Группа 3 Художественное время и пространство рассказа




Задания семинара по теме

"Герои рассказов Солженицына. Рассказ А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Смысл названия. Проблема автора. Образ главного героя. Трактовка темы «Человек в тоталитарном обществе»"

Группа 1

История создания, смысл названия рассказа.

«Как это родилось? Просто был такой лагерный день, тяжёлая работа, я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно описать весь лагерный мир – одним днём. Конечно, можно описать вот свои десять лет лагеря, а там всю историю лагерей, а достаточно в одном дне всё собрать, как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра и до вечера. И будет всё. Эта родилась у меня мысль в 52-м году. В лагере. Ну, конечно, тогда было безумно об этом думать. А потом прошли годы. Я писал роман, болел, умирал от рака. И вот уже… в 59 – м году, однажды я думаю: кажется, я уже мог бы сейчас эту идею применить. Семь лет она лежала так просто. Попробую-ка я написать один день одного зека. Сел - и как полилось! Со страшным напряжением! Потому что в тебе концентрируется сразу много этих дней. И только бы ничего не пропустить.»

«Задуман автором на общих работах в Экибастузском Особом лагере зимой 1950-51гг. Осуществлён в 1959 сперва как «Щ – 854. Один день одного зека», более острый политически. Смягчён в 1961 – и в таком виде пригодился для подачи в «Новый мир», осенью того же года.

1. Почувствовали ли вы "документальность рассказа, читая его самостоятельно? В чем она проявляется?

2. Как замысел "описать весь лагерный мир - одним днем" определил композицию рассказа?

3. Можно ли сказать, что "в одном дне одного среднего, ничем не примечательного человека" "концентрируется сразу много этих дней", показана "вся история лагерей"?

4. Вспомните, как заканчивается рассказ. Почему для изображения трагических обстоятельств жизни героя писатель выбирает день "ничем не омраченный, почти счастливый"?

5. Как простота, обыденность повествования подчеркиваю бесчеловечность, трагизм происходящего?

6. Известно, что первоначально рассказ назывался "Щ-854. Один день одного зека" а затем изменил его на "Один день Ивана Денисовича". Как вы думаете, почему Александр Исаевич изменил название рассказа? Как изменилось звучание рассказа и почему?

Группа 2 Проблема жанра. Особенности сюжета и композиции

1. Жанр своего произведения А. И. Солженицын определил как рассказ. Рассказом, как вы помните, называется небольшое повествовательное произведение, посвященное какому-нибудь отдельному событию в жизни человека, без детального изображения того, что с ним было до и после этого события. Не выходит ли произведение Солженицына за пределы рамок этого жанра?

2. Проследите, как выстраивается композиция этого произведения.
Какова роль экспозиции в рассказе “Один день Ивана Денисовича”? Как она определяет художественное время и пространство? Какое первоначальное представление даёт о времени, о месте действия, о герое.

3. Автор замечает: “Шухов никогда не просыпал подъёма, всегда вставал по нему...”. Почему Иван Денисович всегда встаёт по подъёму, хотя до развода “было часа полтора времени”? Почему Шухов, всегда встающий по подъёму, на этот раз не вставал?

4. В экспозиции мы узнаём жизненную философию главного героя. В чём она заключается?

5. Какой эпизод рассказа является завязкой рассказа? Как развиваются события дальше? Какие моменты в развитии действия можно выделить особо? В чём заключается их роль? Как в этих эпизодах проявляется характер главного героя? Какова художественная функция подробной детализации отдельных моментов в жизни лагерника?

6. Какой эпизод рассказа можно обозначить как кульминационный? Почему кладку стены автор делает наивысшей точкой в развитии сюжета?

7. Чем заканчивается рассказ? Что является развязкой? Почему день, изображённый в рассказе, герой считает счастливым? Только ли об одном дне Шухова (и только ли Шухова?) говорит автор?

8. Какие особенности в композиции рассказа “Один день Ивана Денисовича” можно отметить?

Группа 3 Художественное время и пространство рассказа

1. Назвав рассказ "Один день Ивана Денисовича" автор уже этим определил художественное время произведения. Каково оно? Можно ли говорить, что повествование касается только этого дня? Какие временные планы и как затрагивает автор? Как автор достигает расширения временного пространства?

2. Каковы отношения героев и времени в рассказе? Почему так детально описан в рассказе распорядок дня лагерника? Когда и как герои следят за временем? Как оно "движется" в лагере?

3. Что можно сказать о пространственной организации рассказа? Найдите пространственные координаты в произведении? Что общего в этих координатах? Какой смысл вкладывает автор в подробную детализацию в описании пространства?

4. Каково отношение героев и художественного пространства? Как ведут себя герои, оказавшись на открытом пространстве? Какой смысл вкладывает автор в глаголы, характеризующие передвижение героев по лагерю (спрятался, захлопался, трусцой побежал, сунул, влез, спешил, нагнал, прошвырнул)?

5. Какую мысль высказывает автор таким образом организую художественное время и пространство рассказа?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: