дистанционного образовательного процесса




в условиях учреждения дополнительного образования детей".

 

Родина Людмила Михайловна, методист МОУ ДОД «Центр детского и юношеского творчества Ленинского района г.Донецка»

ДНР, г.Донецк. ул. Полководческая д.6, тел. 071-323-06-21

Грифель Елизавета Сергеевна, методист МОУ ДОД «Центр детского и юношеского творчества Ленинского района г.Донецка»

ДНР, г.Донецк. ул. Полководческая д.6, тел. 071-323-06-20

 

 

Донецк, 2021г.

 

В статье «Особенности организации дистанционногообразовательного процесса в условиях учреждения дополнительногообразования детей» представлен материал из опыта работы в дистанционном формате обучения, Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского творчества Ленинского района города Донецка».

 

Цель статьи – показать организацию образовательного процесса учреждения, формы и методы работы в условиях дистанционного формата. Осветить положительные стороны дистанционного обучения, а также возникшие проблемы и пути их преодоления при организации учебно-воспитательного процесса.

 

Ключевые слова: дистанционное обучение, методы, формы, средства дистанционного обучения, условия реализации технологии дистанционного обучения, дополнительное образование, облачное хранилище Google, Yandex disk, видеохостинг Youtube, месенджер Viber.

 

Сегодня время диктует свои условия и нам, педагогам и обучающимся творческих коллективов, приходится строить всю работу в условиях нового времени, интернет – технологий. Пандемия, связанная с распространением коронавирусной инфекции, разделила нашу жизнь на «до» и «после». Перемены коснулись всех отраслей жизни, в том числе и образования. В этих условиях вынужденной заменой очному образовательному процессу стало обучение на расстоянии - дистанционное обучение. Дистанционное образование - особая, совершенная форма, сочетающая элементы очного, очно - заочного и заочного обучений на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа. Если говорить о технологии дистанционного обучения, в системе дополнительного образования, то это -одно из перспективных направлений, т.к. интернет – технологии позволяют решать задачи формирования информационно-коммуникационной культуры обучающихся, развивать их творческий потенциал. Благодаря современным информационным технологиям обучающиеся могут использовать различные информационные ресурсы, что на сегодняшний день актуально и очень востребовано. Обучающиеся самостоятельно используют самые разные источники информации, тем самым, приобретают знания, сами для себя определяют способы познавательной деятельности, которая при таком формате обучения, носит активный характер, способствует раскрытию внутренних резервов каждого ребёнка. В нашем учреждении МОУ ДОД «Центр детского и юношеского творчества Ленинского района города Донецка», с 19 марта 2020 года был осуществлен переход на дистанционное обучение, в силу сложившихся обстоятельств (введение режима повышенной готовности).

Перед педагогами встала задача – организовать и наладить обучение, используя средства ИКТ. На момент перехода на дистанционное обучение, не было создано точных инструкций и единого инструментария, поэтому поначалу задача казалась достаточно сложной, т.к. в настоящий момент нормативно-правовые вопросы дистанционного обучения разрешаются лишь в рамках локальных нормативных актов, регламентирующих процесс внедрения и использования дистанционных технологий обучения в образовательном процессе. Как, пути решения, так и форма документа (положение, приказ, распоряжение, договор и т.д.), в настоящее время индивидуальны для каждого образовательного учреждения.

Педагоги нашего учреждения вынуждены были сиюминутно самостоятельно решать для себя, какие платформы и методы, наиболее приемлемы и удобны при работе в дистанционном формате. Будет ли эффект и результат от выбранного направления работы? Было принято решение, что в такой ситуации, при наших технических возможностях, предпочтительнее более персонализированное общение (телефон, месенджер viber, облачные хранилища, электронная почта). Перечисленные виды связи привычнее, проще и вполне устраивали как обучающихся, так и их родителей, и педагогов. Опытным путем, работы в дистанционном формате, мы пришли к выводу, что для обучающихся учреждений дополнительных образований наиболее удобной оказалась форма видеозанятий, видео мастер-классов, презентаций, когда педагог в формате видео показывает технику выполнения того или иного задания. Такую форму можно чередовать с самостоятельной работой по инструкции, которую педагог отправляет файлом. Важный этап завершения занятия – фиксация и оформление результатов. По окончании занятия результат отправлялся в месенджер viber педагогу (видео/фото сообщение) или в чате размещались ответы теста на усвоение нового материала. Формат дистанционного обучения не исключал проведение массовых мероприятий и на удивление педагогов, многие из них прошли достаточно активно, с большим количеством участников. Так, в онлайн выставке домашних животных «Держите животики на связи смешные хвостики», было проявлено больше активности владельцами питомцев, по сравнению с проведением такой выставки ранее в очном формате. Это вполне объяснимо, ведь участникам не надо заботится о том, как транспортировать животное на выставку и они не испытывают стресс от смены обстановки, а находятся в привычной домашней обстановке, где полностью раскрываются внешние данные животного и его поведение.

Ссылка на онлайн- выставку

https://moudodlencdut.blogspot.com/2020/10/blog-post_29.html

 

В рамках Республиканской акции «Елочка, живи!» была проведена онлайн - викторина «Не губи ёлочку, оставь её для зверей!», с целью привлечения к проблеме хвойных большего количества детей.

Ссылка на викторину

https://moudodlencdut.blogspot.com/2020/12/blog-post_14.html

Акция по формированию навыков здорового образа жизни «Это лучше чем сигарета» проведенная для обучающих нашего учреждения, вовлекла учащихся отдаленных школ и даже их педагогов. Эти мероприятия проводились в вайбер-сообществе «Центр детского и юношеского творчества Ленинского района города Донецка».

Ссылка на акцию

https://moudodlencdut.blogspot.com/2020/11/blog-post_84.html

Информационную, познавательную и просветительскую функцию выполняли видеоролики, проведенные в учреждении «Благодарю, что ты терпима» https://disk.yandex.fr/d/0ATwCD3ZPcMu-w (беседа к Всемирному дню охраны окружающей среды), эко-комикс посвященный проблемам загрязнения окружающей среды «Приключение Леди Грин», созданный творческой группой педагогов учреждения, который был размещен в социальных сетях.

Ссылка на эко-комикс

https://moudodlencdut.blogspot.com/2021/03/blog-post.html

 

Мультзал «Относись к себе с любовью – береги свое здоровье» https://yadi.sk/i/LRMapZqOVMoGPQ (ко Всемирному Дню здорового питания). Опыт работы в дистанционном режиме показал, что формат проведенных мероприятий стал более разнообразным и доступным, и в процесс вовлекается гораздо больше участников.

Однако в процессе работы было выявлено ряд проблем, которые необходимо решать.

1. Проблема коммуникации с родителями. Это касается взаимоотношений в семье, высокого уровня тревожности. Некоторые из родителей обучающихся оказались в сложной ситуации, когда приходя домой после работы, они были вынуждены отложить свои домашние дела и обязанности и уделять большое количество времени своим детям на выполнение школьного домашнего задания и заданий творческих кружков. Это не самым лучшим образом сказалось на том времени, которое они обычно тратили на общение с детьми. Другими словами, в таких условиях кто-то из родителей перестал выходить на связь и отвечать на сообщения педагогов о новой схеме обучения и планах по её организации.

Решение этой проблемы мы видели следующим образом. Как показала практика, лучше обращаться к родителям по телефону – кратко объяснить ситуацию и предложить выбрать удобный для них вид связи для обучения детей. В сложившейся ситуации дополнительное образование призвано не нагрузить родителей еще больше, а наоборот, помочь им организовать досуг детей. Это позволяет наладить контакт и вернуть обучающегося к привычному ритму ежедневных занятий.

2. Проблема чрезмерной нагрузки на детей при выполнении школьных домашних заданий.

Если при очном обучении задача по объяснению материала лежала на педагогах, то в условиях дистанционного режима она полностью легла на родителей. Чтобы что-либо объяснить детям, родителям приходилось сначала изучить материал самим. Это оказалось достаточно сложной и затратной по времени задачей. По словам родителей, на выполнение всех школьных заданий, у них уходил практически весь день.

Решение. Педагогам, чтобы снять эмоциональную нагрузку обучающихся, рекомендуется добавлять в занятия кружков игровые моменты, или проводить занятия в игровой форме (игра при этом несет смысловое значение), использовать больше презентаций, простых и доступных видео занятий, мастер-классов и викторин, исключить фиксированные жесткие сроки выполнения заданий. Важно поощрять обучающихся, оценивать каждую работу индивидуально, поддерживать с родителями обратную связь.

3. Проблема отсутствия, в домашних условиях, необходимого учебного пространства, оборудования (для хореографического и спортивного направлений).

Педагоги пришли к решению адаптировать программный материал таким образом, чтобы каждый обучающийся смог выполнять задания дома. С целью реализации образовательных программ в полном объеме наши педагоги стремились так подготовить материалы своих занятий, чтобы приобретение знаний в рамках дистанционного обучения не носило пассивный характер. Напротив, обучающийся с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаний, но предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем окружающей действительности. Велся учет и осуществлялось хранение результатов образовательного процесса, осуществленного с использованием дистанционных образовательных технологий в электронно-цифровой форме (использование облачных хранилищ).

Несмотря, на сложности, которые возникали у нас, в дистанционном формате обучения, выявлены и положительные моменты. Они заключаются в том, что:

ü каждый обучающийся занимается по удобному для него расписанию и в удобном темпе (отдохнув после занятий, когда концентрация внимания и интерес снова «просыпаются»);

ü каждый может обучаться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной темы;

ü процесс обучения становится интересным для пассивных обучающихся;

ü они активно и оперативно стараются справиться с заданиями, чтобы поскорее получить новые;

ü дети с ограниченными возможностями здоровья и особенностями развития так же получили возможность вовлечения в процесс обучения

Процесс обучения в дистанционном формате показал, несмотря на сложности в материально-техническом оснащении образовательного процесса, акцента обучающихся на основное образование, специфику творческих коллективов, правильный подход к организации, внедрению и распространению дистанционного обучения в дополнительном образовании детей может открыть новые возможности привлечения большего числа одаренных обучающихся, детей с ограниченными возможностями и особенностями развития, сотрет временные и территориальные границы для желающих обучаться по программам дополнительного образования детей, позволит повысить привлекательность и конкурентоспособность отдельных учреждений дополнительного образовании.

 

Список использованной литературы

1. Ахметжанова Г.В., Седова Т.В., Гнатюк Н.В. Информационные технологии в образовании. Практикум. — Тольятти: ТГУ, 2015г., 60 стр.

2. Вайндорф-Сысоева М.Е., Грязнова Т.С., Шитова В.А. Методика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов, М.: Издательство Юрайт, 2017, 194 стр.

3. Нагаева Ирина Александровна Дистанционные образовательные технологии в современном образовании, Директмедиа Паблишинг, 2018 г, 160 стр.

4. Путькина Л. В. (науч. ред.): Дистанционное обучение в высшем профессиональном образовании: опыт, проблемы и перспективы развития: IX Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, 26 апреля 2016 года / С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов; - СПб: СПбГУП, 2016. – 151стр.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: