Развитие мелкой моторики




Состояние звукопроизношения

Ребенок к шести годам должен выговаривать все звуки; уметь дифференцировать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, ребёнок должен отчётливо произносить звуки в различных словах. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими. Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова разной слоговой структуры (слова типа: велосипедист, экскурсовод, аквалангист и т.п.). Однако слоговая структура всё ещё может искажаться в 4-5ти и более сложных словах с одним или двумя стечениями согласных (строительство, водопроводчик и т.п.).

Состояние фонематических процессов

Этот раздел подразумевает умение ребенка различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.; владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, подбирать слова с определенным звуком, различать на слух похожие слова (мишка – миска, бочка – почка, удочка – уточка), определять на слух наличие данного звука в слове (есть ли в слове мак звук [М], а в слове ежи – звук [З]?); умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков). А также наличие чувства ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм).

Состояние грамматического строя речи

К 7 годам ребёнок должен уметь понимать различные грамматические конструкции. Например, папа прочёл газету после того, как позавтракал (что он сделал вначале?). Охотник бежит за собакой (кто бежит впереди?) и т. д. Также следует обратить внимание на умение ребёнка правильно образовывать слова и предложения. Например, словообразование:дождь - дождик, сахар – сахарница, варенье из сливы – сливовое, шапка из соломы – соломенная, у лисы – лисята, у льва – львята и т. д. Изменять существительные по числам (стул- стулья, крыша- крыши), согласование (желтый мяч, высокое дерево, два ведра, пять груш), управление (вышел из дома, рассказал о друге), адекватно употреблять сложные предлоги (из-за, из-под, над, с(со) и т.д.).

Состояние словарного запаса

К 6- 7 годам словарный запас ребёнка должен быть достаточно большой и составлять 4-5 тысяч слов. Ребёнку доступен смысл простых пословиц, поговорок. Знает обобщающие слова (овощи, одежда, мебель и.т.д.); умеет обобщать понятия (стол, стул, диван, шкаф, кровать – это мебель и т.п.); вычленяет и правильно называет предметы и их части (у стула – ножки, спинка, сидение). В своей речи активно использует антонимы (грустный - весёлый, молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять, разговаривать-молчать и т. д.), синонимы (например, пес, собака, псина; лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д.), слова – действия, слова –признаки. Знает названия диких и домашних животных и их детёнышей; времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи. Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: употребление приставочных глаголов, существительных, обозначающих профессии (дирижёр, балерина, комбайнёр и т.д.), названий спортсменов по видам спорта (бегун, пловчиха, конькобежец и т.д.). В словаре детей зачастую отсутствуют сложные существительные (соковыжималка, ледоход и т.д.), сложные прилагательные (тонконогий, длиннохвостый, остромордая), притяжательные прилагательные (лисий, обезьяний и т.п.).

Состояние связной речи

Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать. К 7 годам ребёнок должен уметь пересказывать небольшие по объёму незнакомые рассказы и сказки. При пересказе обращается внимание на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль), на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ), на лексику (полнота использования лексики), на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения), на плавность речи (отсутствие подсказок по ходу пересказа). Будущий первоклассник должен уметь составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок. Рассказ должен состоять не менее чем из 5 предложений. Уметь рассказывать наизусть 1-2 стихотворения. Запоминать на слух предложение, состоящее из 8-10 слов (маленькая девочка Катя рано утром пошла с мамой в школу).

Развитие мелкой моторики

Необходимо развивать у ребёнка тонкую моторику руки, поскольку в противоположном случае он неизбежно столкнётся с большими техническими трудностями при письме. Для развития ручной моторики можно порекомендовать различные виды деятельности: пальчиковые игры, лепка, мозаика, аппликационные работы, рисование (желательно учить раскрашивать только карандашами, т.к. фломастеры и кисть не требуют нажима руки и не вырабатывают необходимых усилий и выносливости).

Если ребенок пишет:

Уделяйте внимание правильной посадке и умению правильно держать пишущий предмет (тремя пальцами руки, а кончик направлен влево). Письмо печатными буквами, нет зеркально написанных букв.

Если ребенок читает:

Чтение должно быть плавное, послоговое, ребенок понимает прочитанное.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: