(методические рекомендации)
Автор: Чухрова Е.В.
Методист МБУДО
«ЦРТДиЮ «Победа»
г. Челябинска»
Челябинск
2019 г.
Известно, что проблема мотивации обучения детей десятилетиями сохраняет свою актуальность. Нередко ее рассматривают как проблему развития познавательного интереса.
Успехи в обучении, как, впрочем, и в другой деятельности, во многом определяет наличие мотива достижений - стремления добиться положительных результатов и улучшить прежние.
Вот почему, несмотря на загруженность в школе, на крайнюю занятость и нехватку времени, множество детей исключительно на добровольной основе по нескольку раз в неделю из года в год приходит на занятия в кружки, и спортивные секции, участвуют в разнообразных игровых и праздничных программах. Приходят, чтобы узнать нечто новое, пообщаться с интересными людьми – взрослыми и сверстниками, перенять у них что-то для себя полезное, проявить и развить свои особые творческие способности, зная при этом, что каждый из них будет интересен окружающим.
Поднять мотивацию путем развития познавательного интереса, на мой взгляд, удается не всем педагогам, а недостаток учебной мотивации - одна из важнейших причин не высоких результатов освоения общеобразовательных программ. Поэтому проблему формирования мотивации обучения у обучающихся Центра можно считать одной из самых актуальных в образовательном процессе.
Поскольку в основе дополнительного образования лежит личностная мотивированность («я хочу», «мне это интересно», «мне это надо», «моему ребёнку это полезно»); это, в свою очередь, способствует формированию индивидуальной свободы личности.
Посещения занятий показали, что обучение в объединениях по интересам формируют у детей готовность и привычку к творческой деятельности, желание включаться в самые разные начинания, требующие поиска, выдумки, принятия нестандартных решений, желание стать сильным, побеждать на соревнованиях.
|
И конечно, этот интерес необходимо поддерживать, развивать. Перед тем как начинать развивать и формировать мотивацию обучения, нужно изучить ее. У каждого обучающегося есть как некоторый наличный уровень положительной мотивации, на который можно опереться, так и перспективы, резервы ее развития.
Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого обучающегося.
Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования мотивации.
Формирование мотивов обучения - это создание в объединении условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к восприятию учебного материала, осознания его обучающимся.
Мотивы будут проявляться по-разному в зависимости от того, в каких ситуациях оказывается ребенок. Более того, мотивы не во всех ситуациях достаточно явно обнаруживаются. Поэтому надо не просто долго наблюдать, а наблюдать в таких ситуациях, где изучаемые качества могут проявляться.
Педагогу при изучении личности обучающегося в условиях учебной деятельности необходимо выявить взаимосвязь трех основных личностных характеристик, которые обеспечивают успешность его учебно-познавательной деятельности.
В качестве таких личностных характеристик можно выделить:
|
- отношение к предмету, содержанию, процессу, результату учебно-познавательной деятельности, выражающееся в мотивации обучения;
- характер взаимоотношений обучающегося с участниками учебного процесса, который проявляется в эмоционально-оценочных отношениях обучающегося и педагога друг к другу; обучающихся между собой;
- способности саморегуляции учебных действий, состояний и отношений как показателя развития самосознания.
Как же оценить уровень мотивации?
Для диагностики детской мотивации предлагаются различные виды анкетирования, важное место, конечно, занимает знание педагогом особенностей коллектива, каждого обучающегося в отдельности.
Одним из способов знакомства с коллективом на определение мотивации может быть таким:
На занятии обучающимся предлагается самостоятельно выполнить по выбору задания, различающиеся по:
- сложности и характеру деятельности (творческая или репродуктивная);
- практической или теоретической направленности познавательной деятельности;
- характеру выполнения заданий (индивидуальное или групповое).
Общий смысл формирования мотивации состоит в том, чтобы перевести обучающхся с уровня отрицательного и безразличного отношения к обучению к зрелым формам положительного отношения к учению, тренировкам - действенному осознанному и ответственному.
Воспитанию положительной мотивации учения способствуют:
- общая атмосфера в объединении;
- участие обучающегося в коллективных формах организации разных видов деятельности;
- сотрудничество педагога и обучающегося, помощь педагога не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов;
|
- привлечение педагогом обучающихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки.
Кроме того, формированию мотивации способствуют:
- занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у обучающихся;
-эмоциональность речи педагога;
- игры;
-ситуация спора и дискуссии;
- анализ жизненных ситуаций;
- умелое применение педагогом поощрения и порицания.
Формирование мотивации на отдельных этапах занятия.
Какую бы деятельность обучающиеся ни осуществляли, они должны иметь полную психологическую структуру - от понимания и постановки целей и задач через выполнение действий, приемов, способов и до осуществления действий самоконтроля и самооценки.
Можно определить следующие этапы формирования мотивации на отдельных этапах занятия.
1. Этап вызывания исходной мотивации.
На начальном этапе занятия можно учитывать несколько видов побуждений учащихся:
- опираться на мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой"),
- вызвать мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы"),
- усиливать мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например, в таких-то ситуациях").
И для поддержания интереса мы должны так продумать занятие, чтобы усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности у ребенка.
Рождение любого занятия начинается с осознания и правильного чёткого определения его конечной цели - чего педагог хочет добиться, какими средствами, и каким способом, чтобы цель была достигнута. Для этого необходимо четко продумать целеполаганиезанятия. На этом остановимся чуть подробнее.
Цель учебного занятия – это его результаты, достичь которых мы планируем, используя дидактические, методические и психологические приемы.
Педагогические цели и задачи учебного занятия образуют многоуровневую систему, включающую:
- стратегические цели образования: изложены в Законе об образовании;
- общие и частные цели обучения: изложены в общеобразовательных программах;
- дидактические цели занятия: связаны с ключевым смыслом занятия как основной формой организации учебного процесса - усвоения учебного материала;
- конкретные задачи учебного занятия.
Цель не должна возникать случайно. Посещая занятия – увидела, зачастую, обратное. Часто педагоги на месте пытаются сформулировать цель занятия, и то, в том случае, если я их предупреждаю заранее, что хочу услышать. Цель занятия необходимо продумывать заранее.
Приступая к формулировке целей, педагог:
- определяет приёмы работы, которыми важно овладеть обучающемуся;
- выбирает наиболее эффективные и технологичные из имеющихся ресурсов;
- выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личностную заинтересованность обучающегося в результатах обучения.
Задача педагога состоит в том, чтобы методически корректно сформулировать цели учебного занятия и спроектировать средства их достижения.
Целеполагание – это процесс порождения новых целей в учебной деятельности обучающихся. Оно предполагает:
- мотивацию;
- выделение предмета деятельности;
- постановку учебной задачи.
Для создания мотивации педагог вводит обучающихся в ситуацию противоречия между «знанием и незнанием», явлениями для разрешения, которых у них не хватает знаний.
Практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, научить обучающихся не только отвечать на них, но и формулировать свои.
Некоторые приемы целеполагания:
Тема-вопрос - тема учебного занятия формулируется в виде вопроса. Обучающимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Обучающиеся выдвигают множество мнений, чем больше мнений, тем лучше у них развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других. Обучающиеся самостоятельно приходят к формулированию цели занятия. Это высший пилотаж педагога.
Работа над понятием - обучающимся предлагают для восприятия название темы учебного занятия и просят объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель занятия.
Подводящий диалог - на этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем обучающиеся не могут рассказать (или выполнить) в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. На этом этапе озвучиваются цель занятия.
Проблемная ситуация - создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
- самостоятельное решение
- коллективная проверка результатов
- выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
- постановка цели учебного занятия.
Еще приемы, предлагаемые педагогами:
1. Цитата
Прочитать или написать на доске цитату известного человека: учёного, писателя, актёра или спортсмена. Затем спросите учеников: "Что хотел сказать автор? Как это высказывание связано с темой занятия?"
2. Рассказать случай из жизни
Когда обучающиеся приходят на занятия, то после они ожидают услышать: "Сегодняшняя тема..." Но если вы попробуете начать занятие с описания интересной ситуации, то концентрация внимания будет выше. Ученики попытаются понять, почему вы начали урок именно так. Случай, который вы будете описывать, должен соотноситься с изучаемой темой. Иначе оставшееся время занятия дети будут искать связь между вашим рассказом и предметом.
3. Обратиться к предыдущей теме
Вопрос: "На чём мы остановились в прошлый раз?" -заставляет обучающихся сразу включиться в учебный процесс. Они вспоминают, что изучали на предыдущем занятии.
Цель - это заранее запланированный конечный результат обучения, воспитания и развития обучающихся.
Все три задачи тесно взаимосвязаны, но их роль в организации и проведении занятия различна. Одна из них, как правило, выступает в роли основной, а другие помогают достижению главной, ведущей цели.
К образовательным целям - задачам занятия относят формирование программных знаний и умений на определённом уровне:
- ознакомительном,
- репродуктивном (добиться понимания и воспроизведения конкретного программного материала и т.п.);
- итоговом (сформировать знания и умения в соответствие с требованиями программы).
Развивающие задачи направлены на:
- общее развитие обучающихся, развитие не только их интересов, но и способностей, воспитание положительного отношения к знаниям, к процессу учения;
- формирование идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности;
- приобретение опыта адекватного поведения в любом обществе;
- развитие мышления, развитие элементов творческой деятельности как качеств мышления, развитие физических способностей обучающихся.
Задачи воспитания предполагают формирование у обучающихся определённых свойств личности и черт характера;
- воспитание уважения к своей Родине, активной жизненной позиции, честности, человеческой порядочности, уверенности в своих силах.
Учебное занятие обладает возможностями влиять на становление многих качеств личности обучающегося.
Таким образом, целеполагание – самая важная часть конструирования учебного занятия.
1. Планируя учебное занятие, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности.
Если хотите, чтобы ваши цели были эффективными, сформулируйте их так, чтобы они были:
- Вдохновляющими, сконцентрированными на результат, а не действия
- Ограниченными по времени
- Дерзкими, но достижимыми
- Конкретными
2. Следующий этап - этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. Здесь ориентируйтесь на познавательные и социальные мотивы, например, вызывая интерес к нестандартным заданиям, требующим творческого подхода к их выполнению (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы).
Этот этап важен потому, что, вызвав мотивацию на первом этапе занятия, нельзя о ней забыть, сосредоточиваясь на предметном содержании занятия. Для этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности (устной и письменной, трудной и легкой и т.п.).
3. Этап завершения занятия.
Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным личным опытом, и чтобы в конце занятия возникала положительная установка на дальнейшее обучение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с оценкой педагога. Конечно, важно показать обучающимся их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной.
Но еще более важным является акцент на том, что получилось, что удалось и т.п.
Формирование мотивации учения у отстающих детей.
При работе с отстающими обучающимися надо начинать с таких ее целей, которые могут быть достижимы за относительно короткое время (недели), что поможет ребенку и педагогу быстро увидеть первые результаты.
В целом, формирование мотивации обучения и желания добиваться успехов у отстающих учеников включает следующие направления:
- восстановление положительного отношения к обучению и к отдельным занятиям, для чего следует начинать с решения этими обучающимися доступных им задач, поддерживающих их уверенность в успехе, подкреплять даже маленькие удачи, создавать условия для положительных переживаний успеха, часто спрашивать, терпеливо выслушивать;
- у отстающих детей важно укреплять собственное умение обучаться: устранять пробелы в знаниях, расширять запас знаний и развивать знания и умения;
- обучать учащихся выполнению действий по инструкции, четкой последовательности, опираясь при этом на планы, наглядные схемы и т.д.
Разработайте «алгоритмы» действий, следуя которым обучающемуся легче будет справиться с поставленной перед ним задачей.
Я надеюсь, что вы в своей работе воспользуетесь данными советами, будете больше внимания уделять мотивации, целеполаганию.