Перспективно-календарный




Системы воспитательной работы классного руководителя. Планирование воспитательной работы в школе

 

· Системный характер воспитания.

· Воспитательные концепции личностной ориентации.

· Современные зарубежные педагогические концепции

· Понятие содержания и программа воспитательной деятельности

· Характеристика программ воспитательной деятельности

· Понятие плана и требования к нему

· Типы планов воспитательной деятельности

 

Общечеловеческое, национальное, интернациональное и индивидуальное в воспитании. Цель как один из системообразующих факторов процесса воспитания и развития личности. Воспитание как специально организованная деятельность и общение педагога и воспитанника. Деятельностно-поведенческая модель воспитания.

Воспитательная система Дж.Дьюи – система инструментализма. Неопрагматические концепции воспитания самоутверждения личности (А.Маслоу, А.Комбис, Э.Келли, К.Роджерс и др.). Концепции «нового гуманизма» и «сциенизма»: воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей (П.Херс, Дж.Вильсон, Р.С.Питерс и др.). Педагогика экзистенциализма, признающая личность высшей ценностью мира (Дж.Кнеллер, К.Гоулд, Э.Брейзах и др.). Педагогическая концепция современного неотомизма – воспитание общечеловеческой добродетели: доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему и др. (Ж.Маритен). Психолого-педагогическая концепция технократического воспитания: человеческое поведение – управляемый процесс (Б.Ф.Скиннер).

Духовное развитие личности школьника как процесс формирования его интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер жизнедеятельности. Идея формирования личности и теория свободного развития личности. Личностно-ориентированный подход в воспитании (Е.В.Бондаревская).

Авторские воспитательные системы (Л.И.Новикова, В.А.Караковский, И.П.Иванов, Е.В.Бондаревская). Концепция педагогики свободы О.С.Газмана. Синергетическая и обобщенная феноменологическая концепции С.В.Кульневича.

 

Планирование воспитательной работы

Структура плана:

1. Анализ уровня воспитанности учащихся (диагностическая карта)

2. Постановка воспитательных целей и задач (2-3 собственно-педагогические задачи)

3. Работа с детьми

4. Работа с учителями

5. Работа с общественностью

 

Требования к плану:

1. Наличие обще-социальных целей и конкретной цели для данного класса, вытекающих из уровня воспитанности учащихся данного класса

2. учет интересов и потребностей детей

3. разнообразие содержания, форм и методов работы

4. разумное сочетание словесных форм деятельности и самой активной деятельности

5. преемственность, систематичность и последовательность в подборе видов деятельности

6. реальность планирования

7. согласованность плана классного руководителя с общешкольным планом воспитательной деятельности

 

Источники планирования

1. различные государственные документы, отражающие вопросы воспитания и образования (Закон «Об образовании», 1992 г., Концепция воспитания, 2000 г. и др.)

2. программа воспитательной деятельности

3. школьные документы

4. методические рекомендации, письма

5. предложения ребят

6. «красные» даты календаря

 

 

Что предшествует планированию воспитательной работы классным руководителем?

1. Определить цели и задачи на основе возраста детей, уровня развития классного коллектива, условий воспитания (возможностей города или села, конкретного региона, специфики школы), возможностей педагогического коллектива школы и близлежащих учебно-воспитательных учреждений;

2. Определить личностный потенциал самого руководителя;

Планированию должно предшествовать изучение детей и классного (их понятий и представлений, интересов, склонностей-потребностей, уровня развития, связей, отношений), а также истории жизни и воспитания их, состояния учебно-воспитательного процесса. Делается это двумя путями:

· С использованием различных методик психолого-педагогического исследования из «пакета школьных методик»;

· Проведением разнообразных по видам и формам, по содержанию мероприятия в самые первые дни и недели работы классного руководителя: День мира, воскресный поход, организационные классные часы, собрания, дискуссии;

3. Привлечение учащихся к планированию

· Классный час: Перспективы нашей жизни», продажа идей, мозговой штурм, конверт предложений;

4. Изучение календаря знаменательных дат: события мирового уровня, государственные, городские, школьные праздники;

Выявление предметных экскурсий, просмотров спектаклей, предметных недель.

 

Виды планов

Перспективный план

Включает:

· Краткую характеристику класса, отдельных учащихся;

· Цели и задачи воспитательной работы;

· Перечень основных направлений воспитательной деятельности

Удобен – для взгляда на перспективу!

Виды деятельности ответственный сроки примечание
         

 

План-сетка

Удобен для повседневной работы!

 

  Работа с документами РК Родительские собрания Индивидуальная работа с родителями    
Август            
Сентябрь            
Октябрь            
Ноябрь            
Декабрь            
Январь            
             

 

Перспективно-календарный

Первая страничка:

· Характеристика класса;

· Цель воспитательной работы с классом на год, стратегические и тактические задачи;

· Главный раздел - сам план.

· План имеет десять страниц – по количеству месяцев учебного года (страницы подрезанные)

 

 

Сроки проведения дел   Содержание планирования СЕНТЯБРЬ
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
           
1. организационная работа 1. воспитательно-организационные задачи        
2. содержание «пятнадцатиминуток» классного руководителя с активом        
2. организация ктд учащихся 1. познавательная деятельность        
2. ценностно-ориентировочная деятельность        
3. трудовая деятельность        
4. общественно-полезная деятельность        
5. художественная деятельность        
6. физкультурно-спортивная деятельность        
7. деятельность свободного общения        
8. деятельность по профилю класса        
3. методическая работа 1. изучение учащихся, классного коллектива        
2. дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся        
3. взаимодействие с малым педагогическим коллективом        
4. работа с родителями        

 

 

Зачем нужен план? Планирование позволяет классному руководителю:

1. четко осознать цель, стратегические и тактические задачи воспитания;

2. предварительно изучить классный коллектив, отдельных учащихся, состояние учебно-воспитательного процесса в классе, окружающие условия;

3. целенаправленно отобрать содержание и средства, организационные формы воспитательной работы;

4. проектировать результаты своей деятельности, планируя и корректируя поступательное движение в развитии коллектива и личности каждого учащегося;

5. и, что немаловажно, видеть перспективы своего собственного самосовершенствования, общечеловеческого и педагогического.

 

Воспитательные задачи:

1. Организация интеллектуально-познавательной деятельности учащихся (формирование эмоционально-положительного отношения к учебе, знаниям, науке, познанию, людям интеллектуального труда; ознакомление с конкретными методами и приемами научной организации интеллектуального труда; ориентация в соответствующей литературе).

2. Стимулирование здорового образа жизни, выработка собственной программы оздоровления;

3. Приобщение учащихся к культуре (науке, различным сферам искусства, художественной и публицистической литературе, музыке, живописи, архитектуре, дизайну в быту, национальным традициям и обычаям, культуре поведения);

4. Оказание помощи старшеклассникам в профессиональной ориентации и самоопределении, в процессе самоподготовки в избранной профессии;

5. Создание и развитие ученического коллектива, организация и стимулирование деятельности классного соуправления (учащихся под руководством педагога) и самоуправления (самостоятельная деятельность учащихся);

6. Воспитание культуры общения, создание опыта культурного проведения досуга в свободно выбранных видах деятельности и общения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: