1. Укажите век, к которому относятся события, обозначенные на схеме. Ответ напишите словом
2. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «2»
3. Укажите полководца, возглавившего поход, направление которого обозначено на схеме цифрой «3»
4. Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. | ||||||||||||||||||
|
1. Заполните пропуск в предложении: «Битва, представленная на схеме, состоялась в тысяча триста ______________ году» (ответ напишите словом или словосочетанием).
2. Напишите название полка, обозначенного на схеме цифрой «1»
3. Назовите командующего русскими войсками в битве, представленной на схеме
4. Какие суждения, относящиеся к битве, представленной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. | ||||||||||||||||||
|
|
3.
1. Назовите князя, в годы правления которого в состав единого Русского государства вошли города, обозначенные на схеме цифрами «1» и «2».
2. Укажите век, когда в состав единого Русского государства вошли города, обозначенные на схеме цифрами «3», «4» и «5» (ответ напишите словом)
3. Назовите князя, при котором Русское государство достигло границ, обозначенных на схеме жирной чертой
4. Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. | ||||||||||||||||||
|
4.
|
1. Назовите государя, к концу правления которого сложились отображённые на схеме границы Российского государства, при котором были присоединены заштрихованные на схеме территории.
2. Укажите век (словом), к которому относится правление государя, при котором сложились обозначенные на схеме границы Российского
государства.
3. Напишите название государства, обозначенного на схеме цифрой «3».
4. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Государь, к концу правления которого сложились отображённые на схеме границы Российского государства, ввёл опричнину.
2) В том же веке, к которому относится присоединение к Российскому государству заштрихованных на схеме территорий, произошло присоединение территории, обозначенной на схеме цифрой «2».
3) Государь, к концу правления которого сложились отображённые на схеме границы Российского государства, был сыном Ивана III.
4) Государство, обозначенное на схеме цифрой «3», было одним из «осколков» Золотой Орды.
5) К тому же веку, к которому относится присоединение к Российскому государству заштрихованных на схеме территорий, относится Северная война.
|
6) Государство, обозначенное на схеме цифрой «4», на протяжении всего столетия, к которому относится присоединение к Российскому государству заштрихованных на схеме территорий, было союзником Российского государства.
5. Из летописи
«Пришла весть к великому князю, что царь Ахмат идёт в полном сборе, со своей ордой и царевичами, с уланами и князьями, да ещё в соглашении
с королём Казимиром… Князь великий пошёл на Коломну и стал у Коломны, а сына своего князя Ивана поставил у Серпухова, а князя Андрея Васильевича Меньшого – в Тарусе, а прочих князей и воевод – в иных местах, а других – по берегу…
И пришли [ордынцы], начали стрелять, а наши – в них, одни наступали на войска князя Андрея, другие многие – на великого князя, а третьи внезапно нападали на воевод. <…> И много дней наступали, сражаясь, и не одолели, ждали, пока станет река…
Когда же река стала, тогда князь великий повелел своему сыну, и брату своему князю Андрею, и всем воеводам со всеми силами перейти к себе
в Кременец, боясь наступления [ордынцев], чтобы, соединившись, вступить
в битву с противником. В городе же Москве в это время все пребывали
в страхе, помнили о неизбежной участи всех людей и ни от кого не ожидали помощи, только непрестанно молились со слезами…
Тогда-то и свершилось чудо… когда наши отступали от берега, ордынцы, думая, что русские уступают им берег, чтобы с ними сражаться, одержимые страхом, побежали. А наши, думая, что [ордынцы] перешли реку и следуют за ними, пришли в Кременец. Князь же великий с сыном своим и братией и со всеми воеводами отошёл к Боровску, говоря, что "на этих полях будем с ними сражаться", а на самом деле слушая злых людей – сребролюбцев богатых и брюхатых, предателей… которые говорят: "Беги,
не можешь с ними стать на бой". <…> Вот тут-то и случилось чудо: …одни
от других бежали, и никто никого не преследовал…
1. Назовите событие, о котором повествует источник. Укажите год, когда произошло описанное событие. Назовите великого князя московского, о котором идёт речь в источнике.
2.Какие условия, по мнению автора, позволяли хану Ахмату рассчитывать
на победу? Укажите любые два условия. В чём, по мнению автора, проявилось «чудо» в исходе события?
3. Какие внешнеполитические мероприятия, не названные в данном отрывке, осуществил великий князь московский, о котором идёт речь? Привлекая исторические знания, укажите любые три мероприятия.
6. Из записок иностранца
«____________ был так удачлив, что победил новгородцев при реке Шелони и, заставив побеждённых признать себя их господином и государем, повелел им выплатить большую сумму денег; удалился он оттуда не раньше, чем поставил там своего наместника. Наконец, по истечении семи лет он вернулся туда и, вступив в город при помощи архиепископа Феофила, обратил жителей в самое жалкое рабство. Он захватил золото и серебро, отнял даже всё имущество граждан, так что вывез оттуда свыше трёхсот полностью нагруженных телег. Сам он лично только раз присутствовал на войне, именно когда завоёвывал княжества Новгородское и Тверское; в другое время он, как правило, никогда не бывал в сражениях и всё же всегда одерживал победы, так что Стефан, знаменитый воевода Молдавии, часто поминал его на пиpax, говоря, что тот, сидя дома, умножает свою державу, а сам он, ежедневно сражаясь, едва в состоянии защитить свои границы.
___________ ставил также по своей воле царей в Казани, иногда брал их в плен, хотя под старость и потерпел от них весьма сильное поражение. Он также… построил [новые] стены московской крепости, своей резиденции, каковые можно видеть доселе. Для бедных, угнетённых более могущественными и ими обижаемых, доступ к нему был преграждён.
Впрочем, как он ни был могуществен, а всё же вынужден был повиноваться Орде. Когда прибывали послы Орды, он выходил к ним за город навстречу и, стоя, выслушивал их сидящих. Его гречанка-супруга так негодовала на это, что повторяла ежедневно, что вышла замуж за раба ордынцев, а потому, чтобы оставить когда-нибудь этот рабский обычай, она уговорила мужа притворяться при прибытии ордынцев больным»
1. Назовите правителя, имя которого дважды пропущено в тексте. Укажите век, на который приходится бóльшая часть его правления. Назовите его «гречанку-супругу», упоминаемую в тексте.
2. Какие успехи, связанные с деятельностью данного правителя, называет автор? Приведите любые три примера его успешной деятельности
3. Следствием какого события стало освобождение Московского государства от зависимости, упоминаемой в третьем абзаце текста? Укажите год, когда произошло это событие. Назовите правителя, который в ходе данного события противостоял Московскому государству.
7. Во второй четверти XV в. в Северо-Восточной Руси шла война между членами московского великокняжеского дома. Назовите великого князя, который три раза терял московский престол и был изгнан из столицы, но всё же сумел остаться в этой войне победителем. Кто из двоюродных братьев этого великого князя ослепил его и взял в плен? Почему соперники великого князя три раза занимали московский престол, но так и не смогли удержать за собой власть? Назовите одну любую причину.
8. Какие положения соответствуют социально-экономической ситуации
в русских землях XIV в.? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) развитие монастырского землевладения
2) завершение складывания всероссийского внутреннего рынка
3) более половины населения – горожане
4) распространение трёхпольной системы земледелия
5) крестьяне лишены права перехода от одного землевладельца к другому
6) существование боярских вотчин
9. Ниже приведён ряд терминов, понятий. Все они, за исключением двух, относятся к периоду правления Ивана III.
1) кормление; 2) пожилое; 3) Земский собор; 4) Юрьев день; 5) Судебник;
6) старообрядцы.
Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.