в печатаемом изображении с использованием растровых точек одинакового размера с пе

ЧМ — растрирование (FM — screening) — это метод получения полутонов в печатаемом изображении с использованием растровых точек одинакового размера с переменным их числом на единицу площади запечатываемой поверхности.

Во втором случае, метод, повсеместно используемый в печати, — это так называемое амплитудно- модулированное растрирование, или AM — растрирование (AM — screening). Краткое описание этого метода растрирования таково: это метод получения полутонов с использованием растровых точек переменного размера, с неизменным их числом на единицу площади запечатываемой поверхности. В AM — растрах

используется несколько другой подход к формированию рисунка, в отличие от предыдущего рассмотренного нами метода. В зависимости от того, насколько светлым или темным является определенный участок изображения, его печать на бумаге происходит в виде растровых точек разного размера. В светлых участках точки достаточно малы и малозаметны. В полутоновой части они занимают примерно половину запечатываемой площади рисунка и формируют характерную «шахматку» (хотя это зависит от формы растровой точки), а в теневых участках точки становятся настолько велики, что занимают почти всю площадь запечатываемого материала, при этом промежутки между растровыми точками становятся практически не видны. Значение площади, занимаемое растровой точкой в изображении, принято называть растровой плотностью, и выражать в процентах. Например, растровая плотность в 50% подразумевает, что растровая точка занимает половину площади запечатываемого материала.

Некоторые тонкости AM — растрирования

При использовании AM — растров, актуален не только вопрос о размерах, но и о форме растровой точки, в отличие от предыдущего метода растрирования, где форма точки отсутствовала как таковая. Вместо нее на запечатываемом материале после печати появлялась достаточно малая капелька тонера, краски или чернил принтера, а размер точки, по сути, определялся настройками драйвера принтера (на аппаратном уровне — объемом микрокапли используемого принтера). Дело в том, что от того, каким AM — растром будет напечатан макет, а также от формы растровой точки, во многом зависит визуальное восприятие изображения наблюдателем. Форма растровой точки (Raster dot shape) строго определена и чаще всего зависит от конкретной модели печатающего устройства, либо от программных настроек драйвера, если он позволяет выбирать форму растра среди нескольких альтернативных вариантов. К наиболее часто используемым формам растровых точек можно отнести эллиптическую, ромбовидную, квадратную и круглую точки.

Растровая точка — минимальный элемент структуры растрового изображения. Принципиально в полиграфии растровая точка представляет собой матрицу (квадрат) из как правило 16×16 элементов, «включая» или «выключая» каждый из которых можно получить всего 256 оттенков. Поскольку в полиграфии для печати используют 4 цвета (Cyan, Magenta, Yellow и Black), растрирование производится по всем 4 цветам. При растрировании непрерывное полутоновое изображение переводится в 4 матрицы растровых точек по каждому из основных цветов (CMYK). Каждая такая матрица состоит из растровых точек, каждая из которых в свою очередь состоит из 256 (16×16) субэлементов или пикселов, имеющих только одно из двух возможных состояний -пиксел «включен» или «выключен».

Более «жирные» растровые точки, будучи напечатанными в соседних ячейках растровой сетки, оставляют между собой мало белого пространства. Это создает иллюзию темного оттенка цвета. Наоборот, небольшие точки, напечатанные с тем же интервалом, оставляют белой большую часть бумаги в пространстве между ними. Это вызывает ощущение светлого оттенка.

Поскольку в пределах растровой точки можно различным образом задействовать отдельные пикселы (субэлементы) для получения полутонов, форма растровой точки была стандартизирована.

Форма растровой точки — преимущественная форма растровой точки, получаемая при растрировании с применением периодической структуры.

Примечание. В настоящее время в основном используют формы точки, которые получили названия: квадратная, круглая, эллиптическая, цепеобразная (разновидность эллиптической), эвклидова (с постепенным переходом по градационной шкале от круглой точки к квадратной и затем к круглому просвету), линейчатая и геометрическая (разновидность линейчатой).

Линейную последовательность из растровых элементов называют линией. Таким образом линиатура растра есть не что иное, как число растровых точек, из которых формируется изображение на единицу его длины.

Линиатура растра = разрешение фотовыводного устройства/16. Если фотоформа будет выводиться с разрешением 2400 dpi, то ее линиатура составляет 150 линий на дюйм.

Линиатура относится только к регулярным амплитудно-модулированным растрам. Для обозначения термина «линиатура» используется аббревиатура — Ipi, расшифровывающаяся как lines per inch (число линий на дюйм). Чем выше частота укладки линий на единицу длины изображения, тем меньше заметна дискретность изображения, обусловленная его растровой структурой. Наиболее типичные значения линиатуры печати — 60, 85, 100, 120, 133, 150, 175, 200 lpi и так далее. Человек, обладающий среднестатической остротой зрения, как правило, не замечает растра в изображениях, отпечатанных с линиатурой более 133 lpi, при просмотре изображений с расстояния в 25-35 сантиметров.

Большинство газетных иллюстраций печатается растром в 75 lpi, журнальных — 133-150 lpi, а иллюстрации в хороших альбомах могут иметь линиатуру до 175 lpi. От линиатуры растра также зависит видимое качество иллюстраций. Чем выше линиатура, тем менее заметны образующие растр точки и тем ближе отпечаток к фотографическому оригиналу.

 

https://iqprint.ru/sposobyi-pechati/

Способы печати

ОФСЕТНАЯ ПЕЧАТЬ — способ печати, при котором красочное изображение с плоской печатной формы передается на бумагу посредством промежуточного офсетного цилиндра покрытого эластичной резинотканевой пластиной (на него переносится краска с печатающих элементов печатной формы, а уже с него на запечатываемый материал)

ЦИФРОВАЯ ПЕЧАТЬ (ЦП) — технология получения изображений электрографическим способом с использованием переменной печатной формы, изменениями в которой при каждом цикле управляет ЭВМ издательской системы, при котором скрытое электростатическое изображение с помощью лазера формируется на цилиндре из полупроводниковых материалов и затем с помощью ионизированного тонера переносится на запечатываемый материал. Требует закрепления тонера на носителе с помощью термообработки либо фьюзерного масла.

Определение ЦП в узком смысле: цифровая печать — совокупность технологий, работающих как с виртуальными, так и временными печатными формами при условии цифровой генерации новой печатной формы для каждого выводимого оттиска.

К использованию временных печатных форм относятся электрография, ионография, магнитография. В этом случае печатная форма существует как специальная зарядовая запись на некотором электромагнитном носителе.

ЦП в широком смысле включает в себя все формы прямого экспонирования информации из компьютера — на цветоделенные пленки, печатные формы всех видов или непосредственно на бумагу. Более конкретными, чем употребление понятия «ЦП», являются термины, отражающие, куда переносятся данные из компьютера. Это следующая линейка терминов:

Computer-to-Film: Компьютер-пленка (CtF);

Computer-to-Plate: Компьютер-печатная форма (CtPl);

Computer-to-Press: Компьютер-печатная машина (CtP);

Computer-to-Cylinder: Компьютер-цилиндр (CtCy);

Computer-to-Print: Компьютер-оттиск (CtPr);

Computer-to-Paper: Компьютер-оттиск (CtPr).

История ЦП

Внедрение цифровой обработки информации в полиграфии началось в конце 60-х гг. с фотонабора для текстовой части и (несколько позже) с использования барабанного сканера для иллюстраций. Клеевой монтаж полос с 80-х гг. начал сменяться цифровым экспонированием целых страниц. Так через

цифровое представление информации начал «срастаться» текст и изображение. PS-имиджсеттеры, особенно с учетом внедрения технологии Wysiwig («вижу, что делаю»), резко упростили фотонабор. В результате на исходе 80-х гг. возникла технология Computer-to-Film.

Появление в 90-е гг. лазерных принтеров, языка описания страниц PostScript и программ верстки типа PageMaker привело ЦП в подобие ее современного вида. Настольные издательские системы (Deskop Publishing) превратили процесс печатания из таинства профессионала в работу, которая формально доступна всем. В начале 90-х появились плейтсеттеры — устройства для экспонирования печатных форм на основе данных, подготовленных в компьютере. Так возникла технология Computer-to-Plate. В середине 90-х гг. возникла технология Computer-to-Press.

В 1995 г. компания PressPoint Inc.стала передавать в цифровом виде и печатать по методу цифровой печати газету Bild Zeitung в Гонконге.

В целом развитие технологий, относящихся к ЦП, шло по линии сокращения количества промежуточных шагов при производстве и перемещении печатной продукции. Перспективна уже существующая печать по запросу (Print-on-Demand), которая позволяет ощутимо сократить издержки за счет востребованности практически всего тиража. В производстве тенденция исключения промежуточных операций привела к сквозному компьютерному управлению процессом печати — от подготовки данных на допечатной стадии через управление потоками информации при работе печатных машин (с учетом логистики предприятия) к компьютерному управлению послепечатными операциями. При этом также осуществляется контроль сетевых и системных ресурсов.

ТАМПОПЕЧАТЬ — или тампонная печать — способ печати, при котором краска с фотополимерной формы глубокой печати передается на тампон из упругоэластичного материала, затем тампон опускается на поверхность запечатываемого предмета (стакан, авторучка и и т.д.) принимая его форму и нанося изображение.

ШЕЛКОГРАФИЯ или ТРАФАРЕТНАЯ ПЕЧАТЬ — один из старейших методов печати. Способ печати, при котором краска продавливается специальным тупым ножом-ракелем через печатающие элементы (матрицу) из тончайшей металлической сетки на запечатываемый материал, а закрытые пробельные элементы печатной формы (матрицы) не дают краске проникать на запечатываемый материал.

ФЛЕКСОГРАФИЯ или ФЛЕКСОГРАФСКАЯ ПЕЧАТЬ — разновидность высокой печати с эластичных печатных форм маловязкими быстрозакрепляющимися на невпитывающих материалах красками с летучими растворителями.

 

Цифра или офсет?

 

https://iqprint.ru/tsifra-ili-ofset/

 

 

Этот вопрос — очень популярен у заказчиков полиграфии, впервые имеющих дело с цифровой печатью. Конечно, можно было бы свести ответ к простенькой таблице. Но на практике почти все, кто получили такой краткий ответ, задают следующий вопрос «А почему получается именно так?».

Плюсы и минусы

Для начала договоримся, что нет смысла сравнивать уникальные возможности каждой технологии.

· Цифра вне конкуренции, когда надо печатать переменные данные — особенно если они более сложные, чем просто нумерация.

· Только цифра способна начать выдавать тираж многоцветной брошюры полос в 40-60 уже через полчаса-час после утверждения макета.

С другой стороны, на российском рынке коммерческой полиграфии нет цифровых печатных машин, где можно было бы разместить заказ на печать тиража форматом А2 и более.

В отличие от офсетных многие модели цифровых машин плохо печатают на дизайнерских бумагах и бумагах с тиснением.

Не все цифровые машины годятся для печати смесевыми красками, большинство работает только в CMYK.

Поэтому будем сравнивать только то, что одинаково возможно и на цифре и на офсете, и где заказчику важно — как выгоднее? На практике это, скорее всего, будут полноцветные листовки, буклеты, открытки, брошюры, визитные карточки, небольшие постеры, календари.

Цена старта

Хотя цифровая печать год от года все дешевеет, но стоимость одного отпечатанного листа на цифре все равно остается выше стоимости листа, отпечатанного офсетом. 1-сторонний полноцветный оттиск формата А3+ на цифре для заказчика стоит от 25 до 60 центов, а в офсете около 2 центов. Пока это так, у цифры не было бы экономического смысла, если бы не одна особенность офсетной печати. В офсете из-за технологических причин неизбежно есть такая вещь, как минимальный тираж и его стоимость. Фактически это цена запуска печатной машины. В прайс-листах типографий в самой первой строчке может быть написано «100 листов» или «500 листов» или еще что-нибудь в этом роде. Обычно, чем меньше машина, тем меньше для нее минимальный тираж. На деле это зависит от маркетинговой политики типографии и от того, какие заказы она хочет получать.

В любом случае, если написано, что 100 листов стоят, скажем, 100 долларов, то это значит, что и 90 листов будут стоить 100 долларов, и 50 листов и 10 листов и даже 1 лист — тоже. В офсете стоимость минимального тиража включает стоимость печатных форм, стоимость времени работы машины и печатников при настройке на тираж и стоимость израсходованной при этом бумаги. Все это расходы, которые от тиража-то как раз и не зависят. На практике настройка (она же — приладка) при полноцветной печати длится от 15 минут до часа. Сказывается сложность изображения, толковость печатника, техническое состояния машины и напичканность ее всякими автоматическими устройствами. Расход бумаги на приладку — от 20 до 300-500 листов.

Конечно, что-то слабо похожее есть и на цифре. Правда, там это правильнее назвать стоимостью первой копии. В начале каждого тиража цифровая печатная машина какое-то время «думает», переваривает полученные файлы, и только после выхода первой копии начинает работать с нормальной скоростью. В стоимость первой копии типография обычно включает еще работу оператора по настройке цифровой печатной машины на конкретный тираж — учет бумаги, формата, объема, брошюровки и т. д. Но разница с офсетом по времени и по деньгам все равно остается сильной. С одной стороны — несколько минут и несколько долларов, а с другой — несколько десятков минут и сотня-другая в деньгах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: