Системы воспитательной работы классного руководителя. Планирование воспитательной работы в школе
· Системный характер воспитания.
· Воспитательные концепции личностной ориентации.
· Современные зарубежные педагогические концепции
· Понятие содержания и программа воспитательной деятельности
· Характеристика программ воспитательной деятельности
· Понятие плана и требования к нему
· Типы планов воспитательной деятельности
Общечеловеческое, национальное, интернациональное и индивидуальное в воспитании. Цель как один из системообразующих факторов процесса воспитания и развития личности. Воспитание как специально организованная деятельность и общение педагога и воспитанника. Деятельностно-поведенческая модель воспитания.
Воспитательная система Дж.Дьюи – система инструментализма. Неопрагматические концепции воспитания самоутверждения личности (А.Маслоу, А.Комбис, Э.Келли, К.Роджерс и др.). Концепции «нового гуманизма» и «сциенизма»: воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей (П.Херс, Дж.Вильсон, Р.С.Питерс и др.). Педагогика экзистенциализма, признающая личность высшей ценностью мира (Дж.Кнеллер, К.Гоулд, Э.Брейзах и др.). Педагогическая концепция современного неотомизма – воспитание общечеловеческой добродетели: доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему и др. (Ж.Маритен). Психолого-педагогическая концепция технократического воспитания: человеческое поведение – управляемый процесс (Б.Ф.Скиннер).
Духовное развитие личности школьника как процесс формирования его интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер жизнедеятельности. Идея формирования личности и теория свободного развития личности. Личностно-ориентированный подход в воспитании (Е.В.Бондаревская).
Авторские воспитательные системы (Л.И.Новикова, В.А.Караковский, И.П.Иванов, Е.В.Бондаревская). Концепция педагогики свободы О.С.Газмана. Синергетическая и обобщенная феноменологическая концепции С.В.Кульневича.
Планирование воспитательной работы
Структура плана:
1. Анализ уровня воспитанности учащихся (диагностическая карта)
2. Постановка воспитательных целей и задач (2-3 собственно-педагогические задачи)
3. Работа с детьми
4. Работа с учителями
5. Работа с общественностью
Требования к плану:
1. Наличие обще-социальных целей и конкретной цели для данного класса, вытекающих из уровня воспитанности учащихся данного класса
2. учет интересов и потребностей детей
3. разнообразие содержания, форм и методов работы
4. разумное сочетание словесных форм деятельности и самой активной деятельности
5. преемственность, систематичность и последовательность в подборе видов деятельности
6. реальность планирования
7. согласованность плана классного руководителя с общешкольным планом воспитательной деятельности
Источники планирования
1. различные государственные документы, отражающие вопросы воспитания и образования (Закон «Об образовании», 1992 г., Концепция воспитания, 2000 г. и др.)
2. программа воспитательной деятельности
3. школьные документы
4. методические рекомендации, письма
5. предложения ребят
6. «красные» даты календаря
Что предшествует планированию воспитательной работы классным руководителем?
1. Определить цели и задачи на основе возраста детей, уровня развития классного коллектива, условий воспитания (возможностей города или села, конкретного региона, специфики школы), возможностей педагогического коллектива школы и близлежащих учебно-воспитательных учреждений;
2. Определить личностный потенциал самого руководителя;
Планированию должно предшествовать изучение детей и классного (их понятий и представлений, интересов, склонностей-потребностей, уровня развития, связей, отношений), а также истории жизни и воспитания их, состояния учебно-воспитательного процесса. Делается это двумя путями:
· С использованием различных методик психолого-педагогического исследования из «пакета школьных методик»;
· Проведением разнообразных по видам и формам, по содержанию мероприятия в самые первые дни и недели работы классного руководителя: День мира, воскресный поход, организационные классные часы, собрания, дискуссии;
3. Привлечение учащихся к планированию
· Классный час: Перспективы нашей жизни», продажа идей, мозговой штурм, конверт предложений;
4. Изучение календаря знаменательных дат: события мирового уровня, государственные, городские, школьные праздники;
Выявление предметных экскурсий, просмотров спектаклей, предметных недель.
Виды планов
Перспективный план
Включает:
· Краткую характеристику класса, отдельных учащихся;
· Цели и задачи воспитательной работы;
· Перечень основных направлений воспитательной деятельности
Удобен – для взгляда на перспективу!
№ | Виды деятельности | ответственный | сроки | примечание |
План-сетка
Удобен для повседневной работы!
Работа с документами | РК | Родительские собрания | Индивидуальная работа с родителями | |||
Август | ||||||
Сентябрь | ||||||
Октябрь | ||||||
Ноябрь | ||||||
Декабрь | ||||||
Январь | ||||||
Перспективно-календарный
Первая страничка:
· Характеристика класса;
· Цель воспитательной работы с классом на год, стратегические и тактические задачи;
· Главный раздел - сам план.
· План имеет десять страниц – по количеству месяцев учебного года (страницы подрезанные)
Сроки проведения дел Содержание планирования | СЕНТЯБРЬ | ||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | ||
1. организационная работа | 1. воспитательно-организационные задачи | ||||
2. содержание «пятнадцатиминуток» классного руководителя с активом | |||||
2. организация ктд учащихся | 1. познавательная деятельность | ||||
2. ценностно-ориентировочная деятельность | |||||
3. трудовая деятельность | |||||
4. общественно-полезная деятельность | |||||
5. художественная деятельность | |||||
6. физкультурно-спортивная деятельность | |||||
7. деятельность свободного общения | |||||
8. деятельность по профилю класса | |||||
3. методическая работа | 1. изучение учащихся, классного коллектива | ||||
2. дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся | |||||
3. взаимодействие с малым педагогическим коллективом | |||||
4. работа с родителями |
Зачем нужен план? Планирование позволяет классному руководителю:
1. четко осознать цель, стратегические и тактические задачи воспитания;
2. предварительно изучить классный коллектив, отдельных учащихся, состояние учебно-воспитательного процесса в классе, окружающие условия;
3. целенаправленно отобрать содержание и средства, организационные формы воспитательной работы;
4. проектировать результаты своей деятельности, планируя и корректируя поступательное движение в развитии коллектива и личности каждого учащегося;
5. и, что немаловажно, видеть перспективы своего собственного самосовершенствования, общечеловеческого и педагогического.
Воспитательные задачи:
1. Организация интеллектуально-познавательной деятельности учащихся (формирование эмоционально-положительного отношения к учебе, знаниям, науке, познанию, людям интеллектуального труда; ознакомление с конкретными методами и приемами научной организации интеллектуального труда; ориентация в соответствующей литературе).
2. Стимулирование здорового образа жизни, выработка собственной программы оздоровления;
3. Приобщение учащихся к культуре (науке, различным сферам искусства, художественной и публицистической литературе, музыке, живописи, архитектуре, дизайну в быту, национальным традициям и обычаям, культуре поведения);
4. Оказание помощи старшеклассникам в профессиональной ориентации и самоопределении, в процессе самоподготовки в избранной профессии;
5. Создание и развитие ученического коллектива, организация и стимулирование деятельности классного соуправления (учащихся под руководством педагога) и самоуправления (самостоятельная деятельность учащихся);
6. Воспитание культуры общения, создание опыта культурного проведения досуга в свободно выбранных видах деятельности и общения.