Результаты исследования и обсуждение.




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО

СОСТОЯНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Т.Е. Булатова, доцент кафедры психологии

ИПКиПРО, к.б.н.

Л.П. Самсонова, классный руководитель

МОУ «Гимназия № 57», г. Курган

 

В условиях современности, когда жизнь подростков полна стрессов, всё актуальнее становится проблема сохранения психофизического здоровья молодого поколения. Работа классного руководителя напрямую связана с молодёжью. Именно поэтому одним из основных направлений в работе классного руководителя является создание комфортного психологического климата в детском коллективе, поддержание психического и физического здоровья школьника. Мы должны помочь ему справиться со стрессами, научить разрешать конфликтные ситуации, управлять своими эмоциями, воспитать толерантное отношение к окружающим. Для этого нужно, прежде всего, выяснить его психофизическое состояние, причины неудач и эмоциональной нестабильности.

Цель исследования.

Изучение возможностей использования результатов мониторинга психофизиологического состояния обучающихся в работе классного руководителя.

Методы исследования. В исследовании психофизического состояния принимали участие все учащиеся 10 М класса в течение 2 лет.

Психологические особенности исследуемых определяли с помощью тестов Люшера, Айзенка, Леонгарда, Дембо-Рубинштейна, теппинг-теста. Регистрацию энергетического потенциала обучающихся осуществляли на аппарате «ГРВ-компакт».

Схема исследования. В начале учебного года 8 класса проводили определение типа темперамента, уровня тревожности, акцентуации характера, психоэмоциональное состояние, уровень работоспособности. Также проводили фиксирование результатов газоразрядной визуализации. Вторую съёмку ГРВ–грамм проводили во 2 четверти. Третью съёмку ГРВ-грамм проводили в 3 четверть. Четвёртую съёмку ГРВ-грамм проводили в 4 четверть. Пятую съёмку проводили в начале 9 класса. Шестую съёмку провели в начале 10 класса.

Результаты исследования и обсуждение.

По результатам психологического тестирования были получены следующие результаты. По тесту Айзенка в классе 6 сангвиников, 7 холериков, 2 меланхолика и 1 флегматик. По тесту Спилбергера результат тревожности в пределах оптимального среднего уровня у 9 человек, высокий уровень тревожности у 4 человек, низкий уровень тревожности у 3 человек. При определении акцентуаций характера в классе у 37 % обучающихся имеют гипертимический тип, 31% - экзальтированный тип, 19 % - демонстративный тип, 13 % - тревожный тип.

При выполнении первого исследования по показателям ГРВ-графии было выявлено у 10 обучающихся энергодефицитное состояние, у 6 человек - в пределах нормы (рис. 1).

Рис. 1. Динамика показателей энергетического потенциала обучающихся

Средний результат общей площади засветки ГРВ-графии по классу находится на границе нормы и энергодефицитного состояния (рис. 2).

Рис. 2. Динамика показателя общей площади засветки ГРВ-графии

Обследование с помощью прибора ГРВ-графии и психологического тестирования позволили выяснить причины отклонения в физическом и психическом состоянии ребёнка. После анализа полученной информации становятся понятны многие отклонения в поведении школьников, причины их конфликтов с одноклассниками и родителями.

По результатам исследования каждому обучающемуся индивидуально были даны конкретные рекомендации по восстановлению и стабилизации энергетического и психологического потенциала, которые позволили бы улучшить его общее состояние. Родители обучающихся на собраниях были ознакомлены с результатами исследований, рекомендациями, данными детям. Некоторые родители проявили интерес к прибору, пришли сами с желанием провести обследование и выяснить те причины, которые мешают более доверительному отношению с детьми. Психолог проводила с учениками тренинговые занятия, по повышению психоэмоциональной устойчивости, используя аутотренинг, экспресс методики позитивного самонастроя, спиральную гимнастику.

В классе были подготовлены и проведены круглые столы, беседы о здоровом образе жизни, рациональной организации учёбы и отдыха. Также классный руководитель постоянно напоминала ребятам о рекомендациях, интересовалась, как они их выполняют.

При съёмке во второй четверти показатели ГРВ-графии улучшились у 6 человек, отразив норму в целом у 12 человек, и увеличился до нормы средний показатель общей площади (рис.1, 2).

1 съёмка 4 съёмка

Рис. 3. Динамика энергетического потенциала Д-а А. ученика 8 М класса

При съёмке в третью и четвёртую четверти низкие показатели сохранялись постоянно у 3 человек. Этим обучающимся и их родителям были даны рекомендации по улучшению состояния. 10 человек имели стабильный результат ГРВ-грамм (рис.3). В среднем показатель общей площади засветки увеличился, достигнув максимума в четвёртой четверти (рис. 2).

При анализе динамики количества пропущенных дней по болезни в течение учебного года по четвертям выявилось их снижение (рис. 4).

 

Рис. 4. Динамика пропущенных дней обучающимися по болезни течение учебного года

Анализ показателей ГРВ-графии в 9 классе (5 съёмка) и начале 10 класса (6 съёмка) показывает, что в целом они стабильно держатся на достигнутом в 8 классе уровне.

Если смотреть на общую картину, то количество детей, находящихся в энергодефицитном состоянии снизилось с 10 до 4 человек. Также у двоих школьников улучшилось положение в отношениях с родителями. Несколько человек изменили режим питания, стали заниматься физкультурой, улучшилось общее самочувствие, появились положительные результаты в учёбе и взаимоотношениях в классе. Обучающиеся положительно отзываются об участии в мониторинге и с интересом следят за результатами своих усилий самосовершенствованию. Общее пожелание, чтобы комплексный мониторинг с использованием ГРВ-графии начинали как можно раньше. Это позволит избежать многих проблем, которые возникают у школьников, особенно в переломном возрасте.

Литература:

1. Булатова Т.Е., Самсонова Л.П. Использование метода газоразрядной визуализации в работе с семьёй. / Материалы областных педагогических чтений «Взаимодействие педагога психолога с семьёй в современных условиях» 26.04.07 ИПКиПРО Курганской области. – Курган, 2007. – С. 40 – 43.

2. Булатова Т.Е. Сопровождение инноваций в образовании с помощью метода электрофотоники / Материалы областной научно-практической конференции «Психологическое сопровождение инновационной деятельности в образовательном учреждении» 27.10.08., ИПКиПРО Курганской области. – Курган, 2008. – С. 65 - 67.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: