Сформулируйте основную проблему. Авторская позиция. Ваша позиция и аргумент.




Сформулируйте основную проблему. Авторская позиция. Ваша позиция и аргумент.

(1)Дмитрий Сергеевич Лихачёв жил, работал в полную силу, работал ежедневно, много, несмотря на плохое здоровье. (2)От Соловецкого лагеря особого назначения он получил язву желудка, кровотечения.

(3)Почему он сохранил себя полноценным до 90 лет? (4)Сам он объяснял свою физическую стойкость «резистентностью» (лат. resistentia — «сопротивление, противодействие»). (5)Из его школьных друзей никто не сохранился. (6)«Подавленность — этого состояния у меня не было. (7)В нашей школе были революционные традиции, поощрялось составлять собственное мировоззрение. (8)Перечить существующим теориям. (9)Например, я сделал доклад против дарвинизма. (10)Учителю понравилось, хотя он не был со мною согласен.

(11)Я был карикатурист, рисовал шаржи на школьных учителей. (12)Они смеялись вместе со всеми. (13)Они поощряли смелость мысли, воспитывали духовную непослушность. (14)Это всё помогло мне противостоять дурным влияниям в лагере. (15)Когда меня проваливали в Академию наук, я не придавал этому значения, не обижался и духом не падал. (16)Три раза проваливали!»

(17)Он рассказывал мне: «В тридцать седьмом году меня уволили из издательства с должности корректора. (18)Всякое несчастье шло мне на пользу. (19)Годы корректорской работы были хороши, приходилось много читать. (20)В войну не взяли, имел белый билет из-за язвы желудка.

(21)Гонения персональные начались в 1972 году, когда я выступил в защиту Екатерининского парка в Пушкине. (22)И до этого дня злились, что я был против порубок в Петергофе, строительства там. (23)Это 1965 год. (24)А тут, в 1972 году, остервенели. (25)3апретили упоминать меня в печати и на телевидении».

(26)Скандал разразился, когда Лихачёв выступил на телевидении против переименования Петергофа в Петродворец, Твери в Калинин. (27)Тверь сыграла колоссальную роль в русской истории, как же можно отказываться! (28)Сказал, что скандинавы, греки, французы, татары много значили для России.

(29)В 1977 году его не пустили на съезд славистов.

(30)Членкора Академии наук Лихачёву дали в 1953 году. (31)В 1958-м провалили в Академии, в 1969-м — отклонили.

(32)Ему удалось спасти в Новгороде застройку Кремля высотными зданиями, он спас в Питере Невский проспект, портик Руска: «Разрушение памятников всегда начинается с произвола, которому не нужна гласность».

(33)Он извлёк древнерусскую литературу из изоляции, включив её в структуру европейской культуры.

(34)У него ко всему был свой подход: учёные-естественники критикуют астрологические предсказания за антинаучность. (35)Лихачёв — за то, что они лишают человека свободы воли.

(36)Он не создал учения, но он создал образ защитника культуры, настоящего гражданина.

«(37)Даже в случаях тупиковых, — говорил Дмитрий Сергеевич, — когда всё глухо, когда вас не слышат, будьте добры высказывать своё мнение. (38)Не отмалчивайтесь, выступайте. (39)Я заставляю себя выступать, чтобы прозвучал хоть один голос».

(По Д. А. Гранину)

 

Домашняя работа. 11 М 1, 11 СЭ. 26.03.

Тест № 3

 

Домашняя работа. 11 М 1, 11 СЭ. 27.03.

Тест № 4

 

Домашняя работа. 11 М 1, 11 СЭ.28.03.

Двух...язычный словарь, присутствовать на прем...ере, с...язвить по поводу случившегося, об...ект постоянных насмешек, долгожданный почтал...он, серебряный медал...он, отыскать из...ян, с...ехаться со всех концов, руч...и текут, посетить вар...ете, присутствовать на кинос...емке, выпить валер...янки, проводить супер...игру, подняться на п...едестал почета, увеличить об...ем производства, из...явить неожиданное желание, увидеть

в...явь.

 

 

Сформулируйте основную проблему. Авторская позиция. Ваша позиция и аргумент.

1)Наш язык до сих пор ощущается многими как некая слепая стихия, которой невозможно управлять.

(2)Одним из первых утвердил эту мысль гениальный учёный В. Гумбольдт. (3)«Язык, — писал он, — совершенно независим от отдельного субъекта... (4)Перед индивидом язык стоит как продукт деятельности многих поколений и достояние целой нации, поэтому сила индивида по сравнению с силой языка незначительна».

(5)Это воззрение сохранилось до нашей эпохи. (6)«Сколько ни скажи разумных слов против глупых и наглых слов, они — мы это знаем — от того не исчезнут, а если исчезнут, то не потому, что эстеты или лингвисты возмущались», — так писал один даровитый учёный. (7)«В том и беда, — говорил он с тоской, — что ревнителей чистоты и правильности родной речи, как и ревнителей добрых нравов, никто слышать не хочет... (8)3а них говорят грамматика и логика, здравый смысл и хороший вкус, благозвучие и благопристойность, но из всего этого натиска грамматики, риторики и стилистики на бесшабашную, безобразную, безоглядную живую речь не выходит ничего». (9)Приведя образцы всевозможных речевых «безобразий», учёный воплотил свою печаль в безрадостном и безнадёжном афоризме: «Доводы от разума, науки и хорошего тона действуют на бытие таких словечек не больше, чем курсы геологии на землетрясение».

(10)В прежнее время такой пессимизм был совершенно оправдан. (11)Нечего было и думать о том, чтобы дружно, планомерно, сплочёнными силами вмешаться в совершающиеся языковые процессы и направить их по желанному руслу. (12)Старик Карамзин очень точно выразил это общее чувство смиренной покорности перед стихийными силами языка: «Слова входят в наш язык самовластно».

(13)С тех пор крупнейшие наши языковеды постоянно указывали, что воля отдельных людей, к сожалению, бессильна сознательно управлять процессами формирования нашей речи.

(14)Все так и представляли себе: будто мимо них протекает могучая речевая река, а они стоят на берегу и с бессильным негодованием следят, сколько всякой дребедени несут на себе её волны.

— (15)Незачем, — говорили они, — кипятиться и драться. (16)До сих пор ещё не было случая, чтобы попытка блюстителей чистоты языка исправить языковые ошибки сколько-нибудь значительной массы людей увенчалась хотя бы малейшим успехом.

(17)Но можем ли мы согласиться с такой философией бездействия и непротивления злу? (18)Неужели мы, писатели, педагоги, лингвисты, можем только скорбеть, негодовать, ужасаться, наблюдая, как портится русский язык, но не смеем и думать о том, чтобы мощными усилиями воли подчинить его коллективному разуму?

(19)Пусть философия бездействия имела свой смысл в былые эпохи, когда творческая воля людей так часто бывала бессильна в борьбе со стихиями — в том числе и со стихией языка. (20)Но в эпоху завоевания космоса, в эпоху искусственных рек и морей неужели у нас нет ни малейшей возможности хоть отчасти воздействовать на стихию своего языка?

(21)Всякому ясно, что эта власть у нас есть, и нужно удивляться лишь тому, что мы так мало пользуемся ею. (22)Ведь существуют же в нашей стране такие сверхмощные рычаги просвещения, как радио, кино, телевидение, идеально согласованные между собой во всех своих задачах и действиях. (23)Я уже не говорю о множестве газет и журналов — районных, областных, городских, — подчинённых единому идейному плану, вполне владеющих умами миллионов читателей.

(24)Стоит только всему этому целенаправленному комплексу сил дружно, планомерно, решительно восстать против уродств нашей нынешней речи, громко заклеймить их всенародным позором — и можно не сомневаться, что многие из этих уродств если не исчезнут совсем, то, во всяком случае, навсегда потеряют свой массовый, эпидемический характер...

(25)Правда, я очень хорошо понимаю, что всех этих мер недостаточно.

(26)Ведь культура речи неотделима от общей культуры. (27)Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего сердца, своего интеллекта. (28)Иной и пишет, и говорит без ошибок, но какой у него бедный словарь, какие заплесневелые фразы! (29)Какая худосочная душевная жизнь отражается в них!

(30)Между тем лишь та речь может по-настоящему называться культурной, у которой богатый словарь и множество разнообразных интонаций. (31)Этого никакими походами за чистоту языка не добьёшься. (32)3десь нужны другие, более длительные, более широкие методы. (33)Для подлинного просвещения создано столько библиотек, школ, университетов, институтов и т. д. (34)Поднимая свою общую культуру, народ тем самым поднимает и культуру своего языка.

(35)Но, конечно, это не освобождает любого из нас от посильного участия в борьбе за чистоту и красоту нашей речи.

(По К. И. Чуковскому)

 

Домашняя работа. 11 М 1, 11 СЭ. 29.03.

60. Самостоятельно подберите сочетание слов, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.

(1)Случается, что отдельные киты или целые стаи дельфинов выбрасываются на берег и погибают, и происходит это в одних и тех же местах. (2)Долгое время учёные не могли объяснить такое явление, но впоследствии было выяснено, что киты и дельфины посылают звуковые волны и воспринимают их отражения от каких-либо препятствий: плывёт кит или дельфин, посылает звуковые сигналы, улавливает их отражения и обходит препятствие. (3)<...>, когда дно повышается к берегу постепенно, по правилам физики (угол падения всегда равен углу отражения) звуковые волны, посылаемые животным, ударяясь о пологое дно, не возвращаются к нему, а уходят в воздух, и, не получая «эха», киты и дельфины плывут вперёд и оказываются на мели.

61. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении.

(1)Недостаточно, чтобы художник-пейзажист верно изобразил на холсте деревья, берег реки, леса, поля, гористую даль, морской простор: важно, чтобы он сумел раскрыть в картине своё отношение к изображённой природе, показал, какое впечатление она производит на человека. (2)Мы говорим: «весёлый дождик», «унылое небо», «пробудившийся от зимнего сна лес», «грозно нахмурившееся море». (3)<...> пейзажист пишет дождик весёлым, небо унылым, лес проснувшимся, а море хмурым, он передаёт зрителю настроение, которое вызвала в его душе та или иная картина природы, и это является признаком мастерства художника.

62. Самостоятельно подберите слово, которое должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста.

(1)Верблюды могут долго обходиться без пищи, и, что особенно важно, они несколько дней могут не пить, и учёные долго строили догадки о причинах их удивительной способности переносить жажду. (2)Недоказанными оказались и предположение, что удерживает воду желудок животного — а пьёт верблюд много и быстро: за 10 минут он поглощает сразу 10 вёдер воды, и предположение, что выносить жажду позволяет верблюду накопленный в горбах жир, ведь, «сгорая», он даёт воду и таким образом предохраняет организм от обезвоживания. (3)<...>, что феноменальная стойкость верблюда к жажде зависит от его способности за счёт воды терять до четверти массы своего тела, при этом в крови влага удерживается в значительно большем количестве, чем у других животных.

63. Самостоятельно подберите словосочетание, которое должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста.

(1)В разрушении гор участвуют разнообразные внешние силы. (2)Днём солнечные лучи нагревают скалу — камни расширяются, ночью же, остывая, они вновь сжимаются, и камень не выдерживает и растрескивается, после чего свою разрушительную работу начинает вода, которая попадает в трещины: при замерзании она расширяется, и трещины растут; в них проникают корни растений, высасывая вместе с влагой вещества, нужные им для питания, и постепенно разъедают поверхность скалы, к чему присоединяется и работа бактерий, которые перерабатывают разрушенные горные породы и превращают их в почву. (3)<...> процессы называются выветриванием, хотя ветер и не принимает в них непосредственного участия.

64. Самостоятельно подберите вводное словосочетание, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении.

(1)Мировой опыт показывает, что на современном этапе развития нанотехнологий одно из ключевых мест занимает нанесение тонких плёнок в вакууме. (2)Варьируя толщину и количество слоев в таких плёнках, можно независимо от химического состава получать диэлектрические или полупроводниковые свойства у металлов и достигать более высокой прочности и твёрдости. (3)<...>, используя многокомпонентные и многослойные плёнки можно формировать нанокомпозитные материалы с очень широким диапазоном назначений.

65. Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста.

(1)Рис требует несколько меньшего количества удобрений по сравнению с другими сельскохозяйственными культурами. (2)<...> объясняется тем, что в корневой зоне растений риса обитают специфические азотфиксирующие бактерии. (3)В результате даже без внесения азотных удобрений плантация риса может сохранять урожайность в течение длительного времени.

66. Самостоятельно подберите сочетание слов, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.

 

(1)На определённом этапе раз­ви­тия цивилизации на Земле обмен ин­фор­ма­ци­ей между лю­дь­ми стал глав­ным двигателем прогресса. (2)Со вре­ме­нем пришло по­ни­ма­ние того, что важно не толь­ко чтобы по­сла­ние дошло до адресата, но и чтобы это про­изо­шло возможно быстрее, и бла­го­да­ря гению ин­же­не­ров в рас­по­ря­же­ние человечества по­сту­па­ют телеграф, те­ле­фон и радио. (3)<...> современное по­ко­ле­ние стало сви­де­те­лем такого сред­ства связи, как элек­трон­ная почта, с по­мо­щью которой можно по­слать сообщение в любую точку зем­но­го шара, чтобы через счи­та­ные секунды ад­ре­сат его получил.

67. Самостоятельно подберите слово, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.

(1)Геологические процессы, формирующие облик и внутреннюю структуру нашей планеты, протекают чрезвычайно медленно и не поддаются непосредственному наблюдению. (2)Единственным исключением служит вулканическая деятельность — явление грандиозное и впечатляющее: при извержении вулканов облик отдельных участков Земли может измениться до неузнаваемости за считаные дни (а порой часы и даже минуты). (3)<...>, что уже одно это и возможность непосредственного контакта с "внутренним содержанием" планеты заставляют учёных с особым интересом относиться к процессу вулканизма.

68. Самостоятельно подберите сочетание слов, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.

(1)В море вокруг вулканического кратера, находящегося на поверхности вулкана или неглубоко под водой, образуется риф — возвышение в форме кольца. (2)Он состоит из скелетов кораллов — микроскопических морских существ, миллионы которых живут в тёплой морской воде на небольшой глубине. (3)<...> вулканический остров разрушается и опускается под воду, коралловый риф поднимается всё выше.

69. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска во втором предложении.

(1)Вулканическая магма состоит из многих компонентов: кальция, магния, железа и некоторых других, она содержит пары воды и газы. (2)<...> главной составляющей магмы является окись кремния. (3)От количества этого элемента зависят свойства магмы, характер извержения — спокойный или взрывной, форма вулкана.

70. Самостоятельно подберите наречие, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении.

(1)Радиатор ав­то­мо­би­ля пред­став­ля­ет собой за­мкну­тую систему, в связи с чем зимой воз­ни­ка­ют трудности. (2)При тем­пе­ра­ту­ре ниже нуля обыч­ная вода за­мер­за­ет и пе­ре­кры­ва­ет па­труб­ки радиатора, из-за чего мотор перегревается, и, что ещё хуже, замёрзшая вода рас­ши­ря­ет­ся и может взо­рвать патрубки. (3)<...> воду для ра­ди­а­то­ра сме­ши­ва­ют с антифризом — со­дер­жа­щей сахар жидкостью, не поз­во­ля­ю­щей воде пре­вра­тить­ся в лёд даже при ми­ну­со­вой температуре.

71. Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста.

 

(1)Все вещества, с ко­то­ры­ми мы встре­ча­ем­ся в окру­жа­ю­щем нас мире, бы­ва­ют или жидкими, или твёрдыми, или газообразными. (2)<...>со­сто­я­ния веществ на­зы­ва­ют их аг­ре­гат­ны­ми состояниями. (3)Мно­гие вещества при охла­жде­нии или на­гре­ва­нии можно пе­ре­ве­сти из од­но­го агрегатного со­сто­я­ния в другое, и при этом они не­ожи­дан­но приобретают со­всем другие свойства.

72. Самостоятельно подберите вводное словосочетание, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении.

 

(1)Жиры, по­ми­мо выполнения энер­ге­ти­че­ской функции, участ­ву­ют в ме­ха­низ­мах водного обмена. (2)В частности, при их окис­ле­нии выделяется ме­та­бо­ли­че­ская вода, ко­то­рая частично удо­вле­тво­ря­ет потребности ор­га­низ­ма в жидкости. (3)<...>, жиры ока­зы­ва­ют­ся одним из важ­ней­ших компонентов пи­та­ния в усло­ви­ях тропических пустынь.

73. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

(1)Притча, как известно, пришла в русскую литературу вместе с христианской письменностью, с первыми переводами текстов Священного писания.(2)Вместе с тем этот древний жанр оказался мало изучен в нашем литературоведении — широкий интерес к притче возник в литературной критике лишь в 1970-х годах. (3)<…> и тогда сам по себе жанр притчи исследователями почти не рассматривался в глубоко научном контексте, и лишь в 1991 году был опубликован свод притчевых текстов разного типа, подготовленный Л. И. Алёхиной и Н. И. Прокофьевым, благодаря чему стало возможно говорить о жанре притчи на обширном и далеко не случайном материале.

74. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.

(1)Творческая манера Михаила Врубеля, русского художника рубежа XIX–XX вв., работавшего почти во всех видах и жанрах изобразительного искусства, настолько самобытна, что картины этого мастера невозможно перепутать с работами других авторов. (2)Многие современники Врубеля объясняли такую самобытность следствием серьёзных душевных болезней, считали его творчество «больным», <…> художник, как известно, в последние годы жизни страдал психическими расстройствами. (3)Однако психиатр Ф.А. Усольцев, лечащий врач М. Врубеля, утверждал, что творчество художника «не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: