Художественно-эстетическое направление
Работа ученицы 4 класса
Концевой Ирины
Руководитель:
Галда Татьяна Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 3 с.Арзгир
2014 г
Оглавление
1. Введение ………………………………………………………………………3
Цель работы и задачи …………………………………………………….......3
2. Обзор литературы……………………………………………………………..3
2.1. История расписных платков………………………………………….....3
2.2. Место появления расписных платков…………………………………..4
2.3. Рождение платка…………………….……………………………………5
2.4.Многоцветье павлово - посадского платка…………………………......6
3. Исследования, опыты………………………………………………………….7
3.1.Создание эскиза главного цветка
в Павлово-Посадских узорах – розы…………………………………….7
3.2.Создание модели павлово-посадского платка
в технике «набивного узора»…………………………………………….7-8
3.3.Создание модели павлово-посадского платка
в компьютерной программе Paint……………………………………….8
4.Павловский платок в 21 веке…………………………………………………..8-9
5. Результаты исследования …………………………………………………….9
5.1. Выводы ……………………………………………………………………9
5.2.Программа дальнейших действий ……………………………………..10
6. Список литературы …………………………………………………………10
7.Приложения………………………………………………………………….11
1 «Создание эскиза розы»…………………………………………………11
2 «Освоение техники «набивного» узора………………………………..12
3 «Создание модели Павлово-посадского платка»……………………...13
4 «Создание модели платка при помощи программы Paint…………….14
5 «Создание моделей платьев из Павлово- посадских платков»……….15
Введение
В декабре в нашей школе проходил фестиваль «Многоликая Россия». Для участия в этом конкурсе нужно было найти русские старинные платки для танца. В этом мне помогли бабушки. Из своих сундуков они достали самое дорогое для них - платки своих мам и бабушек. Я была поражена красотой и необыкновенностью каждого платка! Я накидывала платок на плечи, голову, крутилась перед зеркалом, садилась и разглядывала удивительный орнамент. Сказочные цветы, узоры вызывали радость и восхищение. Мне казалось, что я окунулась в сказку. Сколько умения! Каждый цветок говорил, что передо мной настоящее произведение искусства. Искусство моего народа. К сожалению, я почти ничего не знаю об этих платках. Когда появились? Почему сейчас мы не носим их? Может такие платки не модны в 21 веке? Что означают эти узоры? Все было для меня непонятно и неизвестно.Бабушкин платок - это тайна. Я решила попробовать проникнуть в тайну платка, провести небольшое исследование.
Актуальность темы
Знание художественных промыслов русского народа нужны для развития и сохранения нашей культуры, позволяют нам гордиться своей Родиной, ее умельцами, сохранять и продолжать наследие наших предков.
Новизна работы в том, что я попробовала сама создать эскиз расписного платка, повторить его необыкновенные узоры на ткани и в компьютерной программе Paint.
Я выдвинула гипотезу, что расписные платки - это не только головной убор, но и произведение декоративного искусства и, изучив узоры платка, технику его выполнения, можно выполнить его модель, эскиз.
Цель работы: изучение старинного платка, создание модели расписного платка.
Задачи:
1.Выяснить, как называются расписные платки
2.Какую роль играли платки в жизни наших предков.
3.Когда и где они появились на Руси.
4.Узнать, как создаются расписные платки, познакомиться с техникой выполнения платка.
5.Узнать, обозначение орнаментов и цветов платка.
6.Научиться создавать похожие узоры платка на ткани.
7.Узнать о применении расписных платков в современном мире.
Обзор литературы
История расписных платков.
Платки появились очень давно. Только сначала он назывался «убрус». Убрус – кусок белого полотна длиной до двух метров и шириной в 40-50 см, с вышивкой. Сведения о полотенцах-убрусах сохранились в письменных памятниках, начиная с ХII века. В глубокой же древности для покрывания головы использовались также и куски ткани – платы. В семнадцатом веке убрус уступил место платку, а после в русском языке появилось заимствованное из Персии слово “шаль”.Платок всегда являлся главной частью русского национального костюма, как повседневного, так и праздничного. Показаться на людях с непокрытой головой (простоволосой) считалось верхом неприличия на Руси, этот обычай сохранился до наших времен в православных храмах, посещая которые женщина обязательно должна покрывать голову платком. Также дорогой платок являлся символом богатства и частью хорошего приданого. Платок на Руси всегда был самым желанным подарком.
Убрусы и платы ткались крестьянками на простых домашних станках. Их или украшали узорными ткаными полосами, вышивками или красили и набивали на них печатные узоры. Сами же расписные платки появились на Руси в ХVI – XVII веках и назывались «канаватки». Это были довольно большие платы из тонкого шелка с разноцветными полосами. Канаватками торговали восточные купцы, их привозили издалека, и для русской женщины они были бережно хранимой драгоценностью. Платки и шали покупались в лавках на селе или в городе, стоили они дорого, носились бережно.