Педагогическая деятельность.




Кстати о лекциях. У Владимира Никитича Виноградова на лекциях царила загадочная странная атмосфера, где студенты находились под гипнозом лектора. Но был ли это гипноз? Нет, не был. Все дело в том, что Владимир Никитич Виноградов готовился к лекции за 2-3 недели, искал подходящего больного. Если лекция была посвящена эксудативному плевриту, то в клинику клали 2-3 человек, а то и 4-5 пациентов с этим заболеванием. И Владимир Никитич Виноградов придирчиво выяснял, кто же из них может подойти для лекции. Когда больной все-таки выбран, Владимир Никитич Виноградов ежедневно посещает его, смотрит, и к моменту лекции знает не хуже лечащего врача.

Наконец день лекции. За 15 минут до начала Владимир Никитич Виноградов спускается в комнату, прилегающую к аудитории, и остается там один. Но ходит по комнате, думает о чем-то своем, немножко хмурится, и в эти минуты к нему лучше было не подходить. Должна быть особо уважительная причина, чтобы в эти предлекционные минуты побеспокоить Виноградова. Но при всём лекторском опыте Владимир Никитич, волновался перед каждой лекцией, как будто бы читал её в первый раз. Его лекции отличались ясностью, четкостью изложения, глубоким пониманием данного конкретного больного и анализом этой конкретной ситуации, постоянным контактом с аудиторией. Владимир Никитич Виноградов, если спрашивал аудиторию, то был очень удовлетворен правильным ответом.

Следует добавить, что свои лекции Владимир Никитич Виноградов заканчивал так, что ему аплодировал весь лекторий. И однажды произошел интересный эпизод. Владимир Никитич считал, что студентам 4-го курса не следует показывать инкурабельных больных. У них может сложиться негативное отношение к медицине. И вот «РАК ЖЕЛУДКА». Лекция, помимо всего прочего, должна была показать, на сколько эффективна современная медицина. Сложилось так, что, обыскав клинику, соседские хирургические учреждения, пациента с ранним проявлением рака желудка не удалось отыскать. И на лекции пришлось показывать больного с метастазами, который, конечно, был обречён. Владимир Никитич закончил лекцию словами, что, к сожалению, больной обречён. «Что же делать врачу, если пациент попал к нему слишком поздно и его спасти его нельзя? В этом случае врач должен сделать все, чтобы облегчить страдания больного, чтобы больной умер, благословляя врача». И под бурю аплодисментов вышел из аудитории.

Лекции Владимира Никитича записывались и передавались от одного поколения к другому. Они были чрезвычайно ценными по своему содержанию, но гораздо больше получал тот, кто непосредственно слушал Виноградова.

Обходы Владимира Никитича были регулярными. Каждую неделю несколько дней он посвящал обходу палат. И для каждого больного было событием появление в палате Виноградова. К ним задолго готовились и больные, и врачи. Врачи волновались, и напряжение передавалось на больных.

Владимир Никитич чрезвычайно подробно выслушивал все доклады. И обычно он всё понимал на стадии рассказа о больном, а дальнейший осмотр лишь подтверждал его предположение. Хотя диагноз больного мог уже быть известен, все же Слово Владимира Никитича становилось решающим. К Тому же Виноградов интересовался не только диагнозом, но и лечебным процессом. И пациенту без аппетита он так мог со вкусом рассказать о разных блюдах, что уж во всяком случае, у стоявших рядом разыгрывался аппетит. Он интересовался даже тем, что у дольного в тумбочке, особенностью жизни пациента, вероисповеданием, работой.

Виноградов был очень строг с врачами, иногда даже при больных. Но ни разу не было того, чтобы он накричал на пациента, нагрубил ему. Правда, была у него маленькая слабость: он ненавидел курящих больных, и всякий раз категорически произносил «Выписать немедленно!». И это указание было единственным, которое не выполняли ординаторы. Этому, вполне возможно, способствовало и то, что заведующий отделением, в котором лежали язвенные больные, Алексей Андреевич Лаптев, сам, выйдя из палаты, с наслаждением закуривал папироску.

Иногда волнение пациентов приводило к нежелательным последствиям. Порой даже возникала аритмия, которая за весь период наблюдения себя не проявляла. Владимир Никитич не выделял никого из больных. Если бывали те редчайшие случаи, когда его почему-либо просили посмотреть какого-нибудь больного не в силу тяжести, а по другим соображениям, что раньше не практиковалось, Виноградов шел и смотрел всю палату. Но однажды поступил больной, который поставил в тупик Владимира Никитича. Это был простой рабочий с завода, лежавший с абсцессом лёгкого. Виноградов, услышав, что заболевание продолжается несколько недель, категорически сказал: «Оперировать!» С профессором Виноградовым не спорили, но пациент, набравшись смелости, сказал: «Профессор, извините, а можно я скажу?" - "Скажите, куцо" - Ответил Виноградов. «В армии во время войны я несколько раз попадал в госпиталь. И вот легкие ранения у моих соседей заживают быстро, а у меня на две- три недели, а иногда и на месяц может позже, чем у всех. Такая, наверно, моя особенность. Так, может быть, и здесь я обойдусь?» Виноградов, подумав, сказал: «С операцией подождать». Этот пациент выздоровел, и оперативное вмешательство не понадобилось.

Заключение.

Много добра и пользы принес в этот мир Владимир Никитич Виноградов. Он обучал студентов не только ставить диагноз, но и правильно вести лечение, думать о больном, прежде всего как о человека, а не о какой- то нозологической единице заболевания. Он стремился, как можно больше дать знаний студентам, ординарцам, бескорыстно работал на Московскую Медицинскую Академию, делая её передовой в области терапии и интенсивной терапии, хирургии не только в СССР, но и за рубежом. Монографии, написанные Владимиром Никитичем Виноградовым, до сих пор используются врачами при диагностики различных заболеваний, он многое сделал для того, чтобы МОЛМИ было известно на весь мир уже в советское время. И можно с уверенностью сказать, что основы лечения, диагностики заболеваний, заложенные Виноградовым в Терапевтической клинике, до сих пор оставляют её на ведущих позициях.

 

 

Список литературы:

Сыркин А.М.- «Владимир Никитич Виноградов на лекции и на обходе», Исторический вестник Московской Медицинской Академии им И.М.Сеченова Том4, Москва, 1996г.

2.Маколкин В.И. «Воспоминания об учителе- академике В.Н. Виноградове», Исторический вестник Московской Медицинской Академии им И.М.Сеченова Том4, Москва, 1996г.

3. Маколкин В.И. «Роль Факультетской терапевтической клиники ММА им. И.М.Сеченова в развитии отечественной внутренней медицины». Исторический вестник Московской Медицинской Академии им И.М.Сеченова Том4, Москва, 1996г.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: