Мифологическая картина мира




Религиозные верования и культы на Урале в древности.

Многочисленные народы Урала начали верить в существование духов и богов, добрых и злых сил ещё в те далёкие времена, когда они впервые попытались осмыслить окружающий их мир. В древности люди верили в то, что некоторые объекты природы, например горы или родники, являются священными. Со временем они стали сами создавать святые места – для хранения святынь или для богослужения, например, храмы или церкви, а также монастыри, где монахи могли жить в тишине и покое.

Люди верили в родство с теми или иными животными, рыбами и птицами. Тесно связана вера в добрых и злых духов с представлениями о загробном мире. Все это сопровождалось соответствующей культовой практикой. Идолам, наготовленным из камня, дерева, металла и других материалов, приносились жертвы. Отправлением культа занимались шаманы, выступавшие посредниками между людьми с потусторонними силами. Они охраняли и обслуживали идолов, совершали жертвенные ритуалы, вступали во время шаманства в контакт с духами, занимались предсказаниями и т. п. Свои обряды и жертвоприношения шаманы совершали в особых священных местах, где располагались специальные святилища.

Наряду с профессиональными служителями культа, которых было сравнительно немного, жреческие функции мог выполнять в домашних условиях любой глава семьи или рода. Кроме того, сакральные (священные) обязанности традиционно возлагались на племенных вождей.

В зависимости от природно-климатических условий и особенностей хозяйственной деятельности, у разных народов преобладали те или иные культы. Так, для тюрко-язычных кочевников-степняков был характерен культ коня. У живших в лесах финно-угров особо почитались медведь (отсюда - клятва перед его лапой или зубом и ритуальный медвежий праздник). Почитался лось, бывший символом достатка и благополучия (по случаю добычи первого весеннего лося устраивался лосиный праздник). Почитались другие священные животные и птицы, с убийством которых полагалось приносить жертвы духам. То же наблюдалось и в отношении некоторых пород рыб.

Духам леса и воды, покровителям охоты и рыбной ловли, также приносились жертвы, а в их честь устраивались праздники.

Раскапывая древние поселения, ученые встретили странные скопления костей домашних животных. Представь себе уложенные под полом помещения в глубокой яме по кругу 12 черепов коров, лошадей и овец. Внутреннее пространство круга было заполнено плотно уложенными костями ног тех же животных. Конечно, перед нами жертвенник, остатки ритуальной трапезы обитателей поселения, а кости принадлежали жертвенным животным. По древним верованиям в этой трапезе незримо участвовали и боги. Подобные жертвенники многочисленны и имеют различный вид. Это может быть захороненная перед входом в помещение собака. Внутри помещений, рядом с входами, под полами были найдены погребения детей. Это также остатки обрядов, при совершении которых определенные дети при определенных условиях должны были быть похоронены именно здесь.

 

У земледельческих народов Урала (удмуртов, марийцев, коми-пермяков) складывались соответствующие аграрные культы, которые делились на циклы: зимне-весенние (связанные с подготовкой к весенним работам и посевом зерновых) и летне-осенние (связанные с ожиданием урожая и его сбором). Отправление этих культов сопровождалось соответствующими ритуалами и жертвоприношениями.

Мифологическая картина мира

Примерно в IV--III тыс. до н. э., у народов Урала постепенно начинает складываться система мифологических представлений. Гак, согласно мифологическим представлениям сотворение земли было произведено богом-демиургом, символом которого являлся лебедь. Земля была создана из первичного подводного ила с помощью другой водоплавающей птицы (утки, гагары). Бог-демиург создал все полезное, а его помощник-антипод -- все вредное.

Мифологический мир был разделен на три уровня: верхний (Небо с Полярной звездой в центре), срединный (земля, окруженная водой) и нижний (загробный мир холода и мрака). Мировой осью являлись дерево, или гора, или река.

Каждому уровню соответствовали определенные божества: верхнему – демиург, среднему -- женские божества и их дети, нижнему -- божества мрака и смерти. На земле обитали также божества -- покровители промыслов и духи -- хозяева сил природы (воды, ветра, леса, огня и т. д.).

По одной из версий, бот сотворил из глины мужчину, я его брат -- женщину. От этого брака родились бог северного ветра, повелевавший также громом и молнией, впоследствии -- покровитель охотников и воинов.

Бог отправил своих детей на землю, где они породили настоящих людей. На эту тему существуют и другие мифы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: