Руководитель Кустов Евгений Васильевич




Лаборатория Архетипических Исследований

Феномена Одиночества МУФО Санкт-Петербург

Руководитель Кустов Евгений Васильевич

«О феномене контакта в архетипотерапии»

Если основной целью практической психологии является расширение сознания человека, и вся методология определяет соответствующую суть терапевтического воздействия (1), то для её архетипической составляющей задачи в двусторонней схеме терапевт-фасилитатор – пациент (он же запросивец, он же подопечный, он же клиент) стоят гораздо шире – от учитывания особенностей пути индивидуации (причём как у самого терапевта, так и у его подопечного) до их неразрывной связи в прорабатываемом запросе с проблемами общими для человечества в целом (2).

Собственно «проблемы» и заставляют человека беспокоиться, искать из их круга обременённости выход, лишают сбалансированной стабильности, вновь и вновь принуждают идти за горизонты привычного.

Во истину:

«О, если б не было желаний,

То жизнь могла иною быть!!!»

Однако есть естественные необходимости – зарабатывать на хлеб насущный, обеспечивать себя и свою семью кровом и одеждой, а ещё откликаться на стремления улучшать уже имеющийся расклад жизни и на уровне обстоятельств, и на уровне психологическом, и на уровнях иных материальных и нематериальных планов.

Эти естественные необходимости и желания ввергают нас в череду событий, заставляя выстраивать новые отношения с миром и с самим собой! И сообразно этому мы вступаем в контакт с объёмом цены воплощения своего актуального запроса. Вплоть до его (актуального запроса) архетипических глубин.

Полагаю можно заявить определённо, что в зависимости от адекватности контакта человека с раскладомвозникающих необходимостей для воплощения актуального запроса проявляется возможность реализации желания. Подчёркиваю – возможность, - но не автоматическое свершение желанного. Ведь для того, чтобы желанное исполнилось, от желающего требуется совершить 100% объём работы по собиранию всех до единого пазлов искомого. Сюда входят необходимые усилия для трансформации востребованных качеств личности, чтобы воплотилось желанное и совершение в соответствии с этим труда по организации внешних обстоятельств (11).

И насколько человек способен входить в контакт с открывающимся для воплощения актуального запроса раскладом, и от того КАК человек поступает, таковой и будет ценавоплощения актуального запроса.

В качестве иллюстрации могу предложить такую историю: мне «вдруг» захотелось поднимать штангу весом в 120 килограмм, хотя до этого я не мог от пола оторвать гантели весом в 3 килограмма.

Что мне необходимо сделать, чтобы воплотилось желанное?

Было бы, конечно, разумно в самом начале спросить себя: «А пуркуа козе такой баян?».

Ну, хорошо, подтвердил себе: «Надо!».

Что дальше?

Начинаю тренировать своё тело – сам или с понедельника записываюсь в спортивную секцию. Во вторник выясняю, чтобы через полгода поднимать штангу в 120 килограмм, тренироваться нужно каждый день по 4 часа. Каждый день!!! По четыре часа!!!

Иду на встречу мечте дальше! Для этого меняю свои ежедневные обстоятельства – нахожу работу с удобным почасовым графиком и более высокооплачиваемую (питаться теперь нужно в усиленном режиме). Необходимо так же оплачивать работу тренера и покупать весь антураж необходимый в деятельности тяжелоатлетов. К этому добавляется преодоление проявившейся недисциплинированности, боязни общения с незнакомыми людьми, трусости в принятии неожиданных и неподконтрольных мне обстоятельств и т.п. и т.д..

И так каждый день на пути к воплощению желанного возникают пазлы необходимостей, их ценавоплощения и моя реакция на это.

Свершилось!!! Не через полгода, но через год, я стою на помосте и над головой у меня штанга в 120 килограмм!

Не через полгода – потому как я тренироваться был вынужден сам (на спортзал и хорошего тренера денег не заработал).

Плюс к этому много времени и усилий у меня ушло на преодоление саботажа привычного расклада личности, «которая никак не хотела выбираться по утрам из под тёпленько одеяла».

Плюс к этому пришлось немало потрудиться, чтобы изменить проявившуюся социофобию. Как сказал психотерапевт (к которому так же пришлось обращаться за помощью): «Это у вас последствия развода родителей».

Плюс к этому – я долго не мог найти новую работу, где бы платили больше и её график был бы гибкий.

Плюс к этому – в первые два месяца на пути к своей мечте неделями не мог встать с постели, так как «вдруг» начались простуды, внезапные поносы или лечение непривыкших к нагрузкам мышц.

Но я сделал это! Штанга над головой и я уверенно держу вес… И за всё это мною заплачена соответствующая цена впреодолении трудностей. Жизнь у меня теперь другая. Я обрёл качества дисциплинированности. Теперь я знаю, что могу воплотить любое другое своё желание. Нужно только захотеть! Я практически перестал болеть. Смело встречаю новое в своей жизни и не боюсь непредсказуемости завтрашнего дня.

Нужно заметить, что между сакраментальным моментом возникновения желания и его фактическим воплощением произошла череда разнообразных событий, которую характеризует один и тот же феномен – встреча привычного уклада внутреннего мира (включая взаимодействие структур личности друг с другом) с вызовами мира внешнего.

Герой приведённого примера мог бы некоторые этапы реализовывать раньше или позже. Длинность реализации какой-либо востребованности всегда зависит от готовности человека к контакту. А мы контактируем с миром или откликаемся на сигналы своего внутреннего мира в некоей полноте возможностей самого контакта. Я бы эту «полноту возможностей контакта» назвал диалогичностью или способностью к диалогу, т.е. способностью воспринимать и откликаться как на сигналы внешнего мира, так и на сигналы происходящего в мире внутреннем.

Здесь я употребляю диалогичность в понимании, предложенном Мартином Бубером (3). А Мартин Бубер различает три вида диалога: «подлинный», «технический» и «монолог, замаскированный под диалог». То есть, если герой нашего примера был вынужден сменить работу по графику на более удобную по временным затратам. Его могла остановить первая же неудача. Вроде: «Не получается у меня!!!», или (и) «Я – неудачник!», или (и) «Вернусь ка я в норку привычного и больше не буду пыжиться ловить журавля в небе» …

Однако герой выбрал подлинный диалог с тем, что породил вызов его желания, сумел преодолеть возникшую трудность и в реализации желанного двинулся дальше.

Феномен контакта в дискурсе архетипотерапии необходимо рассматривать в максимально доступной для нас с вами полноте. Иначе исчезнет главный смысл человеческой бытийственности, её сакральная экзистенциальность – процесс проживания ТОГО, ЧТО ЕСТЬ (в смысле того, ЧТО происходит в данный текущий момент и КАК я на ЭТО реагирую). В этой полноте присутствует и феномен встречи, и диалогичность со своими основными ипостасями (по V. Burley «Диалог: Теория и практика»): присутствие, включённость и преданность диалогу (4).

Основные процессы по трансформации и(или) трансмутации в приобретении востребованных качеств происходят на границе контакта. Здесь мы можем отважно встречать вызовы пробужденных событий или прерывать частично, а иногда и полностью, возникающий контакт.

Нас никто и ничто не заставляет сразу же откликаться на предлагаемый набор свершений. Если человек не является механистичным заложником личностных установок, то у него есть естественное право выбора меры усилий в реализации желанного. Совсем не обязательно хвататься за его сиюминутное воплощение. Этот расклад особенно актуален для людей подверженных перфекционизму.

Усилия в реализации желаемого, не подкреплённые соответствующими способностями, как правило приводят к истощению имеющихся сил и средств и крушению устремлений. А в случае повторения упорных попыток реализовывать желаемое вопреки действительности в личности формируются установки неверия в собственные силы вплоть до цинизма в отношении с подлинными закономерностями природы.

Более того, принцип гомеостатического регулирования (1) существующего психофизического статуса включает процессы провоцирования к проявлению человеком заведомо опрометчивых усилий, дабы «наглядно продемонстрировать» ему, что «не нужно ходить в тот конец, так как там мышка живёт и она обязательно хвостик отгрызёт» и «мы не допустим никаких отклонений от естественного процесса эволюционного развития!».

Наш гомеостаз это «кнопка от дурака» (термин из кибернетики), что страхует человека от опасных заигрываний с процессами самосовершенствования.

Гомеостатический консерватизм это не единственное проявление, с которым приходится встречаться в своей работе архетипотерапевту. На границе контакта это вся палитра, весь диапазон процессов, пробужденных запросом пациента с их многообразными диссонансами и консонансами, отсутствием присутствия в болевых узлах (5) проблематики как запросивца, так и самого терапевта (ибо он тоже человек далёкий от идеала). Если использовать метафору из темы музыки, то архетипотерапевт, подобно композитору, улавливает из пробужденного актуальным запросом многообразия звуков лейтмотив основной мелодии и идёт за ней (7).

Каждый человек имеет ту или иную степень дефектов базовых структур личности, что определяет его неспособность полноценно воспринимать и адекватно пребывать на границе контакта. И в соответствии со своим дефектом он прерывает (отклоняет) контакт.

Основные виды прерывания контакта на данный момент категориально определены и хорошо изучены. В своей практической подготовке дифференцирование проецирования, инроекцирования, ретрофлексии, эготизма, профлексивности, конфлюэнции, девалидизации и дефлексии, а так же их сочетанности является неотъемлемой частью для понимания терапевтом неспособности человека полноценно пребывать на границе контакта.

Разворачивание процессов на поле реализации запроса пациента во многом зависит от выбираемой терапевтом модальности (к примеру): когнитивного подхода (8) с его доминантой на познании происходящего, или бихевиоризма (9) с выявлением явных и скрытых стимулов в поведении, или вотелеснивания телесно ориентированных методик (10), или проживательности происходящего с поддержкой расширения сознания и использованием концептуальных направленностей гештальт подхода (6) …

Однако оптимальным раскладом в работе архетипотерапевта всё же было и будет чуткое восприятие происходящего на границе контакта и создание оптимальной терапевтической модальности именно для данного человека и его конкретной ситуации, как результат встречи и диалога с динамикой вечно летящего СЕЙЧАС.

 

Выводы и гипотезы:

 

Основной целью практической психологии является расширение сознания человека. Методология определяет соответствующую суть её направляемого воздействия. Для архетипотерапии задачи в двусторонней схеме терапевт-фасилитатор – пациент находятся в диапазоне от учитывания особенностей пути индивидуации до их неразрывной связи в прорабатываемом запросе с проблемами общими для человечества в целом.

 

В зависимости от адекватности контакта человека с раскладом возникающих необходимостей для воплощения актуального запроса проявляется возможность реализации желания. Чтобы желанное исполнилось, от желающего требуется совершить 100% объёма работы по собиранию всех до единого пазлов искомого. Сюда входят необходимые усилия для трансформации востребованных качеств личности, чтобы воплотилось желанное и совершение в соответствии с этим труда по организации внешних обстоятельств.

Насколько человек способен входить в контакт с открывающимся для воплощения актуального запроса раскладом, и от того КАК человек поступает, таковой и будет цена воплощения актуального запроса.

 

Между моментом возникновения желания и его фактическим воплощением происходит череда разнообразных событий, которую характеризует один и тот же феномен – встреча привычного уклада внутреннего мира (включая взаимодействие структур личности друг с другом) с вызовами мира внешнего.

 

Длинность реализации какой-либо востребованности всегда зависит от готовности человека к контакту. Человек контактирует с миром или откликается на сигналы своего внутреннего мира в некоей полноте возможностей самого контакта. Полнота возможностей контакта можно назвать диалогичностью или способностью к диалогу, т.е. способностью воспринимать и откликаться как на сигналы внешнего мира, так и на сигналы происходящего в мире внутреннем.

 

Феномен контакта в дискурсе архетипотерапии необходимо рассматривать в максимально доступной для нас с вами полноте. Иначе исчезнет главный смысл человеческой бытийственности, её сакральная экзистенциальность – процесс проживания ТОГО, ЧТО ЕСТЬ (в смысле того, ЧТО происходит в данный текущий момент и КАК я на ЭТО реагирую).

 

Основные процессы по трансформации и(или) трансмутации в приобретении востребованных качеств происходят на границе контакта. Здесь мы можем отважно встречать вызовы пробужденных событий или прерывать частично а иногда и полностью возникающий контакт.

 

Усилия в реализации желаемого, не подкреплённые соответствующими способностями, как правило приводят к истощению имеющихся сил и средств и крушению устремлений. А в случае повторения упорных попыток реализовывать желаемое вопреки действительности в личности формируются установки неверия в собственные силы вплоть до цинизма в отношениях с подлинными закономерностями природы.

 

Каждый человек имеет ту или иную степень дефектов базовых структур личности, что определяет его неспособность полноценно воспринимать и адекватно пребывать на границе контакта. И в соответствии со своим дефектом он прерывает (отклоняет) контакт.

 

Наиболее оптимальным раскладом в работе архетипотерапевта является чуткое восприятие происходящего на границе контакта и создание оптимальной терапевтической модальности именно для данного человека и его конкретной ситуации, как результат встречи и диалога с динамикой вечно летящего СЕЙЧАС.

 

Эффективность, качество, плодотворность работы архетипотерапевта и достижение желаемого результата в терапии находится в прямой пропорции от способности архетипотерапевта и его подопечного быть по настоящему живым (12) на границе возникающего контакта.

 

Ссылки на литературу и комментарии:

 

1. Ф. Пёрлз «Гештальт подход» и «Свидетель терапии». Изд. Психология 2007 г.

2. В. Лебедько, Е. Найдёнов «Магический Театр. Методология становления души». Издательский Дом БахраХ-М. 2008 г., стр. 98.

3. М. Бубер «Два образа веры». В переводе В.В. Рынкевич. М., 1995 г.

4. V. Burley «Диалог: Теория и практика». Журнал Практического психолога №3 ВЕГИ 2003 г. В переводе К. Павлова и А. Фокина.

5. В. Лебедько «Феноменология души». Изд. «Золотое сечение» г. Пенза 2010 г., стр 53.

6. М. Парлетт « Раздумья о Теории Поля». Журнал Практического психолога №3 ВЕГИ 2003 г. В переводе К. Павлова.

7. К. Павлов «Слушай, на что жалуется девочка, или как не «потерять» клиента». Журнал Практического психолога №3 ВЕГИ 2003 г.

8. Дж. Брунер «Психология познания». - М., 1977 г.

9. Дж. Б. Уотсон «Психология как наука о поведении». М. Л., 1926 г., Харьков, 1926; статьи К. S. Lashley. – «Psychol. Rev.», 1925 г.

10. Л. Сергеева «Телесно-ориентированная психотерапия». Хрестоматия. - СПб., 2000 г.

11. Круг обстоятельств – в круг обстоятельств входят особенности внешнего бытия человека: раса, к которой он принадлежит, страна, где он проживает, квартира (дом), ближние и дальние родственники, приятели и знакомые люди, работа (дело), коим человек занимается, чтобы заработать на хлеб насущный, хобби и т.д. и т.п. По тем закономерностям изменений круга обстоятельств, можно сделать вывод, что все изменения напрямую связаны с изменениями качеств личности. В образном выражении такие изменения сравнимы с использованием циркуля, где опорная ножка это личность, а проекционная – это очерчивание особенностей круга обстоятельств. Какие бы круги не производила проекционная ножка, но только с перестановкой опоры с изменением её центрирования эти круги могут сдвигаться и менять свою очерченность.

12. Бьюдженталь Д. «Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациента­ми в гуманистической терапии». Пер. с англ. А.Б. Фенько. — М.: Независимая фирма «Класс», 1998 г.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: