Д. Постиндустриальное (информационное)




I. по развитию письменности

а. дописьменные (Считается, что письменность появилась в конце IV тысячелетия до н.э. в у шумеров. Немногим позже письмо стали использовать египтяне, а к 2000 году до н.э. оно появилось в Китае. До этого времени мы говорим о дописьменном периоде).

б. письменные Люди либо используют систему предметных символов, либо уже имеют алфавит и фиксируют звуки на материальных носителях. Различают предметное, пиктографическое (изображение), иероглифическое, слоговое и алфавитное письмо.

 

II. По наличию иерархии.

А. простые (отсутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные)

Б. сложные (несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов).

III. По формациям

Карл Маркс выделил следующие общественно-экономические формации:

  1. Первобытная. Нет разделения на классы, форма собственности – общинная, способ производства – присваивающий.
  2. Рабовладельческая. Существует частная собственность на средства производства. Общество делится на рабов (людей, не имеющих собственности на средства производства, находящихся в собственности у рабовладельцев) и рабовладельцев (организуют производство).
  3. Феодальная. Общество делится на феодалов (земельных собственников) и крестьян, не имеющих земли в своей собственности и ведущих свои мелкие индивидуальные хозяйства на земле феодалов.
  4. Капиталистическая. Общество делится на два класса: буржуа (предприниматели, владельцы средств производства) и пролетариев (рабочих).Форма собственности – частная, свобода предпринимательства.
  5. Коммунистическая. Нет деления общества на классы, средства производства находятся в общественной собственности.

 

IV. По степени открытости:

А. Закрытое общество – характеризуется статичностью социальной структуры, ограниченной мобильностью, традиционализмом, очень медленным введение инноваций или их отсутствием, авторитарной идеологией.

Б. Открытое общество – характеризуется динамичной социальной структурой, высокой социальной мобильностью, способностью к инновациям, плюрализмом, отсутствием государственной идеологии.

V. По способу добывания средств существования.

А. Охота и собирательство

Б. Скотоводство и огородничество

В. Доиндустриальное (традиционное)

Г. Индустриальное

Д. Постиндустриальное (информационное)

Доиндустриальное общество характеризуется традиционным типом экономики. Ведущая роль у аграрного сектора экономики, основной фактор производства и ценность – земля. Экономика развивается экстенсивно.

Экстенсивный путь развития - это наращивание производства за счёт увеличения количества средств производства и производимого продукта.

Повсеместно распространено натуральное хозяйство и простое товарное производство, ручной труд.

Традиционное общество характеризуется низкой социальной мобильностью, замкнутой социальной структурой (сословная и кастовая иерархия). То есть, невозможность изменить предписанное от рождения социальное положение. Статусные отличия выражаются в костюме, языке, субкультуре, системе ценностей. В таком обществе преобладают патриархальные, расширенные семьи (большая семья, включающая несколько поколений, ведущих совместное домашнее хозяйство, муж – глава семьи).

Типичная форма правления – монархия, республики существуют, но не повсеместно в условиях традиционного общества. Преобладают авторитарные и тоталитарные политические режимы. Духовная и светская власть дополняют друг друга, иногда глава государства является одновременно и светским, и духовным лидером.

Традиционное общество характеризуется продолжительными международными конфликтами, стремлением расширить территорию государства, захватить сырьевые и промышленные центры, присвоить богатства и рабов, обложить данью зависимые народы.

Духовная сфера жизни традиционного общества имеет следующие признаки:

  1. Ориентация культуры на опыт предков.
  2. Сословный характер культуры.
  3. Нормативная, обыденная, народная культуры.
  4. Религия как стержень культуры.
  5. Устойчивость мифологии и мифологического сознания.
  6. Множество самостоятельных культурных центров.
  7. Сакрализация знаний и накопленного опыта.
  8. Низкий уровень образования большинства и недоступность образования для непривилегированных слоёв населения.
  9. Элитарный статус ученых.
  10. Практические знания. Схоластика, алхимия.

 

Примеры традиционных обществ: современные "примитивные" общества, страны "третьего мира" с традиционным укладом жизни.

 

 

Индустриальное общество характеризуется рыночным или командным типом экономики. Преобладает промышленное производство на основе развития частной собственности. Основной фактор производства и главная ценность – капитал. Наука – непосредственная производительная сила. Научные идеи внедряются в промышленное производство.

В отличие от традиционного общества, существует интенсивный путь развития (качественные изменения): стремление получить большее количество продукта при тех же затратах факторов производства.

Интенсивный путь развития - процесс развития, основанный на применении более эффективных орудий и предметов труда и более совершенных форм организации труда.

Присутствует механизация и автоматизация производства, внедряются поточные линии., массовое, стандартизированное производство.

Приоритетные производства (в хронологической последовательности):

А) угольная промышленность, текстильное производства, железные дороги;

Б) сталелитейная промышленность, машиностроение, алюминиевое производство;

В) химическая промышленность, производство электрооборудования, атомные технологии.

Также, формируются гигантские национальные промышленные центры и корпорации, то есть, складывается международная экономическая система. При этом, экономическое развитие динамично и неравномерно, происходят экономические кризисы.

В социальной сфере происходит формирование классовой системы общества. Классы делятся по имущественному признаку, а имущество приобретается благодаря личным заслугам и способностям. Растёт численность рабочего класса.

Наблюдается высокая со­ци­аль­ная мо­биль­ность на­се­ле­ния (горизонтальная и вертикальная), воз­мож­но­сти со­ци­аль­ных пе­ре­ме­ще­ний прак­ти­че­ски не огра­ни­че­ны. При этом, увеличивается набор статусов и ролевой набора индивида.

Происходит быстрый рост жизненного уровня значительной массы населения. Однако общество потребления, характерное для индустриального общества, приводит к отчуждению человека, индивидуализму и проблеме одиночества.

Формируются нации и национальное самосознание.

Урбанизация – рост городов и городского населения.

Причины урбанизации:

  • развитие общественных производительных сил;
  • распространение протестантской этики с культом производительного труда;
  • торговля на дальние расстояния.

 

Также, преобладает малая (нуклеарная) семья.

Малая (нуклеарная) семья - это семья, состоящая из мужчины и женщины, живущих со своими детьми.

Типичная форма правления для индустриальных обществ – республика. Монархия продолжает своё существование, но не повсеместно. Тоталитарные и демократические режимы сосуществуют, демократия только формируется и набирает силу, складывается гражданское общество и правовое государство.

Ав­то­но­мия, сво­бо­ды и права лич­но­сти за­креп­ле­ны кон­сти­ту­ци­он­но в ка­че­стве не­отъ­ем­ле­мых и при­рож­ден­ных, а от­но­ше­ния лич­но­сти и об­ще­ства стро­ят­ся на на­ча­лах вза­им­ной от­вет­ствен­но­сти.

Растёт роль политических партий, проводятся демократические выборы. Развиваются пиар-технологии.

Сфера международных конфликтов расширяется, их разрушительная сила увеличивается. Поэтому присутствует проблема создания всеобщей системы безопасности. Для этого формируются международные правовые организации: Лига наций, Организация объединенных наций (ООН), Международный суд и др. Принимаются международные акты по правам человека и гражданина.

Также, формируется колониальная система. Экономическая и политическая зависимость бывших колоний от метрополий сохраняется.

В духовной сфере индустриального общества преобладают следующие тенденции:

1. Формирование научного мировоззрения. Секуляризация общественного сознания.

Секуляризация общественного сознания – замена религиозного мировоззрения и воспитания светским.

2. Модернизаций традиционных религий. Протестантизм – новое мировоззрение западного индустриального общества.

3. Формирование массовой и элитарной культуры. Коммерциализация культуры.

4.Расширение сферы досуга и индустрия развлечений.

5. Потребность в грамотном работнике для технически оснащенных промышленных предприятий. Развитие системы всеобщего массового и специализированного профессионального образования.

6. Развитие средств массовой информации (книгопечатание, газеты, телевидение).

 

Постиндустриальное общество характерен рыночный или смешанный тип экономики, преобладание сферы услуг и производства ин­фор­ма­ци­он­ных, интеллектуальных про­дук­тов (программы, изобретения).

Основной фактор производства – информация.

Происходит децентрализация производства (расщепление крупного предприятий на малые филиалы) и всеобщая компьютеризация, машины выполняют различные интеллектуальные задачи. Мелкосерийное производство (производство разнообразных товаров мелкими партиями).

Разнообразные технологии с опорой на достижения генетики, электроники, материаловедения и т.п. (микропроцессорные, ресурсо- и энергосберегающие технологии).

Основные виды производства в постиндустриальном обществе:

  • электроника и компьютерная техника;
  • космические производства и технологии;
  • океаническое производство;
  • генная индустрия;

 

Новые отрасли на стыке научных дисциплин:

· квантовая электроника;

· молекулярная биология.

Труд в постиндустриальном обществе более разнообразный, творческий и индивидуализированный.

Также, происходит ослабление вмешательства государства в экономическую сферу жизни общества и ослабление роли национальных экономик. При этом, растёт значение транснациональных и мультинациональных корпораций. Происходит глобализация экономики.

В социальной сфере постиндустриального общества сохраняется классовое деление общества, но возрастает доля среднего класса. Профессиональная дифференциация осуществляется в зависимости от уровня образования и квалификации. Происходит непрерывный процесс образования, так как это необходимо для того, чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке труда. Социальная мобильность растёт. Происходит разрушение классического представления о патриархальной и нуклеарной семье, появляются новые формы брака и семьи.

Например, увеличение числа разводов, однополые семьи, гостевой брак (регулярные брачные отношения между не проживающими вместе партнёрами).

Происходит старение общества.

Также, для постиндустриального общества характерна деурбанизация и возрождение деревень. Частая причина – плохая экологическая обстановка в городах.

Деурбанизация - отток населения из городов в сельскую местность.

Электронные средства коммуникации заменяют живое общение и взаимодействие людей (Диалог с машиной, Интернет-сообщество, социальные сети). Это ведёт к проблеме одиночества, которая характерна и для индустриального, и для постиндустриального общества.

Этнические меньшинства получают права. Происходит проникновение различных этносов на территорию других стран и этническая ассимиляция.

Этническая ассимиляция - процесс, в ходе которого этносы воспринимают язык и культуру другого этноса и постепенно с ним сливаются.

В политической сфере постиндустриального общества господство и ведущая роль принадлежит демократиям. Также, этот тип общества характеризуется политическим плюрализмом (множество различных точек зрения и возможность их открыто выражать). Присутствуют сильное гражданское общество и правовое государство, дальнейшее развитие и совершенствование международной правовой системы.

Духовная сфера жизни постиндустриального общества имеет следующие признаки:

1. Сохранение ведущей роли светской культуры.

2. На­рас­та­ю­щая ин­фор­ма­ти­за­ция об­ще­ства с ис­поль­зо­ва­ни­ем те­ле­фо­нии, радио, те­ле­ви­де­ния, сети Ин­тер­нет, а также тра­ди­ци­он­ных и элек­трон­ных СМИ. Колоссальный объем информации.

3. Экранная культура, Интернеткультура, клиповая культура.

4. Развитая сфера досуга и индустрии развлечений.

5. Массовый и масштабный туризм.

6. Изменение системы духовных ценностей: вместо понятий «дух» и «душа» – «интеллект» и «разум».

7. Планетарное и космическое сознание.

8. Рост числа религиозных культов. Религиозные организации с жесткой структурой и дисциплиной, секты.

9. Масштабное распространение массовой культуры.

10. Новый уровень развития науки и техники.

11. Плюрализм моральных норм. Проблема размывания моральных ценностей.

По мнению многих социологов постиндустриальное общество приходит на смену индустриальному в 70-е гг. ХХ века в самых развитых странах (США, Япония).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: