Создание однопартийной печати. Ленинские принципы партийной журналистики




 
Партийность журналистики - один из основополагающих принципов ленинской теории печати, предполагающий выражение и защиту интересов политической организации, реализацию ее программных положений средствами журналистики. «...Литературное дело, – писал в 1905 году В. И. Ленин, - должно непременно и обязательно стать неразрывно связанной с остальными частями частью социал-демократической партийной работы. Газеты должны стать органами разных партийных организаций. Литераторы должны войти непременно в партийные организации. Издательства и склады, магазины и читальни, библиотеки и разные торговли книгами - все это должно стать партийным, подотчетным… Мы хотим создать и мы создадим свободную печать не в полицейском только смысле, но также и в смысле свободы от капитала, свободы от карьеризма; - мало того: также и в смысле свободы от буржуазно-анархического индивидуализма… Для определения же грани между партийным и непартийным служит партийная программа, служат тактические резолюции партии и ее устав, служит, наконец, весь опыт международной социал-демократии...» (Полн. собр. соч., т.12.)

Формирование системы однопартийной печати и жесткое ограничение свободы слова - таков был важнейший итог для журналистики и СМИ победы Октябрьской революции. Идеологический партийный диктат во всех сферах жизни, в том числе и в журналистике, борьба с инакомыслием, в том числе и физическая, закрытие всех оппозиционных и частных изданий, монополизация права издания СМИ, использование СМИ и информации как инструмента политического воздействия на людей - вот главные черты советской журналистики первых лет советской власти и последующих 70 лет существования СССР. Но это произошло не сразу. Потребовалось несколько лет. Накануне 25 октября 1917 г. в стране выходили газеты различных буржуазных и социалистических партий. Например, 52 меньшевистских, 31 эсеровская, 6 анархистских. Большинство из них отнеслись негативно к свершившейся пролетарской революции. И уже на следующий день после победы вооруженного восстания 10 самых крупных буржуазных газет были закрыты: “Речь”, “Новое время”, “Русское слово”, “Русская воля”, “Биржевые ведомости”, “Копейка” и другие. Их полиграфическая база была передана большевистской “Правде”, “Деревенской бедноте” и “Солдатской правде”. В типографии преуспевавшей “Копейки” стали печатать вновь созданную газету “Известия”. Буржуазная пресса возмутилась и обвинила новую власть в ущемлении свободы печати. После чего большевики приняли “Декрет о печати”. Он предполагал ликвидацию буржуазной прессы, которой молодое государство не может противостоять, и преимущественное развитие пролетарской печати. Ограничения для оппозиционной прессы вводились, как указывалось в декрете, временно, но они так и не были отменены до 90-х гг. нашего века. С принятым законом инакомыслящие СМИ не согласились и опубликовали Обращение Временного правительства. Частично продолжавшего работать и после своего низложения. Главное требование Обращения - созыв Учредительного собрания. Это привело в расправе как над изданиями, так и над журналистами и редакторами. Были закрыты многие буржуазные и меньшевистские газеты - все, кто напечатал Обращение. Ряд сотрудников газет был арестован. В разряд неугодных попали и социалистические издания, и все еще не закрытые буржуазные. Чтобы лишить их доходов, большевики издают декрет “О введении государственной монополии на объявления”. Дальнейшие недовольства свободной прессы привели к появлению нового декрета “О революционном трибунале печати”, дававшего широкие полномочия властям, вплоть до закрытия изданий. Это дало возможность избавиться от меньшевистских и эсеровских газет. Так шел процесс монополизации средств массовой информации. Но в стране еще оставались издания других партий, входивший в Совнарком и ВЦИК. Для разширения своего идеологического влияния большевикам нужны были и новые газеты советской власти для различных слоев населения: в марте 1918 г. - газета “Беднота”, в апреле - “Известия Комиссариата по военным делам”, в мае - “Известия Комиссариата здравоохранения”, затем - “Вечерняя красная газета” Получает развитие местная советская печать. Она ориентируется в своей работе на две главные газеты страны: партийную “Правду” и государственную - “Известия”. В них находили отражение политическая борьба, проблемы внешней и внутренней политики, нововведения в области экономики и организации жизни.
- Ленин сформулировал принципы партийной журналистики. “Газета - не только коллективный пропагандист и агитатор, но и коллективный организатор”. Важнейшими требованиями журналистики стали партийность периодической печати, народность, действенность, наступательный и критический характер, непримиримость к врагам революции. Газеты оказались на службе революции. Они разъясняли политику большевиков, агитировали против войны, за выход из нее любой ценой. В эти годы в журналистике появились новые жанры: дискуссионные статьи, письма-отклики, стали обычными шапки-призывы, лозунги, аншлаги. Характерной особенностью советской печати было стремление максимально вовлечь в обсуждение вопросов своих читателей, расширить их участие в печати. Первоначально это рождало дискуссии на страницах прессы, но большевистская печать жестко проводила идеи пролетарской революции и беспощадно боролась с инакомыслием. Начало гражданской войны и поляризация общества на “белых” и “красных” поставило большинство небольшевистских легальных изданий вне закона, в том числе и печать социалистических партий. В сентябре 1918 г. их осталось 50, а в 1919 г. - 3.

Глава 7 Журналистика как отрасль общественно-политической деятельности

 

Органы массовой информации как репрезентанты государства, законодательной или исполнительной власти, социальных

 

групп, партий Информационная и агитационная журналистика Агитационная журналистика как признак тоталитарного общества Информация как институт управления обществом, обеспечения его дееспособности и здоровье зан Термины \"средства массовой информации\" и \"органы массовой информации\": их содержание и сферы применения Управление обществом посредством формирования общественного мнения Общественное мнение как явление суспильног в жизни и ее наиболее характерные признаки Этапы формирования общественного мнения Информация как \"строительный материал\" для общественного мнения Информационная и аналитическая модели журналистики: украинская выбо моделі журналістики: український вибір

 

Роль журналистики в системе других социальных институтов

 

ИГ определяется минимум в двух аспектах

 

Первый из них заключается в том, что отдельные СМИ представляют те или иные социальные группы, партии, государство, законодательные или исполнительные органы власти различного уровня, являются проводниками политики и программ партий, а также абезпечують всю систему интересов своей аудитории от политики и экономики до спорта и развитие.

 

В хорошо структурированных, многопартийных обществах политическая журналистика представляет собой неизбежное следствие и элемент общественно-политической жизни Публикуя материалы в соответствии с программных за авдань своей партии, она обеспечивает внешний плюрализм мнений и позиций Под внешним плюрализмом понимаем публикацию в различных изданиях отличных точек зрения на определенную проблему или жизненную ситуацию Но в государствах с тоталитарными режимами такие политически заангажированные издание одной партии (и идеологии) занимают все информационное пространство С потерей внешнего плюрализма как категории общественного спил ковки в обществе наступает идеологическая и политическая единообразие, журналистика теряет свои первоначальные информативные функции, а занимается лишь пропагандой и агитацией программных партийных положенияхжень.

 

Второй аспект заключается в том, что в развитых демократических странах львиную долю сегодня составляют независимые от государства и его ветвей власти, партий и общественных организаций средства массовой информации, фу ункционують как частные предприятия Партийная журналистика в развитых демократиях - вполне маргинальное явление Если такие издания и существуют, то они совершенно незаметны в национальном информационном прос тори Социальная база независимой журналистики - не партия, а сплоченный на основе общечеловеческих и национальных ценностей народ, широкая читательская аудитория В отличие от партийных, такие издания наз иваються общимними.

 

За свою высшую цель они осуществления не пропагандистской, а информационной функции журналистики Общие издание внутренне плюралистические Во внутренней Плюралистичность понимаем публикацию отличных точек зрения на страницах одного издания Общие газеты позволяют субъектам информационных отношений обмениваться мнениями на своих страницах ках, полемизировать друг с другом; причем собственная позиция газеты может не совпадать ни с одним из предложенных взглядов или вообще оставаться несформульованою.

 

В процессе исторического развития журналистика как отрасль общественно-политической деятельности прошла несколько ступеней Условно их можно представить следующим

 

Первая ступень Возникнув в первой половине XVII века из информационных потребностей общества и будучи изначально направлена??на их обеспечение, журналистика очень быстро вызвала живой интерес политических деятелей, и поняли, что с ее помощью можно манипулировать общественным сознанием и управлять массовыми эмоциями Следовательно успешно бороться за власть, а затем и удерживать йї.

 

Вторая ступень В XIX веке эти соблазнительные для политиков свойства журналистики вызвали восхищение ее в сферу политических интересов, соединения прессы с политикой Общего информационных изданий почти не залы ишилось, журналистика соединилась с публицистикой и стала главным руслом ее развития Любая газета или журнал декларировали свою партийность (или протопартийнисть), читатели были хорошо ориентированы в поле политических ожиданиях и предсказывали заранее, какую позицию займет то или иное периодическое издание по определенной проблеме На территории России, куда входила большая часть украинских земель, апогей политической журналов листикы пришелся на ХХ век, когда журналистика была превращена в колесико и винтик в осуществлении в Советском Союзе политики коммунистической партиитії.

 

Третья ступень Служением фашистским и большевистскому режиму партийная журналистика была полностью скомпрометирована в глазах мирового сообщества Замалчивание в советской прессе голодомора 1932-1933 гг, репрессий против украинской интеллигенции в 1930-х гг, многочисленных нарушений прав человека в послевоенном мире обнаружили вопиющую несовместимость такого поведения с первоначальными функциями журналистики В нее сначала в центральноев ропейських странах бывшего социалистического лагеря, а с уничтожением СССР и на восточноевропейских просторах начал возвращаться идеал общего издания, главной целью провозглашает не пропаганду и агит цию, а правдивое информирование граждан о фактах действительности и на основании этого формирования общественного мненияумки.

 

Слово: Подтасовка фактов

Описание:

особый случай введения в заблуждение, заключающийся в манипуляции с качественно верными фактами, которые преподносятся в таком свете, что приводят слушающего к заведомо ошибочным выводам.

Принцип правдивости распространяется и при общении с общественностью. 3. Честность Журналист обязан понимать, что подтасовка фактов, бездоказательные суждения, вымысел и фабрикация материалов порочат не только его доброе имя, но и наносят серьезный урон репутации издания.

Истина в журналистике.

Информация – это знание, у которого есть потребитель. А отношение с потребителем информации является важнейшим среди производственных связей журналиста. Кодексы, принятые во многих странах, требуют от журналиста категорически разделять реальный факт и мнение о нем, его комментарий. Этим требованием профессиональная мораль обязывает пишущих бережно обращаться с документальными основаниями информационной деятельности, а в подтексте заключает уверенность в способности читателя самостоятельно, без подсказки со стороны разобраться в жизненных реалиях, о которых сообщает пресса.

Практически во всех журналистских кодексах правдивость и объективность представляют перечень профессиональных добродетелей. Эти принципы получают так же более или менее детальную расшифровку. Правдивость изображения авторы кодексов ставят в зависимость от точности и полноты информации о действительности. профессиональная мораль обязывает журналиста излагать факты, сохраняя их подлинный смысл, вскрывая важнейшие связи между событиями и не допуская при этом искажений. Это предполагает скрупулезную проверку данных, точнее воспроизведение сведений почерпнутых из документальных и других источников, соответствие заголовков тексту, отделение фактов от мнения. Общественность должна получить от прессы достаточно материала, позволяющего ей сформировать точное, связное и наиболее адекватное представление о текущих социальных процессах, об их происхождении, сущности и значении, о положении дел в современном мире. Подобной детализации поддается и принцип объективности. Его толкуют как неангажированнось, непредвзятость, беспристрастность. Это именно принцип, к реализации которого необходимо постоянно стремиться, а не жесткая норма. Он обязывает журналиста не опускаться до выражения эгоистических, частных и групповых пристрастий, отражать различные точки зрения. Подтасовка фактов и бездоказательные суждения, вымысел и фабрикация материалов категорически отвергаются профессиональной моралью. Но только внутренняя ориентация журналиста на правдивость может служить поводом читателю, иметь гарантии, что его не будут вводить в заблуждение.

Нравственная оценка отношения автора к читателю складывается из нескольких составляющих, носит комплексный характер. Она учитывает и общественный резонанс публикации, и мотивы пишущего, и методы, которыми он пользуется при подготовке и написании материала, и его реакцию на читательский облик, и, что не менее важно, способность пишущего взглянуть на сам процесс собственной работы, подвергнуть мысленной рецензии свои заключения и их исходные посылки. Право читателя на истину гарантируется в первую очередь сознанием журналистом своей ответственности перед ним и готовность реализовать это чувство в поступках. Отношение к людям, ради информирования которых журналист берется за перо, оказывается постоянным объектом его самосознания как в отдельном творческом акте, так и на протяжении всей профессиональной деятельности.

В «Международных принципах журналистской этики», принятых на 4 консультативной встрече международных и региональных журналистских организаций, проходившей в 1984 году в Париже и Праге, написано: «Первейшая задача журналиста - гарантировать людям получение правдивой и достоверной информации посредством честного отражения объективной реальности».

Случаи, когда журналист умышленно искажает истину, осуждаются всеми действующими в мире профессиональными кодексами независимо от мотивов, которыми пишущий может объяснить искажения или умолчания. Тем не менее, подобные нарушения происходят часто. Примеров достаточно много. Начиная с запрета страны публиковать информацию на острые темы (допустим о Чернобыльской трагедии), так же запреты на многие темы в период властвования тоталитарной системы, заканчивая банальной цензурой, которая в свое время была серьезным противником для проникновения некоторой достоверной информации в общество. Например в голодный 1891 год, у печати была отнята возможность говорить об истинных размерах тяжелого бедствия, обрушившегося на народ, выяснять причины происшедшего. Периодическим изданиям было даже воспрещено помещать без особого на то разрешения со стороны властей приглашения к пожертвованиям в пользу голодающего населения. Писать оставалось только о приемах, парадах, рождениях и кончинах. И вот бедный журналист сидел и обдумывал: «Как бы так свою мысль высказать, чтобы никто не понял». Вместо страшного слова «голод» он должен был употреблять невинное и робкое слово «недород»; вместо «голодание» - «недоедание»; вместо слова «протест» - «заявление»; вместо «демонстрация» - «беспорядки» и т. д. Это было настоящим рабским языком и закрепощением мысли. Связанная по рукам и ногам пресса вынуждена была хранить мертвое молчание о самых жгучих вопросах народной жизни, но могла быть лишь свидетелем угнетения трудящихся классов и их борьбы за свои права, не имея возможности вмешаться в эту борьбу, высказать своих симпатий к народной массе, ни осветить обществу ее тяжелую жизнь. С тех пор прошло много лет. Жизнь не стоит на месте, она идет вперед, изменяет взгляды, изменяет отношение к тому, что еще недавно считалось священным, неприкосновенным, незыблемым. Вот так и изменилось отношение к печати. И нужно позаботиться о том, чтобы в средствах массовой информации истина была на первом месте.

Еще один способ дезориентировать читателя – это печать законного рекламного и пропагандистского материала. Хотя все профессиональные кодексы принятые сотрудниками PR, требуют от членов этих объединений никоим образом не передавать преднамеренную ложь или искаженную информацию, невсегда следуют этим правилам, так как сотрудники PR прежде всего обязаны заботиться о выгоде своего клиента. исходя из этого правда, распространяемая службой PR, и правда, как ее понимают журналисты, далеко не одно и то же.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: