Специфика неолиберализма




В конце XIX в. либерализм подвергся существенной трансфор­мации. Его ключевой принцип - свободной конкуренции произво­дителей - уступил место признанию необходимости вмешательства государства в экономические и социальные процессы с целью пре­дотвращения чрезмерной поляризации общества и, в конечном сче­те - дестабилизации системы. Складывавшийся тип либерализма обозначался терминами «неолиберализм », «социальный либера­лизм » и «либерал-реформизм».

В США попытки найти выход из Великой депрессии 1929-1933 гг. завершились расколом в либеральном лагере. Одни либера­лы продолжали отстаивать традиционные ценности свободного рынка и противились регулирующей роли государства, другие ре­шительно требовали ограничения сферы действия рыночных ме­ханизмов и предпринимательского индивидуализма. «Новые ли­бералы» подчеркивали необходимость активного вмешательства государства в экономику и сферу социальных отношений. Практи­ческая реализация идей «нового либерализма » была связана с ре­формами Ф. Рузвельта, заложившими основы системы государ­ственного регулирования экономики.

Тенденция расширения роли государства в управлении обще­ством получила дальнейшее развитие в годы Второй мировой войны и первые послевоенные десятилетия, особенно в рамках либе­рально-консервативного консенсуса. В 1960-е гг. это нашло выраже­ние в разработке новых программ в сферах образования, здравоох­ранения и социального обеспечения. Их реализация, как полагали либералы, позволит создать «общество благосостояния». Идеи со­циального регулирования лежали в основе программ «Новых рубе­жей» Дж. Кеннеди и «Великого общества» Л. Джонсона.

Основные особенности неолиберализма:

Ø важнейшее достоинство политической системы - справедливость, а правительства - ориентация на моральные принципы и ценности;

Ø консенсус управляющих и управляемых, необходимость участия масс в политическом процессе, демократизация процедуры принятия управленческих решений;

Ø предпочтение плюралистическим формам организации и осуществления государственной власти;

Ø политическая активность, предприимчивость, свободу от предрассудков, отношение к морали как к частному делу человека, враждебное отношение к интересам различных общностей, эгоизм потребностей, автономия воли и разума.

В 1960-1970-х гг. либерализму была свойственна ярко выраженная ориентация на интеграционные процессы в международных отно­шениях, отражавшая растущую взаимозависимость государств. Либералами активно разрабатывалась и пропагандировалась кон­цепция конвергенции двух общественных систем под влиянием научно-технической революции и расширения торгово-экономиче­ского сотрудничества (Дж. Гэлбрейт. П Сорокин, Р Хейлбронер, Я. Тинберген и др.)[1].

Выдвигались два варианта этой концепции.

Первый предусмат­ривал эволюцию социалистических стран к «западной демократии».

Второй предполагал движение обеих систем к некоему обществу «интегрального типа».

Последующий ход событий, как известно, не подтвердил кон­цепцию конвергенции. Одна из общественных систем - социа­листическая - прекратила существование, а другая динамично трансформируется в «постиндустриальное» и «информационное» общество. В направлении постиндустриализма развиваются и про­цессы модернизации в бывших социалистических странах. Тем не менее, концепция конвергенции сыграла определенную роль в подготовке идейно-политической почвы для разрядки начала 1970-х гг. и формирования принципов нового политического мышления.

Расчетам либералов на создание общества «всеобщего благосо­стояния» также не суждено было осуществиться. Хотя жизненный уровень населения и вырос, выявилась неспособность государства выполнить многочисленные социальные программы, удовлетворить растущие притязания граждан на обеспечение занятости, образова­ния, медицинской помощи, различные формы вспомоществования. Широкое распространение получили технократические иллюзии наступления эры технических ответов на социальные вопросы. Строительство «государства благосостояния» вошло в противоречие с потребностями экономики в поощрении предпринимательской инициативы, поиске перспективных направлений технологического прогресса.

Этими обстоятельствами частично объясняется рост популяр­ности консерватизма в 1970-х гг. и разрушение либерально-консер­вативного консенсуса. Вступление западного общества в фазу постиндустриализма и обострение глобальных проблем поставили либерализм перед необходимостью глубокого обновления.

Новый облик либерализма еще не сложился. Его становление идет по различным, во многом отрицающим друг друга курсам.

С одной стороны, заметен акцент на проблемах равенства и спра­ведливости, рационализации регулирующей роли государства. Либералы объявляют целью социальной политики оптимальное вос­производство «человеческого капитала». Это предполагает преиму­щественное развитие системы переподготовки рабочей силы, а не увеличение пособий бедным и безработным, как в 1960-е гг.

С дру­гой стороны, возрождаются антикейнсианские традиции, суть кото­рых - в отрицании вмешательства государства в сферу экономики.

Неолибералы видят ошибку сторонников «саморегулирования» экономики в абсолютизации монетаризма Чикагской школы и иг­норировании опыта социально-ориентированной экономики Гер­мании. Они подчеркивают, что в нормально функционирующем обществе должны быть преодолены наиболее вопиющие виды нера­венства, препятствующие свободному развитию каждого индивида и дестабилизирующие общество. Государство, по их мнению, толь­ко в том случае является социальным и правовым, если обеспечива­ет своих граждан экономическими средствами для достижения ра­зумных целей.

Таким образом, основное различие неолиберализма и класси­ческого либерализма состоит в разном понимании общественной роли государства. Если классический либерализм выступал против вмешательства государства в экономическую жизнь, современные либералы отводят ему значительную роль в решении социально-экономических проблем.

Со второй половины 1990-х гг. внутри либерального лагеря наме­тилось размежевание между сторонниками различных представле­ний по вопросу о перспективах государственного суверенитета. Часть либералов мыслит государственническими категориями и декларирует приверженность суверенитету. Их оппоненты исходят из тезиса о происходящем «размывании» национальных государств и их суверенитетов, все большей проницаемости грани между внут­ренней и внешней политикой. Они прогнозируют неизбежность слияния человечества в единое целое благодаря экономической ин­теграции, демократизации политического пространства, развитию коммуникаций. На основе подобных представлений делается вывод о возможности «гуманитарных интервенций» в отношении госу­дарств, где нарушаются права человека.

Процессы и явления, вызываемые усиливающейся взаимозави­симостью мира, рассматриваются либералами в качестве предпо­сылки к глобальному управлению. В свою очередь, глобальное уп­равление понимается как фактор развертывания глобализации.

Изменились представления либералов о механизмах глобально­го управления. Популярные в прошлом модели мирового прави­тельства и мирового парламента основывались на прямых аналоги­ях с реально существовавшими национальными институтами и предполагали создание единого центра принятия решений и соот­ветствующих властных структур. Современные модели глобального управления, проникнутые верой в универсальность либеральных ценностей, базируются на коллегиальных и коллективных принципах межгосударственного взаимодействия. Реализация этих принципов предполагается путем использования наднациональных структур для согласования позиций и интересов различных акторов и прежде всего государств.

Либерализм оказал значительное влияние на формирование од­ной из наиболее влиятельных школ в теории международных отно­шений - политического идеализма. Она возникла как реакция части ученых и политиков на беспрецедентные по масштабу социальные бедствия, вызванные Первой мировой войной.

Базовые положения политического идеализма нашли отражение в 14 пунктах послевоенного урегулирования, сформулированных одним из создателей этой школы - профессором и президентом США Вудро Вильсоном. Им были продекларированы такие принци­пы, как:

Ø отказ от тайной дипломатии;

Ø моральность внешнеполити­ческой деятельности и дипломатии;

Ø сокращение вооружений до ми­нимума, обеспечивающего национальную безопасность;

Ø создание международного органа, который гарантировал бы политическую независимость и территориальную целостность государств - такая организация была создана и носила название «Лига Наций».

На идеях неолиберализма в 1970-1980-х гг. сформировался глобалистский подход к международным отношениям. Неолиберализм исходит из того, что анализировать поведение государств следует с учетом не только национальных интересов, но и их участия в дея­тельности межгосударственных институтов, гармонизирующих международные отношения и влияющих на поведение самих госу­дарств. При этом особое внимание неолиберализм уделяет роли хо­зяйственного взаимодействия в мировом развитии. Универсаль­ность демократии рассматривается неолибералами как важнейший фактор преодоления противоречий между государствами.

Взгляды глобалистов отражены в теории комплексной взаимоза­висимости, разработанной на основе неолиберальных принципов Робертом Кеохэйном и Джозефом Наем в исследованиях «Трансна­ционализм в мировой политике» (1971) и «Мощь и взаимозависи­мость. Мировые политики в переходе» (1977). Согласно этой теории, фактор силы утрачивает решающее воздействие на междуна­родные отношения, более эффективными средствами влияния ста­новятся экономические, правовые и информационные механизмы. По мнению ученых, создаются условия для институционализации отношений между государственными и негосударственными актора­ми, которые открывают перспективу упорядочения международной среды.

В области внешней политики либералы внесли существенный вклад в разработку концепции «нового мирового порядка». В среде ученых и политиков либеральной ориентации во второй половине 1980-х гг. господствовало стремление к многостороннему сотрудниче­ству с СССР, а в настоящее время доминирует намерение макси­мально способствовать становлению демократии в государствах, являющихся его преемниками. Либералы - сторонники оказания им всемерного содействия в создании рыночной экономики, решении гуманитарных проблем, урегулировании межнациональных конф­ликтов.

В целом либерализм является доминирующим типом массового сознания в странах Запада. Его принципы и установки воплотились в важнейших политических институтах и получили специфическое проявление в основных идейно-политических течениях - от консер­ватизма до социал-демократии. Большинство либеральных партий объединены в Либеральный интернационал, созданный в 1947 г.

В рамках либеральной парадигмы сформировалась идейно-по­литическая концепция трилатеризма, ставшая идеологической осно­вой функционирования Трехсторонней комиссии, созданной в 1973 г. по инициативе директора «Чейз Манхэттэн банка» Д. Рокфеллера. Деятельность Трехсторонней комиссии, объединившей ведущих представителей истеблишмента США, Западной Европы и Японии, была направлена на согласование позиций политических элит по социально-экономическим и политическим проблемам глобального характера, формирование долгосрочной стратегии всего «западного сообщества». Благодаря тесным связям с политическим руковод­ством США Трехсторонняя комиссия была самым влиятельным неофициальным транснациональным политико-идеологическим институтом вплоть до начала 1980-х гг., когда трилатеристские пред­ставления о взаимозависимости, основах и целях единства Запада уступили место более жестким и бескомпромиссным неоконсерва­тивным концепциям.

Несмотря на ослабление влияния Трехсторонней комиссии, многие идеи, выдвинутые ее участниками, в 1990-2000 гг. востре­бованы в идеологической и политико-практической сферах. Они оказывают влияние на принципы и идейные основы деятельности такого влиятельного неформального института, как «Большая вось­мерка», куда входит и Россия.

Известные ученые, констатируя заслуги либерализма в форми­ровании облика современного мира, связывают будущее человече­ства с базовыми идеями именно этой идеологии. Так, американский исследователь Фрэнсис Фукуяма на рубеже 1980-х и 1990-х гг. выдвинул дискуссионный тезис о якобы наступившем конце истории в резуль­тате победы либерализма над другими идеологиями. Этот тезис по­явился на волне эйфории по поводу эрозии марксистско-ленинских идей, распада социалистической системы, успехов постиндустри­ального развития на Западе.

Абсолютизация Ф. Фукуямой новых тенденций в международ­ных отношениях и либеральной демократии в качестве базового принципа политической организации общества вызвала резонную критику концепции «конца истории». Последующее развитие собы­тий вынудило ученого скорректировать свои взгляды с учетом про­исшедших перемен, признать наличие многочисленных угроз для самого существования человечества. В своих последних публикаци­ях Ф. Фукуяма связывает надежды на формирование нового миро­порядка с модернизаторской ролью Соединенных Штатов в гло­бальном масштабе, а условием ее выполнения считает признание американской элитой принципов коллективизма и многополяр­ности.

Для позиции либерализма в вопросе о путях становления нового миропорядка характерны основные положения, формулируемые Ф. Фукуямой в работе «Америка на распутье. Демократия, власть и неоконсервативное наследие »:

Первое: внешняя сила эффективна там, где она «подталкивает» преобразования, к которым народ уже подготовлен, а не там, где навязываемые ценности и практики рас­сматриваются как чуждые и враждебные.

Второе: применение силы вне международно-правового контекста, с нарушением норм между­народного права и без учета мнения международных организаций ставит под сомнение саму причину ее использования и резко снижа­ет, если не обесценивает, ту цель, ради достижения которой она применяется.

Третье - одна лишь вера в незыблемость собственных нравственных принципов не может служить основанием для поли­тических решений.

Итоговый вывод ученого: Америке следует пересмотреть внеш­неполитический курс, сформированный под влиянием неоконсерва­тивных теоретико-политических представлений, которые привели к фиаско в Ираке и могут послужить причиной новых неудач. Крити­куя радикал-консерваторов, он видит альтернативу силовому гло­бализму в проведении более умеренного и рационального курса, ве­дущего к той же цели - установлению глобального миропорядка под эгидой Соединенных Штатов.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать следующие вы­воды:

1. Исторический опыт свидетельствует о том, что политические принципы либерализма эффективны только при условии их систем­ного применения и с учетом социокультурной специфики стран и регионов.

2. Либерализм претерпел эволюцию, в процессе которой он мо­дифицировал свои идеи в соответствии с изменившимися конкрет­ными условиями. Классический либерализм с его идеей свободы от вмешательства государства в экономическую и социальную жизнь уступил место неолиберализму, который отводит государству значи­тельную роль в решении стоящих перед обществом проблем.

3. Либерализм и консерватизм сохраняют ведущие позиции бла­годаря тому, что в конкурентной борьбе сумели выработать качества открытых идеологий, учитывающих и интегрирующих интересы широких социальных слоев, способных обеспечивать националь­ный консенсус. Между этими идеологиями сложилось своеобразное «разделение труда»: функция неоконсерватизма заключается в вы­свобождении предпринимательской активности, функция же неолиберализма состоит в смягчении неравенства.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: