Урок по Этике и деловому общению
Для группы №14
От 06.05.2020 г.
Задание. Ознакомьтесь с практической работой. Выполните психологический тест для себя.
Решите ситуационные задачи. Ответы запишите в тетради.
Ответы переслать на:
электронную почту stabrovamarina@yandex.ru
Или воспользоваться мессенджером WhatsApp или Viber и переслать фото по номеру 89086458840
Урок № 37-38. Практическая работа № 4 "Культура речи"
Успешность профессионального общения во многом зависит от умения слушать собеседника.
Слушая, люди, к сожалению, часто не слышат друг друга. Древнегреческий писатель и историк Плутарх, отмечая, что нужно научиться слушать, и тогда можно извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо.
Слушание - это сложный процесс, требующий навыков культуры общения. Можно говорить об эффективном и неэффективном слушании. Неэффективное слушание не обеспечивает правильного понимания слов, чувств собеседника, не способствует установлению доверительных отношений между партнёрами по общению. Эффективное слушание способствует пониманию обсуждаемой проблемы и приводит к её решению.
А вы умеете слушать?
Практическая часть
Ознакомьтесь с инструкцией теста «Умеете ли Вы слушать?» Выполните задания теста. Обработайте полученный результат. Сделайте вывод о том, достаточно ли хорошо Вы владеете умением слушать.
ТЕСТ
Умеете ли вы слушать?
Инструкция:Вам предлагается ответить на 10 вопросов. Ответ оценивайте баллами. За ответ «почти всегда» — 2 балла; «в большинстве случаев» — 4 балла; «иногда» — 6 баллов; «редко» — 8 баллов; «почти никогда» — 10 баллов.
1. Стараетесь ли вы «свернуть» беседу в тех случаях, когда тема (или собеседник) вам неинтересны?
|
2. Раздражают ли вас манеры вашего партнера по общению?
3. Может ли неудачное выражение другого человека спровоцировать вас на резкость или грубость?
4. Избегаете ли вы вступать в разговор с неизвестным или малознакомым человеком?
5. Имеете ли вы привычку перебивать говорящего?
6. Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?
7. Меняете ли вы тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто ваш собеседник?
8. Меняете ли вы тему разговора, если собеседник коснулся неприятной для вас темы?
9. Поправляете ли вы человека, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, названия, вульгаризмы?
10. Бывает ли у вас снисходительно-менторский тон с оттенком пренебрежения и иронии по отношению к тому, с кем говорите?
Обработка результатов
Подсчитайте сумму баллов.
Чем больше баллов, тем в большей степени развито умение слушать. Если набрано более 62 баллов, то умение слушать — выше «среднего уровня». Обычно средний балл слушателей 55. Если оценка ниже, то вам стоит последить за собой при разговоре.
Вспомните изученные приёмы рефлексивного и нерефлексивного слушания.
Нерефлексивное слушание – это умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями и комментариями.
Внимательное молчание предусматривает слушание с использованием невербальных средств: кивков, мимических реакций, контакта глаз. Используются и речевые приемы: «Да-да», «Да – я согласен», «Да – я понимаю» и т.п. Слушание этого вида полезно тогда, когда ваш собеседник проявляет какие-то чувства (например, гнев), хочет обсудить волнующий его вопрос или желает высказать свою точку зрения.
|
Рефлексивное слушание – процесс расшифровки смысла сообщений, установление активной обратной связи с говорящим. Он позволяет устранить преграды, искажения в процессе общения, помогает понять смысл и содержание высказываний собеседника.
Выделяют 4 основных приема рефлексивного слушания:
1. Выяснение – прямое обращение к говорящему за уточнениями при помощи фраз: «Я не понял», «Пожалуйста, уточните это» и т.п. Подобные уточнения способствуют лучшему пониманию собеседника.
2. Отражение чувств – особое внимание обращается на отражение слушающим эмоционального состояния говорящего при помощи фраз: «Вы немного расстроены», «Очевидно, что Вы чувствуете, что …» и т.п. Отражая чувства собеседника, мы показываем ему, что понимаем его состояние.
3. Перефразирование – собственная формулировка сообщения говорящего для проверки точности восприятия. При этом используются фразы: «Если я Вас правильно понял», «Другими словами Вы считаете….» и т.д. Это позволяет показать рассказчику, что его слушают и понимают.
4. Резюмирование – позволяет подытожить основные идеи и чувства говорящего. Этот прием уместен при длительных беседах, при завершении разговора. Используются фразы: «Итак, Вы считаете, что…», «Если подвести итог сказанному…».
При всем при этом слушателю необходимо избегать следующих ошибок:
- перебивать собеседника,
- заострять внимание на разговорных особенностях партнера по общению,
|
- делать поспешные выводы,
- давать непрошенные советы.
3. Прочитайте ситуационные задачи. Определите (с различных позиций) наиболее эффективные приёмы слушания, уместные в данной ситуации. Запишите ответы в тетрадь.
Образец: Задача № 1 - отражение чувств
Задача № 2 – резюмирование
Задача № 3 - приём нерефлексивного слушания
Задача № 1
Коллега, недовольный задержкой заработной платы с гневом выражает Вам своё недовольство этим фактом. Какие приемы рефлексивного слушания здесь рационально использовать?
Задача № 2
Иванов И.И. пришёл на собеседование, чтобы устроиться на работу. В ходе собеседования ему не совсем был понятен круг должностных обязанностей, который он должен будет выполнять. Какие приемы рефлексивного слушания Вы бы использовали на его месте?
Задача № 3
В обеденный перерыв подруга рассказывает Вам о наболевшем. Какими приемами слушания Вы бы воспользовались? Почему?
Задача № 4
На производственном совещании инициативная группа молодых рабочих сумбурно объясняют руководству смысл предлагаемых ими «рационализаторских» приемов работы. Поставьте себя на место администрации, какими приемами слушания Вы бы воспользовались?