Мое исследование проводилось в ГБУЗ ВОКОД, детское онкогематологическое отделение. Ниже я приведу общую методику исследования, оснащение, которыми я пользовалась на практике. Данными рекомендациями я пользовалась при работе с детьми старшего школьного возраста.
Цель: Обучить пациента технике ингаляции с помощью ингаляционного баллончика.
Показания: Бронхиальная астма (для улучшения проходимости бронхов).
Противопоказания: Выявляются в процессе обследования пациента.
Оснащение:
1. Ингалятор с лекарственным веществом.
2. Ингалятор без лекарственного вещества.
Возможные проблемы пациента:
1. Страх, перед применением ингалятора или лекарственного вещества.
2. Снижение интеллектуальных возможностей и др.
3. Затрудненный вдох при введении лекарственного вещества через рот.
Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:
1. Информируйте пациента о пользовании ингалятора.
2. Информируйте пациента о лекарственном средстве.
3. Проверьте название и срок годности лекарственного вещества.
4. Вымойте руки.
5. Продемонстрируйте пациенту выполнение процедуры, используя ингаляционный баллончик без лекарственных веществ.
6. Усадите пациента.
7. Снимите с мундштука баллончика защитный колпачок.
8. Поверните баллончик с аэрозолем вверх дном.
9. Встряхните баллончик,
10. Сделайте глубокий выдох.
11. Возьмите мундштук баллончика в рот, плотно обхватив его губами.
12. Сделайте глубокий вдох через рот и одновременно нажмите на дно баллончика.
13. Задержите дыхание на 5-10 сек.
14. Извлеките мундштук изо рта.
15. Сделайте спокойный выдох.
16. Продезинфицируйте мундштук.
17. Предложите пациенту самостоятельно выполнить процедуру с ингалятором, наполненным лекарственным веществом.
|
18. Закройте ингалятор защитным колпачком.
19. Вымойте руки.
Оценка достигнутых результатов: Пациент правильно продемонстрировал технику ингаляции с помощью ингаляционного баллончика.
Примечание: Количество ингаляций определяет врач. Если состояние пациента позволяет, то лучше эту процедуру проделать стоя, так как дыхательная экскурсия при этом эффективнее.
Ниже я приведу технику выполнения манипуляции с детьми младшего школьного, дошкольного и раннего возрастов.
Для ингаляции в дыхательные пути бронходилататоров b2-агонистов и ингаляционных глюкокортикоидов обычно используют ДАИ портативного типа. Для получения оптимального эффекта требуется точное соблюдение техники применения ингалятора. Ингаляцию обычно ребенок выполняет самостоятельно, для чего проходит специальное обучение. Последовательность выполнения процедуры:
· - снять колпачок с ингалятора, держа баллончик донышком вверх;
· - встряхнуть ингалятор перед применением;
· - сделать выдох;
· - слегка запрокинув голову назад, обхватить губами мундштук ингалятора;
· - сделать глубокий вдох, одновременно нажимая на дно ингалятора;
· - на высоте вдоха задержать дыхание (рекомендуется не выдыхать в течение 8-10 с после ингаляции, чтобы препарат осел на стенках бронхов);
· - сделать медленный выдох.
· Главное условие правильного применения ДАИ - синхронизация вдоха и нажатия на баллончик (маневр «рука-легкие»).
· При проведении ингаляций рот и нос закрывают раструбом, флакон с лекарственным веществом располагают строго перпендикулярно, дном вверх. Детям иногда бывает трудно правильно выполнять все рекомендации по использованию ингалятора.
|
· Повторная ингаляция проводится через 1-2 минуты.
· Наиболее частые ошибки, совершаемые при использовании ДАИ:
· - забывают встряхнуть ингалятор перед применением;
· - неправильно держат ингалятор (баллончик должен располагаться донышком вверх);
· - при проведении ингаляции голова наклонена вперед;
· - ребенок не задерживает дыхание на высоте вдоха;
· - вдох и нажатие на баллончик происходят несинхронно.
· повторные ингаляции делаются без необходимого интервала в 1-2 мин.
Обратим внимание на то, что не требуется делать:1) встряхивать баллончик;
2) класть палец на решетку верхней части ингалятора;
3) синхронно с вдохом нажимать на дно ингалятора (маневр «рука-легкие» отсутствует.
Вся вышеперечисленная техника манипуляции носит название
«техника дозированной ингаляции».
Выводы.
Методика ингаляционного введения несомненно обладает большим количеством плюсов, особенно в педиатрической практике. Она нетрудна для использования вне лечебно-профилактического учреждения, безопасна, обладает высокой портативностью, хорошей ценовой доступностью и биодоступностью. Из недостатков следует отнести: при резком нарушении бронхиальной проходимости лекарство плохо проникает в патологический очаг; и возможное раздражающее действие лекарства на слизистую оболочку дыхательных путей.
Список литературы.