Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной научной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий, занести в свою рабочую тетрадь темы и сроки проведения практических занятий, написания учебных и творческих работ.
Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий.
При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания: изучают рекомендованную научно-практическую литературу; пишут контрольные работы (курсовые работы), готовят доклады и сообщения к практическим занятиям; выполняют самостоятельные творческие работы (проводят исследования в сети Интернет, проводят мониторинг и др.); участвуют в выполнении практических заданий.
Также при самостоятельном изучении материала студентам предлагается написание конспекта. Для этого необходимо использовать учебную и научную литературу, электронные образовательные ресурсы сети Интернет.
Важными видами самостоятельной работы студентов являются – написание рефератов по теме и составление терминологического словаря.
В процессе самостоятельного изучения рекомендованной и дополнительной литературы рекомендуется делать конспекты, выписки, постепенно группируя и накапливая теоретический и фактический материал по нужным вопросам.
Внимание в конспектах акцентируется на новых сведениях, определяется целесообразность обращения к тем или иным проблемам, книгам, статьям и т.п.
Изложение материала должно быть кратким, точным, последовательным. Необходимо употреблять термины, свойственные данной науке, избегать непривычных понятий и символов, сложных грамматических оборотов. Термины, отдельные слова и словосочетания допускается заменять принятыми текстовыми сокращениями, смысл которых ясен из контекста.
Необходимо запоминать определение терминов и понятий, ибо именно в них фиксируются основные признаки, показывающие сущность той или иной проблемы курса.
Самостоятельная работа студентов является составной часть их учебной работы, а также прямой учебной обязанностью, за выполнение которой они несут персональную ответственность по результатам контроля текущей успеваемости и промежуточной аттестации.
Современное образование должно являться всеохватывающим по полноте, индивидуализированным по времени, темпам и направленности. Важнейшая особенность вузовского обучения состоит в том, что одной из основных форм овладения общенаучными и профессиональными знаниями является самостоятельная учебно-познавательная деятельность студентов. Для закрепления и расширения знаний и навыков, полученных на лекционных и практических занятиях, требуется обращение к специальной и общенаучной литературе, что не может осуществляться во время аудиторных занятий и, следовательно, должно выполняться студентам во время самостоятельной работы.
Обучение в вузе невозможно без навыков самостоятельной работы, без устойчивого стремления к постоянному пополнению, обновлению и совершенствованию знаний. Студент должен уметь выделять познавательные задачи, выбирать способы их решения, контролировать правильность решения поставленных задач (самостоятельно, помимо преподавателя), а также совершенствовать навыки реализации теоретических знаний.
Преподаватель организует, направляет и контролирует познавательную деятельность обучаемых, а её эффективность зависит от собственных усилий студентов, поэтому самостоятельный поиск знаний – отличительная черта обучения в вузе. Именно самостоятельная работа становится главным резервом повышения эффективности подготовки будущих профессионалов. Таким образом, самостоятельная работа– это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя для достижения конкретного результата.
Самостоятельная работа способствует:
· углублению и расширению знаний;
· формированию интереса к познавательной деятельности;
· овладению приемами процесса познания;
· развитию познавательных способностей.
Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя реализуется в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные указания и рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, а преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий. Психологические предпосылки развития самостоятельной работы студентов заключаются в их успехах в учебе, положительном к ней отношении, заинтересованности и увлеченности предметом, понимании того, что при правильной организации самостоятельной работы приобретаются навыки и опыт творческой деятельности.
Самостоятельная работа завершает задачи всех остальных видов учебной работы и имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного профессионала.
Главное, о чем нужно помнить студенту в процессе самостоятельной работы, - это то, что преподаватель на дифференцированном зачете и экзамене проверяет не столько уровень запоминания учебного материала, сколько то, как студент понимает те или иные категории и реальные проблемы, рассматриваемые в ходе изучения дисциплины, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять, передавать заученную информацию своими словами. Таким образом, для студентов необходимо использовать разумное сочетание запоминания и понимания, простого воспроизводства учебной информации и работы мысли.