Лекция 2. История зарождения и развития БЖД как социальной функции и учебной дисциплины.




 

Проблема обеспечения безопасности жизни населения как социальная функция существовала с тех пор, как общество сформировало социальную систему. Решением этой проблемы занимались военизированные сообщества: армия, жандармерия, полиция и др., которые обеспечивали защиту от внешнего врага, охрану жизни граждан и внутреннего порядка в социальной системе. Однако в обществе Во второй половине ХIХ века в странах Западной Европы, в России, США началось интенсивное развитие машинного производства со всеми его негативными проблемами, характерными и для современности - несовершенство во техники, технологий и через это - загрязнение природной среды отходами, увеличение уровня заболеваемости и смертности как общей, так и связанной с производственными условиями - смертельные травмы, производственные болезни, уменьшение продолжительности жизни людей, рождаемость, активные процессы деградации природных.

В настоящее время это называется глобальным экологическим кризисом. Это комплексное понятие, связанное с политическими, социально-экономическими условиями жизни и деятельности человека в различных сферах - природной, которая предопределяет все остальные - производственную, бытовую, социальную, политическую, экономическую, психическую. В настоящее время возникла необходимость анализировать, прогнозировать эти явления, от которых зависит безопасность человека, общества, всей цивилизации.

Первым, на современном научном уровне, об обеспечении безопасности человеку указал польский натуралист В Ястшембовский. В 1857 г он опубликовал работу "Черты эргономики", понимая под этим науку о безопасности труда, в которой приоритет отдавался машинам, не учитывая психику человека-работника, оператора Он считал, что если машины, механизмы, техника станут безопасными, то и человек, работник (оператор) будут в полной безопасности При этом кроме технической стороны нужно учитывать и психическое состояние человека - человеческий фактор, который может часто меняться в зависимости от ситуации, на что указывал известный русский ученый ВМ Бехтерев. Он стал основателем эргологии- учении о психических аспекты безопасности человека в его различных сферах деятельности, прежде всего в производственные системах.

В 1930 году советский физиолог МА Бернштейн в работе "Современная биомеханика и вопросы охраны труда" подчеркнул важность эргономического подхода к решению проблемы безопасности труда. Он рассматривал человека как систему биологических механизмов, рычагов в, действующие согласно законам механики. Эргономика (греч. «эргон» - труд, гр «номос» - закон) - учение о безопасности труда с помощью машин, механизмов

Это научная дисциплина, комплексно изучающая закономерности взаимодействия человека с техническими средствами, предметами, целями деятельности и средой Ее практическими задачами является повышение эффективности деятельности человека при сохранении здоровья и всестороннего развития личности.

Основная цель эргономики - от техники безопасности к безопасной техники. Для этого необходимо уметь выявлять и классифицировать опасности, определять степень риска их проявления, знать принципы безопасности человека.

Основу эргономики составляет комплекс наук, предметом изучения которых является исследование связей, взаимодействий человека с окружающим его средой - производственным, бытовым, естественным, социальным Эргономика развивается в тесном взаимодействии с инженерной психологией, кибернетикой, системотехникой, исследованием операций, технической эстетикой, с научной организацией труда (НОТ), художественным конструированием - дизайн.

В 1931 г. французский генерал медицинской службы Джорж Сант-Пол основал в Париже организацию "Ассоциация Женевских зон", которая в последствии была преобразована в Международную организацию гражданской обороны. Под понятием "Женевские зоны" имелись в виду нейтральные зоны или открытые города, в которых в военное время могли бы найти убежище некоторые категории гражданского населения (женщины, дети, больные и пожилые люди).

24 мая 1930 года газета «Комсомольская правда» опубликовала материалы, в которых поднимался вопрос о необходимости всесторонней физической подготовленности молодежи и установлении специальных нормы и требований, определяющих критерии физической подготовленности молодежи и введении значков, оценивающих уровень подготовленности молодых людей к труду и обороне. В марте 1931 года был принят комплекс нормативов ГТО, который сначала состоял из одной ступени. Она включала 15 нормативов по различным физическим упражнениям (бег, прыжки, метания, плавание, лыжи и др.). Кроме того, сдающие комплекс должны были знать основы советского физкультурного движения и военного дела.

Идейная и политическая направленность комплекса ГТО делала его обязательным для исполнения в образовательных учреждениях, но с другой стороны – комплексы упражнений способствовали укреплению здоровья, развитию силы и физической подготовки к сложным ситуациям реальной жизни. В 1932 году была введена 2-я ступень комплекса ГТО, содержащая 25 норм: 3 теоретических требования и 22 практических испытания по различным видам физических упражнений. Она была значительно сложнее. Сдать все нормативы можно было только при условии систематических тренировок. В 1934 году был учрежден значок «Будь готов к труду и обороне» для школьников 14-15 лет, который состоял из 16 норм спортивно-технического характера и требований по санитарной подготовке. Значкист БГТО, кроме того, должен был уметь провести занятия по одному из видов спорта, знать правила и уметь судить спортивные игры [Ковалевский А.М., Астоян А.Х., Булахов В.С., Казаджиев Г.К., Погребной А.И. Если хочешь быть здоровым. – Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 1975. - 48 с.].

Почти одновременно с этим, для защиты населения от факторов военных действий, так как Советский Союз существовал в условиях внешнего враждебного окружения, 4 октября 1932 года Постановлением советского правительства была учреждена общесоюзная система местной противовоздушной обороны (МПВО). Она должна была предупреждать население о возникшей угрозе и о том, что она миновала, а также обеспечивать маскировку жилых районов и хозяйственных объектов. Кроме того, в задачу этой службы входила работа по подготовке для населения бомбоубежищ и газоубежищ. С этими целями обычно использовались подвалы. Населению читались разнообразные лекции о том, как обезопасить себя в чрезвычайных ситуациях различного рода. Людей учили надевать противогазы, оказывать пострадавшим первую медицинскую помощь и т.п.

Несколько позже в школах появился учебный предмет называемый ГО. Основной задачей ГО являлась подготовка учащихся к экстремальным ситуациям. Преподавались также основы медицинских знаний и здорового образа жизни и основы военной службы.

Пример: практические нормативы (задания) по гражданской обороне комплекса ГТО для первой возрастной группы I ступени

(мальчики и девочки-10—11 лет)

№ 1 Надевание противогаза (респиратора) — 14 сек.

№ 3 Непрерывное пребывание в противогазе с физической нагрузкой - 30 мин.

№ 9 Укрытие в убежищах (укрытиях) по сигналу «Воздушная тревога» (в составе группы без учета времени).

К сдаче практических нормативов (к соревнованиям) допускаются учащиеся, успешно усвоившие программу по гражданской обороне пятого класса.

Когда закончилась Великая отечественная война, Вторая мировая еще продолжалась. Для подавления агрессора в лице Японии, 6 августа 1945 года по приказу американских властей на японский город Хиросима была сброшена атомная бомба, а тремя днями позже - на город Нагасаки, в результате погибло 220 000 человек. Это был знак того что США – стала единственной силой владеющей атомным оружием. Поэтому руководство СССР предприняло все меры, чтобы в короткий срок созданием своего атомного оружия уравновесить это. В 1949 г. в СССР было проведен испытательный взрыв советской атомной бомбы на полигоне Семипалатинска. После этого стало мировой общественности ясно что сформировались два политических полюса, подтверждающие свои политические и идеологические ценности силой оружия огромной разрушительной силы. Сформировались два противоборствующих лагеря, возникла опасность третьей мировой атомной войны.

Это повлияло не только на подготовку этих сторон к защите от атомной опасности – строительству бомбоубежищ, закладке хранилищ для стратегического запаса продовольствия, воды, медикаментов, противогазов, одежды, обмундирования и т.п., но и на усиление подготовки населения к новому виду опасности. Школы внесли в свои программы новую информацию в курс ГО, касающуюся изучения свойств, поражающего действия радиоактивного излучения от атомного взрыва и способов защиты от радиоактивного излучения. Изучалось назначение и защитные свойства фильтрующих противогазов и других средств от радиоактивной пыли, свойства радиоактивных излучений и способы защиты от них при атомной опасности, назначение, защитные свойства и оборудование убежищ, противорадиационных укрытий и простейших укрытий, порядок заполнения защитных сооружений и правила поведения в них, строительство простейших и противорадиационных укрытий; приспособление под укрытия заглубленных сооружений (погребов, подвалов и т. п.); правила поведения населения при угрозе нападения противника, при проведении эвакуационных мероприятий и по сигналам гражданской обороны; способы ведения, спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.

В связи с возросшими требованиями защиты страны от последствий действия ракетно-ядерного оружия на базе МПВО была образована новая организационная структура - Гражданская оборона. Эта система была призвана обеспечить заблаговременную подготовку по вопросам ГО всей страны, ее экономики, населения. В июле 1961 года МПВО было преобразована в Гражданскую оборону (ГО). Она стала составной частью оборонных мероприятий от оружия массового поражения (ОМП), а также для спасательных работ при различных катастрофах. Подобные организации создаются и в других странах. Гражданская оборона в СССР была организована на всей территории страны, и общее руководство осуществлялось Советом Министров СССР. Таким образом, с момента своего появления ГО являлась частью системы общегосударственных оборонных мероприятий.

В 80-е годы для гражданской обороны наступил новый этап. Стало очевидным, что гражданская оборона не может ограничить свою деятельность рамками военного времени. Ее потенциал, силы и средства должны были с большей эффективностью использоваться в мирных условиях, особенно при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Это наглядно подтвердили такие события как авария на Чернобыльской АЭС (1986год), взрыв в городе Арзамас (1988год) и землетрясение в Ереване (1988год). В связи с этим возникла необходимость в другой структурной организации, оптимально позволяющей решить вопросы Гражданской обороны страны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

В 90-м году создается Российский корпус спасателей, а в 1991году Указом Президента РСФСР — Государственный комитет РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РФ, преобразованный через 3 года в Министерство РФ по дела ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Еще через год Постановлением Правительства РФ создается Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС), составной частью, которой стала гражданская оборона.

На данный момент в Российской Федерации реализуется долгосрочная государственная политика в области национальной обороны. Развитие и совершенствование сил и средств гражданской обороны включено указом Президента РФ в «Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: