Цель проведения тематического дня: организация интересного отдыха детей, углубление знаний, развитие навыков, умений, личностных качеств в рамках конкретно взятой темы.
Задачи:
•создание условий для проведения тематического дня
•организация совместной деятельности детей и взрослых
•подбор актуальных тем и эффективных форм для проведения мероприятий
•составление плана
Ожидаемые результаты: полноценный, интересный отдых, формирование новых знаний, культурно-нравственных ценностей, развитие умений и навыков ребят.
Формы и методы реализации: в рамках тематического дня используются разнообразные формы (викторины, соревнования, конкурсы, эстафеты, театрализации, праздники, посиделки, игры, смотры, турниры, встречи и т.д.) объединенные одной темой.
Материально-техническое обеспечение: подручные материалы, техническое оборудование, канцелярские товары, спортивный инвентарь, методические разработки, методическая и художественная литература и т.д.
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
1. Понятия и определения.
Что нужно понимать под термином Тематический день?. Тематическим днем называется такой день, в котором проводятся мероприятия, связанные единой тематикой. Тематика таких дней разнообразна:
•интеллектуальная (игры, викторины, защиты, тренинги).
•творческая (концерты, конкурсы, конференции).
•спортивная (соревнования, турниры, спартакиады)
Тематические дни, как правило, имеют название, точно указывая сферу отбора содержания: например: День цветов, День именинника, День мам. Или образное название-символ (строки из песен, стихов, пословиц и другое...), например: Помнит мир спасенный..., Его величество, театр...
2. Направления организации тематических дней.
Программа дня может включать различные направления деятельности:
•интеллектуальное (викторины, игры)
•трудовое (трудовые десанты, работа в творческих мастерских, сбор и заготовка..)
•творческое (конкурсы, праздники, концерты..)
•спортивное (соревнования)
•организаторское (советы дел, ведущие, творческие группы, члены жюри и др.)
3. Вариативные модели организации тематических дней.
Содержание дня разрабатывается в зависимости от условий: одновозрастной, разновозрастной коллектив: отряд, группа или общелагерное мероприятие.
Модель 1.
Тематические дни выделяются в плане работы всего лагерного коллектива. И тогда в содержании дня предусматриваются дела для ребят разных возрастов, а также программы для всех.
Разработку планирования и организацию такого дня берет на себя координационный совет, куда входят председатели советов отдельных дел дня. Например: День мира. В программу можно включить:
•Конкурс рисунков на асфальте, плакатов Мы мечтою о мире живем (ответственные: творческая группа. Участвуют младшие отряды).
•Военно-спортивная эстафета Смелые. Сильные. Ловкие. Участвуют команды отрядов (разновозрастные). Ответственные: совет дела, представители отрядов)
•Час встреч. У нас в гостях участники войны, труженики тыла. Мероприятие проходит по отрядам или по возрастным группам.
•Программа «А песня ходит на войну».
Модель 2.
Тематические дни определяются в плане на каждый день. Тогда планируются центральные дела дня, за организацию которых ответственен тот или иной отряд или творческая группа из числа ребят, выражающих интерес к определенной теме. Такие дни могут быть как в общелагерных так и в отрядных планах. Например: День спорта (соревнования, награждение), День туриста (поход, туристическая эстафета,), День памяти (линейка, конкурс рисунков, возложение венков к памятнику), День веселых мастеров (работа в мастерских, конкурс-выставка Своими руками, награждение, концерт-экспромт, День барона Мюнхгаузена (конкурс на лучший рассказ-небылицу, отыскать ошибки в рассказе Барона и др.), Веселая пятница - День забот и развлечений, День смеха (смехопанорама), День фантазеров (конкурс фантастических проектов), День музыки (концертный зал Мелодия). День бизнесмена. День толерантности. День Нептуна.
Модель 3.
Тематические дни могут быть включены в циклограмму работы лагеря. Тогда программы этих дней будут представлены различным содержанием. Ответственность за организацию таких дней могут нести:
•дежурный отряд;
•совет дела (представители разных отрядов);
•творческие группы
Пример:
•Понедельник - День леса
•Вторник - День игры и игрушки
•Среда - День сказки
•Четверг - День творчества
•Пятница - День здоровья
•Суббота - День великих открытий
•Воскресенье - День путешественников
Тематический день включает программу содержательной деятельности детей и взрослых вокруг какой-либо темы, проблемы.
Участвовать в тематическом дне детям значительно интереснее, чем играть в обычные повседневные игры, особенно если этот день хорошо продуман.
Удобство такого дня, прежде всего организационно – содержательное: не надо ломать голову, что провести с детьми утром и что в обед. Логика дня выстраивается сама собой, тема, как нить Ариадны, ведет отряд от одного мероприятия к другому. Нужно лишь заложить в программу что – то спортивное, что – то познавательное, что - то творческо-конкурсное, что – то из разговорного жанра. Например, если планируешь, День Леса, то программа дня будет такой:
•Зоологические забеги (что - то спортивное);
•Викторина Загадки леса (что - то познавательное);
•Беседа Человек – дитя природы (что - то из разговорного жанра).
•Конкурс и фантазия (что - то творческое).
При организации любого другого дня алгоритм остается тем же. Может меняться только очередность. И может что- то добавиться, например: танцевально – игровая программа или концерт и т.д. Поэтому тематический день можно сравнить с калейдоскопом: бусинки одни и те же, а узор каждый раз новый.
Тематический день позволяет внести что-то свеженькое в скучные организационные моменты. Ведь и зарядка и завтрак становятся тематически нацеленными. В результате появляются на свет смотр индейских войск вместо зарядки, процедура заправки топливом вместо завтрака и др.
4. Порядок разработки тематического дня.
Все начинается с выбора тематической темы. От этого выбора во многом зависит успех всего мероприятия, так как педагогу хорошую тему легче разрабатывать, а детям интереснее в нее играть. Выбор темы чем-то похож на придумывание названия отряда.
•Придумать связующую нить (сюжет, цель, логика...)
•Идея (мысль) дня может тоже наличествовать.
•Важно уметь вставить стандартное мероприятие в тематический день.
•Тематический день может быть отрядным или общелагерным.
•Тема дня - всё что угодно (День индейца, Нептуна, красоты, любви, науки и т.д....)
Желательно, чтоб к теме привязывались не только мероприятия, но и режимные моменты (тематическая зарядка), разные фишки, связанные с темой (не отряды, а племена, у каждого своя фирменная раскраска, и т.п.)
Для примера рассмотрим всё тот же День индейца.
Зарядка: разминка молодого война/охотника (метание копья, преодоление препятствий, загон добычи)
Утром: Посвящение в индейцы — игра по станциям с заданиями на ловкость, дружность, заканчивающаяся визитом к загадочному богу огня и рисованием магического символа на лбу.
Затем можно выйти на тропу войны, и сыграть в зарницу в индейском стиле (вместо погон — животворящий амулет, боевая раскраска...)
Тематический день - это заранее запланированная серия дружинных и/или отрядных мероприятий, объединенных целями, задачами, общими названием и темой, проводящихся в 1 или 2 дня.
Требования к тематическим дням:
•Тема Дня так или иначе перекликается с темой сезона.
•В простом тематическом дне не менее двух отрядных и лагерных мероприятий.
•У всех мероприятий единые цели, но разные задачи.
•Важно предвидеть результаты тематического дня.
5. Условия разработки тематического дня.
При разработке тематического дня необходимо:
• четко сформулировать цели и задачи дня и отдельных мероприятий;
• подобрать мероприятия в соответствии с видом дня;
• учитывать, что погода от нас не зависит;
• знать, что два одинаковых по типу мероприятия в один день не проводятся;
• статичное лагерное мероприятие (с одним сюжетом или одной задачей) не должно проводиться более 1 часа, динамичное мероприятие – не более 1,5 часов;
• помнить, что любой элемент тематического дня требует оформления;
• помнить, что любой тематический день требует подведения итогов.
Обычно на лагерную смену приходится 3 – 4 тематических дня. При желании можно сделать тематическими хоть каждый день. Вот возможные темы:
• День рекордов
• День здоровья.
• День сказочных затей
• День спорта.
• День цветов.
• День проказов и приколов.
• День космонавтики
• День дружбы.
• День наоборот.
• День хороших манер.
• День государственности и др.
"Азбука лагерных мероприятий" - это более 80 различных традиционных, инновационных, знакомых и новых форм досуговой деятельности. На каждую букву выписаны названия мероприятий с кратким пояснением. Данная "шпаргалка" удобна для составления плана работы, план - сетки смены. Возможно, предложенные названия уже используются в ином контексте, или подтолкнут на придумывание своей формы проведения.
Про инструктивку.
Про отношения с детьми и с людьми.
Про деятельность вожатых в общем.