Лабораторная работа № 9
Тема: конструкция масляной системы.
Цель: Изучить конструкцию масляной системы.
Ход работы:
Масляная система служит для создания необходимого давления и подвода масла к трущимся деталям, отвода тепла от них, а также для удаления продуктов износа и частиц нагара, попадающих между трущимися поверхностями. Масляная система состоит из внутренней и внешней. Внутренние системы смазки дизелей представляют собой совокупность каналов и трубок в деталях, обеспечивающих подвод масла ко всем механизмам деталей. Системы подвода масла к деталям у всех дизелей принципиально одинаковы. Из внутренней системы, например, дизеля ПД1М (рис. 1) насос 3 забирает масло по маслоотводящей трубе 1 из поддона дизеля и подает его во внешнюю систему. Внешние системы обеспечивают циркуляцию, очистку и охлаждение масла, забираемого из поддона дизеля и подводимого к его масляному коллектору. Внешняя масляная система содержит насосы, охладители масла, фильтры, контрольные и защитные приборы. Пройдя внешнюю систему, охлажденное и очищенное масло поступает в масляный коллектор 5 дизеля, из которого оно по каналам 2 подается к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала. От шатунных шеек коленчатого вала масло подается по каналам 8 в шатунах на охлаждение поршней и смазывание трущихся деталей цилиндропоршневой группы. Для смазывания подшипников распределительного вала масло от коллектора подводится к трубкам 7. К рычагам толкателей масло подается по трубкам 9 и далее по каналам 15 и 14 в рычагах и штангах толкателей - на смазывание рычагов механизма газораспределения. От масляного коллектора масло поступает также к шестерням привода распределительного вала (по трубке 13) и к подшипникам турбокомпрессора (по трубкам 10, 11). После смазывания деталей и сборочных единиц дизеля масло сливается в поддон дизеля 17 (маслосборник). Внешние масляные системы дизелей 10Д100, 5Д49 и ПД1М различаются числом масляных насосов, расположением трубопроводов и фильтров, типом охладителей масла и способами соединения отдельных элементов системы.
Тепловоз 2ТЭ10В. В системе (рис.2) установлен один масляный насос 1, обеспечивающий циркуляцию масла под давлением в основном контуре, включающем масляную ванну в картере дизеля, трубопровод, охладитель масла (водомасляный теплообменник) 10, фильтр грубой очистки 13 и масляные коллекторы дизеля с его внутренней системой. Помимо основного контура, масляная система имеет ряд дополнительных контуров: два независимых друг от друга контура тонкой очистки масла, контур прокачивания масла перед пуском дизеля, а также контур смазывания редукторов.
Рисунок- 1масляная система 10Д-100
1-маслоотводящий канал; 2-канал в КВ; 3-масляный насос; 4-фильтр грубой очистки масла; 5-масляный коллектор; 6-трубка к коренному подшипнику; 7-трубка к подшипнику распределительного вала; 8-канал в шатуне; 9-трубка к рычагам толкателя; 10-подвод к фильтру турбокомпрессора;11- подвод к подшипникам турбокомпрессора; 12-слив масла с турбокомпрессора; 13-подвод масла к шестерням; 14-подвод к рычагам клапанов газораспределения; 15-подвод к распределительным шестерням; 16-подвод к приводу масляного насоса; 17-маслосборник.
После масляного насоса 1 около 5-6% масла направляется к бумажным фильтрам тонкой очистки 12, откуда сливается снова в картер дизеля. Так как часовая подача насоса раз в 70 превышает объем масла в дизеле, то такой доли масла, направляемой в фильтры тонкой очистки, вполне достаточно для его очистки. Кроме того, второй контур очистки - контур центробежной очистки - обеспечивает очистку еще 10% объема масла. Контур центробежной очистки включает дополнительный масляный насос, установленный в картере дизеля, и центробежный очиститель масла, после которого масло стекает обратно в картер дизеля. В картере установлен предохранительный клапан, который при достижении в картере давления масла 0,8-1,02 МПа перепускает часть масла в основной контур. Маслопрокачивающий шестеренный насос 6, соединенный с электродвигателем, служит для прокачки масла в системе перед пуском дизеля для надежной подачи масла к его трущимся деталям, чтобы устранить задиры и уменьшить затраты мощности при пуске. Масло забирается насосом из картера дизеля и через невозвратный клапан 7 подается в фильтр грубой очистки, откуда поступает в масляные коллекторы дизеля и далее во внутреннюю систему. Время прокачки масла 1,5 мин определяется настройкой реле времени. Для смазывания подшипников редукторов масло поступает после фильтра тонкой очистки 12 через предохранительный клапан, отрегулированный на давление 0,07- 0,08 МПа.
В масляной системе дизеля установлены устройства автоматической защиты и приборы контроля. Защита дизеля от работы без масла или с пониженным его давлением осуществляется двумя реле давления. При падении давления масла в конце верхнего коллектора ниже 0,05-0,06 МПа происходит остановка дизеля в результате воздействия реле давления на цепь питания электромагнита золотника остановки регулятора; при падении давления ниже 0,11 МПа происходит сброс нагрузки в результате воздействия другого реле давления на цепь возбуждения генератора. Температура масла контролируется термореле 8, которое устанавливается на выходе масла из дизеля.
Реле срабатывает при температуре масла 85оС и снимает нагрузку с дизеля.
Элементы масляных систем
Главные масляные насосы. Насосы дизелей обеспечивают циркуляцию масла в системе. Все масляные насосы, применяемые на тепловозах, шестеренного типа и различаются только конструктивными формами, размерами и подачей. Основными элементами насосов являются косозубые шестерни, выполненные заодно со своими валами.
Рисунок-2 масляный насос
Главный масляный насос дизеля 10Д100 (рис. 2) имеет чугунный корпус 1 с двумя патрубками, один из которых А присоединен к дизельной раме, а второй Б-к нагнетательной трубе системы. В цилиндрических расточках корпуса установлены ведущая 5 и ведомая 10 стальные шестерни. Цапфы шестерен вращаются в радиально-сферических подшипниках, запрессованных в расточки плит 2 и 9 которые изготовлены из антифрикционного чугуна. Плиты играют роль осевых упоров косозубых шестерен. Для уменьшения осевых усилий на наружную плиту 2 на конце правой цапфы шестерни 5 смонтирован масляный демпфер (амортизатор), представляющий собой поршень 7, находящийся в расточке крышки 6. Пространство между поршнем и крышкой соединено каналом с нагнетательной полостью. Усилие, соответствующее давлению нагнетания, передается через шарикоподшипник на торец цапфы шестерни, компенсируя осевое усилие от шестерни на плиту 9. Давление масла, создаваемое насосом, ограничивается предохранительным клапаном 4, состоящим из корпуса и поршня, прижатого к седлу двумя пружинами. Клапан отрегулирован на открытие при давлении масла 0,55 МПа. При превышении этого давления масло из насоса будет сливаться обратно в картер. Насос получает вращение от коленчатого вала через шестеренную передачу и зубчатую муфту, закрепленную на шлицах вала шестерни 5. Подача насоса - 120 м3/ч.
Маслопрокачивающие насосы принципиально имеют такую же конструкцию, как и главные. Их корпуса крепятся либо к фланцу электродвигателя, либо закреплены на общей плите с электродвигателем. Шестерни вращаются в бронзовых втулках. Насосы имеют небольшую подачу.
На дизелях типа 5Д49 применяются сетчатые дисковые фильтры (рис. 3). Секция фильтра представляет набор сетчатых дисковых элементов 1, установленных на центральном трехгранном стержне 2. Масло, поступив снаружи элементов, поднимается очищенным вдоль стержня 2. Сетчатый элемент (рис.3, б) состоит из гофрированной диафрагмы 7 с отверстиями для прохода масла, двух двойных сеток: внешней 8 (фильтрующей) и внутренней 10 (более редкой несущей), завальцованных во внутренние 11 и наружные 9 ободки. Такие фильтры обладают большой поверхностью очистки на единицу объема.
Центробежные очистители масла. Рассмотренные средства очистки масла от загрязнений задерживают частицы, превышающие размеры пор ячеек фильтровальных элементов.
Уменьшение ячеек фильтров с тем, чтобы уловить самые мельчайшие механические частицы - продукты износа подшипников, колец и т. п. - невозможно, так как в этом случае гидравлическое сопротивление фильтра оказалось бы огромным.
Поэтому для отделения таких частиц от масла используется центробежный способ его очистки, при котором масло, попадая в цилиндр, вращающийся с очень большой частотой, отбрасывается на его стенки под действием центробежной силы.
Так как плотность металлических частице несколько раз больше плотности масла, а центробежные силы в тысячи раз превышают силы тяжести частиц, то взвешенные в масле эти частицы при вращении цилиндра остаются на его поверхности, образуя плотный слой. Центробежные очистители масла дизелей 10Д100, 5Д49 и ПД1М принципиально устроены и работают одинаково. Масло от специального шестеренного насоса подается под давлением к полой оси 3 (рис. 4) ротора 2, закрепленной в корпусе (кронштейне) 7 центрифуги. Выходя из отверстия в оси, масло перемещается в роторе, установленном на подшипниках оси, и подходит к сопловым наконечникам 6 ротора. Вытекая из сопел, масло развивает реактивную силу, заставляющую ротор вращаться. Масло, перемещающееся по ротору под действием центробежной силы, будет «сепарироваться», т. е. очищаться от посторонних частиц. Чистое масло стекает по каналам в корпусе обратно в картер.
Рисунок-3 Фильтр грубой очистки масла дизеля 5Д49:
а- конструкция фильтра; б- устройство сетчатого элемента;
1- дисковый сетчатый элемент; 2 - стержень; 3 - колпак;
4 - уплотнение; 5 - корпус; 6 вентиль;7 - гофрированная диаграмма;
8, 10 - внешняя и внутренняя сетки;9, 11 - наружный и внутренний ободки
![]() |
Рисунок- 4 Центробежный очиститель масла дизелей типа 5Д49:
1-колпак; 2-ротор; 3-полая ось; 4-втулка; 5-прокладка бумажная; 6-сопло; 7-кронштейн; 8-запорно-регулирующий клапан
Вывод: в ходе лабораторной работы я изучил конструкцию масляной системы.
Учебник Тепловозы основы теории и конструкция – 2-е изд., испр. под редакцией доктора техн. наук В.Д.Кузьмича-М. «Транспорт»,1991г.: 353 с. Стр.117-128. Прилагается глава учебника в формате Word.
По теме прилагается интернетматериал.
Обратная связь: выполненные задания, вопросы отправляем в комментариях или личные сообщения преподавателю или на электронную почту колледжа dktidistanc@mail.ru