Морфологические особенности




Теоретический минимум 1.

Культура научной речи

 

Общая характеристика научного стиля

Научный стиль – это стиль, обеспечивающий получение и сохранение научных знаний. Сфера общественной деятельности, в которой функционирует научный стиль, это наука. Специфика этой сферы общения сообщение результатов научных исследований, научное описание фактов и явлений действительности. В зависимости от специфических задач, стоящих перед автором научного исследования, он излагает свои научные воззрения в разных жанрах научной литературы. Этот функциональный стиль обладает большим разнообразием речевых жанров; среди них основными являются: научная монография и научная статья, диссертационные работы, научно-учебная проза (учебники, учебные и методические пособия и т.п.), научно-технические произведения (разного рода инструкции, правила техники безопасности и проч.), аннотации, рефераты, научные доклады, лекции, научные дискуссии, а также жанры научно-популярной литературы.

Научный стиль реализует функцию сообщения. Однако та информация, которая лежит в основе научного сообщения, имеет свою специфику: она носит интеллектуальный характер. Исходя из этого, передача научной информации требует точности, логичности, доказательности. Вторичная функция научного стиля – активизация логического мышления читателя (слушателя).

Научный стиль реализуется преимущественно в письменной форме речи. Однако с развитием средств массовой коммуникации, с ростом значимости науки в современном обществе, увеличением числа различного рода научных контактов, таких, как конференции,симпозиумы, научные семинары, возрастает роль устной научной речи. Ведущее положение в научном стиле занимает монологическая речь.

Основными чертами научного стиля и в письменной, и в устной форме являются отвлеченность, обобщенность, логичность, доказательность, объективность изложения, точность, скрытая эмоциональность, строгость. Именно они организуют в систему все языковые средства, формирующие этот функциональный стиль, и определяют выбор лексики в произведениях научного стиля.

Русский язык и культура речи: Учебник /Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2005. – С.75-78.

Русский язык и культура речи: учебное пособие / Под ред. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2014. – С.28-37.

 

Подстили научного стиля

Научный стиль делят на четыре подстиля: собственно научный, учебно-научный, технический и научно-популярный.

Собственно научный подстиль представлен текстами, которые пишут ученые для своих коллег, чтобы сообщить в них новую научную информацию и доказать ее истинность (монографии, статьи, выступления на конференциях). Именно в этом подстиле вводятся новые термины, ставятся и решаются научные проблемы. Собственно научный подстиль отличается максимальной строгостью научного изложения.

Учебно-научный подстиль мы наблюдаем в разнообразных учебниках и учебных пособиях, лекциях, объяснениях на уроках, рефератах и др. В этих жанрах научной речи происходит закрепление и передача научных знаний людям, стремящимся получить образование. Характер изложения материала в учебно-научной литературе в большой степени зависит от категории читателей (сравните букварь и учебник для вузов).

Технический подстиль обуслуживает разнообразные технические описания (аппаратов, приборов, устройств).

Научно-популярный подстиль предназначен для читателя, интересующегося вопросами науки. Иногда научно-популярные статьи или книги относят к публицистическому стилю, однако основная цель таких произведений – передать научные знания – является общей для всех подстилей научного стиля. В научно-популярных текстах терминологическая лексика присутствует в минимальных количествах, научные понятия вводятся зачастую с опорой на бытовое сознание читателей, на их практический опыт, поэтому в таких текстах встречаются эмоционально-экспрессивные элементы, сравнения, метафоры, аналогии и др. (Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи: учебное пособие / Г.Я. Солганик, Т.С. Дроняева. – М.: Издтельский центр «Академия», 2005. – С. 12-13).

Отличительные черты научного стиля

Лексические особенности

1. Важнейшим компонентом лексики являются термины. Термин – это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности.К специфическим особенностям термина относятся: 1) системность; 2) наличие дефиниции; 3) тенденция к однозначности в пределах своего терминологического поля; 4) стилистическая нейтральность; 5) отсутствие экспрессии. Терминология в целом относится к числу интегрирующих факторов, которые позволяют создавать единое информационное (экономическое, научно-техническое и т. п.) пространство, поскольку именно терминология обеспечивает информационное взаимопони­мание на национальном и межнациональном уровнях (Культура русской речи: учебник для студентов вузов / Российская академия наук, Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова; отв. ред.: Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. – М.: НОРМА, 2008. – С.170).

Вершину составляют общенаучные термины, предназначенные выражать категории и понятия, принципиально и продуктивно применимые ко всем областям научного знания, объединяющие в своем составе номинации логико-философских категорий, обладающих гносеологической универсальностью, а также категорий и понятий нового типа, возникших в результате математизации и кибернетизации, электронизации, информатизации, науки, в результате интеграци­онных процессов и новейших методов исследования: система, элемент, структура, функция, модель, парадигма, информация, управление, программа, надежность, адаптация, метод, фактор и т. п.

Межнаучная терминология объединяет два достаточно самостоя­тельных состава. Один из них обнаруживается при вычленении интегрирующих элементов внутри цикла наук, другой образуют отдельные терминологические единицы, именующие понятия, применимые в понятийных аппаратах разных (невнутрикомплексных) объединений: гармония в составе музыкальной терминологии и гармония в лингвистике.

Узкоспециальная терминология – самый представительный слой специальных терминов, именующих специфические для каждой отрасли знания реалии, понятия, категории (Культура русской речи: учебник для студентов вузов / Российская академия наук, Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова; отв. ред.: Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. – М.: НОРМА, 2008. – С.179-183).

2. Использование специальной научной и терминологической лексики, в том числе международной терминологии: аналог, атрибутивный, система и др.

3. Употребление многозначных лексически нейтральных слов не во всех своих значениях, а только, как правило, в одном. Например, глагол «считать», имеющий четыре значения, в научном стиле реализует преимущественно значение: «делать какое-нибудь заключение о ком-нибудь или чем-нибудь, признавать, полагать».

4. Употребление в одном, становящемся терминологическим, значении характерно и для существительных, и для прилагательных, например, тело, сила, движение, кислый, тяжелым и т.п.

5. В научной речи по сравнению с другими стилями наблюдается более широкое использование абстрактной лексики по сравнению с конкретной.

6. Для передачи профессиональной информации совершенно необходимы и нейтральные в стилистическом отношении пласты лексики, имеющие свою функциональную специфику в рамках языка для профессионального общения.

7. Лексический состав научного стиля характеризуется относительной однородностью и замкнутостью, что выражается, в частности, в меньшем использовании синонимов. Объем текста в научном стиле увеличивается не столько за счет употребления различных слов, сколько за счет многократного повторения одних и тех же.

8. Фразеология научного стиля характеризуется наличием составных терминов: солнечное сплетение, звонкие согласные, точка кипения, различного рода клише: состоит из …, представляет собой и др.

9. Отсутствие лексики с разговорной и разговорно-просторечной окраской. Этому стилю в меньшей степени, чем публицистическому или художественному, свойственна оценочность. Оценки используются, чтобы выразить точку зрения автора, сделать ее более понятной и доступной, пояснить мысль, привлечь внимание и в основном имеют рациональный, а не эмоционально-экспрессивный характер

Русский язык и культура речи: Учебник /Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2005. – С.75-78.

Русский язык и культура речи: учебное пособие / Под ред. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2014. – С.28-37.

Русский язык и культура речи: учебник для студентов, аспирантов, преподавателей вузов / Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Савова. – М.: Проспект, 2013. – С.99-100.

 

Морфологические особенности

1. Повышенное употребление имен существительных, которые составляют 35% всех словоупотреблений. (Ср.: в художественной речи они дают 23-25%, в разговорной – около 12%).

2. В системе научного текста имена существительные, приобретая зна­чение термина, называют целый класс предметов с помощью формы единственного числа в значении множественного: Ухо – орган слуха у млекопитающих.

3. Существительные, не имеющие формы множественного числа в других функциональных стилях, в научном тексте употребляются во множе­ственном числе: машинные масла, низкие температуры, посторонние шумы.

4. Среди существительных преобладают формы среднего рода единственного числа, так как именно эти формы придают речи отвлеченный, обобщенный характер, например: явление, свойство, условие, состояние и т.д.

5. Повышенная употребительность имен прилагательных (13% словоупотреблений) и причастий (6% всех словоупотреблений), что объясняется необходимостью точного обозначения видовых признаков понятий, их логической конкретизации.

6. Преимущественное употребление таких глагольных форм, как инфинитив, формы настоящего, будущего времени, как правило, с вневременным значением, формы несовершенного вида, передающие значение длительности, постоянства и многократности действия. Очевидно, что выбор подобных фор определяется необходимостью обозначить связи между явлениями и понятиями, между объектом и признаком. Глагол в научной речи сравнительно редко выражает конкретное действие.

Русский язык и культура речи: учебник для студентов, аспирантов, преподавателей вузов / Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Савова. – М.: Проспект, 2013. – С.99-100.

Русский язык и культура речи: Учебник /Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2005. – С.75-78.

Русский язык и культура речи: учебное пособие / Под ред. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2014. – С.28-37.

Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи: учебное пособие / Г.Я. Солганик, Т.С. Дроняева. – М.: Издтельский центр «Академия», 2005. – С. 12-13.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: