Дж.Б. Нельзя путать секс с любовью, это совершенно разные вещи. Можно рассмотреть этот вопрос с точки зрения шкалы энергий. Объединяющая энергия любви выше творческой энергии секса, но выше любви нет ничего.
Многие люди считают, что определенные настроения и чувства говорят о присутствии любви. К объединяющей силе настоящей любви это имеет мало отношения, на самом деле это секс примешивается к их чувствам, что ведет к сентиментальности и эгоистическим желаниям.
Мы можем с таким же правом говорить о возможности нашей любви к растениям и животным, как и о любви между людьми одного или разных полов, но именно поэтому мы должны быть осторожными, приписывая чувству любви столь "возвышенные" качества. Гурджиев советовал людям не делать вид, что они способны любить друг друга, а начать с любви к растению или животному. Когда дело касается людей, наш эгоизм вступает в силу, мы склонны думать, что даже любовь к Природе, нашей матери - это наша заслуга. На самом деле эта любовь исходит от Природы, ибо Природа чиста. Чтобы в нас поселилась любовь, мы должны быть открытыми и лишенными эго. А для этого необходимо нечто делать, что редко понимается людьми, так как этот уровень находится намного выше нашего обычного "я". Любовь не может к нам прийти, пока мы цепляемся за чувство собственной значимости.
III. НЕГАТИВНЫЙ СЕКС
Мыслительная функция человека может оказаться самой низшей и наименее полезной из его функций. Собственно, это ни более, чем полуоживленная картотека которая выдает стереотипные реакции на множество различных впечатлений, и неспособна самостоятельно произвести что-либо новое. С другой стороны, как раз сила разума делает человека существом, на которое Бог возлагает осуществление Космической Задачи. Между этими крайними точками и лежит весь спектр различных степеней, которые занимает у каждого человека развитие этой функции. Именно через мышление человека, творческие созидательные силы входят в него и проявляют себя.
Видя такую широту в степени развития мыслительной функции человека, мы можем предположить, что тоже самое касается и его половой функции. С одной стороны, она есть всего лишь необходимый физиологический процесс, с другой - вместилище творческой силы человека. И в сфере пола возможны извращения и продажность, точно также как может быть извращено и мышление. Разница состоит в том, что сексуальная энергия намного более интенсивна, это энергия, наделенная великой силой оживления, связанной с обычным сексом, который людям необходим, ибо служит для продолжения рода.
|
Гурджиев говорит, что человеку необходимо очиститься от трех видов скверны. Третьим видом скверны, собственно, является ассоциативное мышление, это эгоистические мысли, от которых человеку нужно каким-то образом избавиться. Очищение от второго вида скверны происходит в сексе, и человек должен понять, что в этом отношении половой акт является просто средством, с помощью которого мужчина, женщина, или они одновременно выводят вредные продукты из организма. А в таком случае половой акт не должен рассматриваться, как нечто, связанное с чувствами, или чем-либо, имеющим духовный аспект. Гурджиев весьма резко замечает, что также, как вам нужно пойти в туалет, чтобы вывести побочные продукты переваривания пищи первого рода, мужчина ходит к женщине, и наоборот, чтобы вывести побочные продукты переваривания пищи второго рода. Рассматривать своего сексуального партрнера в каком-либо ином смысле - это все равно, что смотреть на испражнение, как на акт духовный, чем оно отнюдь не является.
|
Физически половой акт между мужчиной и женщиной прежде всего связан с выделением, а это не означает, что он бесполезен и не нужен. Он является полезным, потому что мы должны поддерживать активность половой функции также для других целей, и необходимым, ибо если мы не ведем половой жизни, система организма отравляется путем инволюции половых веществ. Однако следует ясно понимать, что с этим процессом не должно связываться никаких чувств и эмоций, как и слово "любовь" не имеет к этому никакого отношения.
Творческая энергия человека не может найти удовлетворения, не получив свободы творить. Она может быть удовлетворена в сотворении рода человеческого, как и найти свое воплощение в любом другом акте творчества. Однако любая творческая деятельность подвержена опасностям, возникающим отчасти благодаря ограниченности нашей личности, отчасти же - со стороны ограничений, налагаемых на нас ситуациями, в которых мы оказываемся. Отклонения, обусловленные особенностями нашей личности, или появившиеся в результате попадания в чуждую нам среду могут вести человека к насилию и разрушительности, моральному разложению, или просто бесполезной растрате энергии. Энергия творчества, не найдя для себя задачей, соразмерной ее собственной мощи, расходуется бесцельно, и нам следует рассмотреть, каким образом это происходит. Для всех видов растраты сексуальной энергии Гурджиев использует слово "мастурбация". Сексуальные фантазии - один из наиболее очевидных примеров траты половой энергии, однако они часто принимают различные формы, которые не носят откровенно сексуального характера, поэтому нам так важно понять, что все виды бесплодных фантазий являются мастурбацией. Люди часто растрачивают свою половую энергию за счёт всевозможных ненужных действий; болтливости, суетливости, беспокойства, любопытства, отождествления с другими людьми и вещами и в результате отклонений в работе инстинктивной функции, что может проявляться в жадности и пристрастию к употреблению веществ, стимулирующим психику. Для всех, кто не встал на путь работы над собой и собственной трансформации, мастурбация является предохранительным клапаном для половой энергии, позволяя ей растрачиваться без разрушительных последствий. В принципе она не приносит особого вреда, даже человеку имеющему реальные возможности для трансформации, по крайней мере - на первоначальных стадиях работы.
|
Если же сексуальная энергия включает также эмоциональные проявления, мастурбация принимает более утонченный характер. У обычных людей эмоциональный центр практически бездействует, что ярко описано в последней главе книги "Все и вся", где чувства сравниваются с лошадьми, везущими повозку, которая символизирует тело. При этом говорится, что лошади страдают от непонимания и плохого обращения со стороны кучера, означающего разум. Так как чувства лишены возможности участвовать в творческой деятельности, им приходится искать способов ненужной стимуляции и уходить в фантазии, которые очень легко принимают сексуальную окраску.
"В целом лошадь, благодаря нерадивому отношению тех, кто окружал ее в раннем возрасте, и постоянному своему одиночеству, как бы замыкается в себе, иначе говоря, ее, так сказать, "внутренняя жизнь" обращается вовнутрь, а для внешних проявлений не остается ничего, кроме инерции. Не видя в проявлениях по отношению к ней даже малейшей любви и дружественности, лошадь становится готовой полностью покориться любому, кто окажет ей хоть какое-нибудь внимание"
(Все и вся)
Как я уже отмечал, половой жизнью непосредственно управляет сексуальная энергия, которая самодостаточна, и не нуждается в стимуляции чувств; и наша неспособность согласовать собственные чувства с остальной частью нашего естества не только искажает эмоциональную жизнь, но и отражается на нашей сексуальности. Вырождение половой энергии начинается тогда, когда она становится пищей для эгоизма. Пример тому мы находим в борьбе полов за власть: если мужчина или женщина стремится доминировать над представителями другого пола, это приводит к вырождению половой энергии, и она перестает быть творческой во всех смыслах этого слова, и кормит только самолюбие. Собственно, эгоизм и не может овладеть человеком, пока не склонит силу секса на свою сторону.
Жажда достижений во имя исключительно собственной гордости и тщеславия является для людей мощной движущей силой, и мы должны поставить перед собой цель научиться отличать истинно творческие устремления от потребности в успехе. Это становится особенно заметным тогда, когда люди берут на себя практически непосильную задачу - например: подняться на Эверест, или совершить кругосветное путешествие в одиночку. За такие начинания берутся люди, щедро наделенными половой энергией, и в подобных достижениях, безусловно, может присутствовать творческий элемент. Когда половая энергия направлена на достижение внешнего результата, она может служить для других источником вдохновения, и придавать человеку уверенности, что он способен превзойти самого себя, и тогда это становится позитивным и творческим путем ее использования. Однако, если мы посмотрим на эти проявления более внимательно, мы увидим, что как правило они фактически никак не способствуют человеческому благополучию, более того, они вызывают даже в тех, кто не причастен к этим победам чувство превосходства человека над остальным миром, что ведет их к бессмысленному подражанию.
Возможно, в первом покорении Эвереста и было нечто героическое, но те, кто рискуют собственной жизнью, и жизнью других, только ради шанса предстать перед всеми победителем опасного предприятия, просто зря тратят свою половую энергию. Сексуальная энергия может стать и разрушительной. От жажды доминировать легко перейти к страсти разрушать. Это касается не только отношений между мужчиной и женщиной, но отношения к миру в целом; война и секс оказываются здесь во многом схожи. Солдат являлся сексуальным символом во все времена. Причина этого далеко не очевидна, но мы можем ее понять, видя, как секс вырождается в разрушительную силу. В индуистской мифологии Шива и Шакти - мужская и женская творческие силы, олицетворяют две стороны секса: Шива - бог как созидания, так и разрушения, Шакти же -одновременно и Великая мать, любящая и сочувствующая всем существам, и Дурга - мстительная и всеразрушающая богиня. Вырождение секса в разрушительность заметна также во многих патологических проявлениях, и может приводить людей к самоуничтожению. Растрата и вырождение секса в основном обязаны нашей силе воображения. Эта сила связана с определенной энергией, которую Гурджиев называл "пиандоехари", которая является пятой степенью эволюции пищи, - поступающей через рот еды.
Она появляется у нас, как и остальные степени эволюции пищи, в результате слияний энергии, получаемой из пищевых продуктов с энергией, которая в нас уже содержится. Первые стадии эволюции пищи нам непосредственно известны, и описаны в терминах химии пищеварения, - вплоть до стадии образования особых веществ, образующихся в печени, за счет которых и обновляется наша кровь. Те стадии эволюции, которые следуют дальше, зависят от действия, оказываемого ассимиляцией воздуха - второго рода пищи, и собственной его эволюции. В определенный момент эволюция пищи достигает точки, где вырабатывается энергия ассоциаций и эмоций, или "тетартоехари", из которой в свою очередь образуется "пиандоехари". Сексуальная же энергия соединяется уже с энергией ассоциаций.
Пиандоехари позволяет нам видеть, без рационализации, - непосредственно. Истинная сущность визуализации и состоит как раз в создании ментальных образов, являющихся не просто внутренними картинами, а формами, способными оказывать реальное воздействие на нас самих, и на внешние события. В своем наивысшем воплощении эта энергия воображения становится даром видения. Это она вдохновляет нас на труд, служение, и дает нам ощущение позитивной и реальной связи с возникающим перед нами будущим.
Но она имеет и обратную сторону:
"...те же вещества у этих существ...очень легко могут приводить в своих проявлениях, свойственных трехмозговым существам, не к сходным, но к обратным результатам." "Поэтому, в отношении данных веществ у этих существ, сами существа должны быть очень, очень внимательны, чтобы избежать нежелательных последствий для себя в целом."
Воображение надлежит использовать правильным образом, - для целенаправленного создания ментальных образов, а не для потворства сексуальным или иным фантазиям. В случае же фантазирования, энергия вырождается в эмоциональное возбуждение, гнев, а также в субъективное "внутреннее позирование" и напыщенность. В конечном итоге такие фантазии могут привести и к бессмысленному насилию. Если у человека уже есть опыт истинного контакта с сущностью, то ему уже легче начать работу по избавлению от эгоизма и воображения в сексе. Но просто пытаться избегать страсти для этого недостаточно.
Очень часто, особенно у мужчин, возникает бесчувственное отношение к сексу, что происходит, когда в работу сексуального центра вторгается сила мысли. Это может привести к извращениям, злоупотреблению сексом, и такому чрезвычайно опасному явлению, как самомнение. Положение человека становится серьезным, когда мысль захватывает чувствующий центр, вырабатывая отношение холода и безразличия, или когда эмоции вторгаются в мыслительный центр, делая нас неспособными к рассудительности и объективности. Точно так же, если мысль вторгается в работу двигательного центра, то мы теряем сноровку, а когда его охватывают чувства, мы теряем контроль над своим поведением. Но все это еще пустяки по сравнению с тем, что происходит, когда дело касается полового центра. Если половая энергия вторгается в другие центры, они становятся сверхактивными, что приводит к различным формам "галлюцинаций". Мы можем дойти до состояния, когда начинаем думать, что способны соединиться с Богом через мысль, или впадаем в истерию, оказываясь полностью подвластными сиюминутным аффектам, или же наша сверхактивность выплескивается наружу, и нам приходится находить для нее всевозможные нелепые и бесцельные занятия. Явления эти весьма распространены, поэтому каждому стоит отнестись к ним серьезно.
И здесь нам следует перейти к особому случаю, когда люди, по тем или иным причинам, не вступают в гетеросексуальные отношения, а испытывают тягу к представителям своего пола.
Мы уже говорили о том, что любовь может входить в любой тип отношений, даже в отношения между человеком и растением. И совершенно очевидно, что возможна очень чистая любовь между представителями одного пола. Например, в "Симпозиуме" Платона мы видим его глубокое понимание этого вопроса, когда он говорит об отношений Сократа и Алкибиада к любви между мальчиками. Алкибиад полагает, что высшим выражением любви мужчин друг к другу является половой акт, и ожидает, что Сократ, который говорит о своей любви к нему, придерживается тех же взглядов. Он крайне удивлен, обнаружив, что Сократ не проявляет никакого интереса к физической стороне любви, хотя его любовь к Алкибиаду и юношам Афин беспредельна. Часто спрашивают, способны ли гомосексуальный мужчина, или женщина достичь трансформации. Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны сначала четко различить различные стадии трансформации. На первой экзотерической стадии, разница между "нормальными" и гомосексуальными отношениями сравнительна невелика, хотя существуют два препятствия, которые могут здесь возникнуть.
Первое - то чувство вины, которое развивается у гомосексуалистов, живущих в обществе, осуждающем их отношения как "противоестественные". Эта вина, как и любая вина, связанная с сексом, есть вырождение половой энергии. Тяга друг к другу людей одного пола, и даже желание половой близости между ними не являются противоестественными, хотя они и не носят той позитивной ценности с точки зрения самосовершенствования, какую могут иметь отношения женщины и мужчины.
Однако, для гомосексуалистов существует и другое препятствие, идущее от взгляда на себя, как людей "особых". Очень часто эти люди чувствительнее и восприимчивее окружающих, которых они склонны считать грубыми и приземленными. В этом случае их половая энергия вырождается в особого рода воображение, которое оба партнера питают друг в друге, что может затормозить всякий реальный прогресс. И тогда гомосексуалист с истинным желанием трансформации становится перед выбором между сексуальной жизнью и работой над собой.
На второй, или мезотерической стадии работы, где она начинает проникать на уровень уже более глубокий, чем наше обычное "я", у гомосексуалистов есть возможно, даже некоторые преимущества, так как они часто оказываются способными осознать свое "ничтожество" сильнее, чем "нормальные" люди. Я сам видел, как это происходит, а потому не сомневаюсь, что это реальное явление. Тем не менее, на мезотерической стадии работы половая функция должна быть подчинена трансформации энергий, необходимых для формирования высших тел, и гомосексуалисту, если он неспособен обуздать свои сексуальные импульсы, но при этом серьезно желает работать, возможно, придется ждать до достижения возраста, когда его половая функция начнет терять силу, и тогда может он сможет преобразиться и начать удивительно быстро продвигаться в работе.
Многие гомосексуалисты действительно исключительно восприимчивы и чувствительны к другим людям, включая противоположный пол, и, следовательно, способны сделать много добра другим, даже если их собственная трансформация при этом не наступает.
Однако, я должен еще раз подчеркнуть, что гомосексуалист, с чувством собственной "исключительности" или "превосходства", не способен даже приблизиться к мезотерической стадии работы. Для этого в равной степени необходимо отбросить всякое чувство вины или неполноценности. Мне самому довелось наблюдать, как Гурджиев обращался с гомосексуалистами. Он всячески старался придать им уверенности в том, что они могут работать над собой, и никогда не позволял им чувствовать себя исключительными.
Пожалуй, центральным положением и наиболее практическим критерием правильной работы над сексом для всех нас является следующее: никогда не должно возникать чувства, что мы особенные, или - что половой акт, в силу каких-то наших особых качеств и способностей, дается нам, и является тем, что он есть. Секс - это космический акт, в котором вы участвуем. Не мы зачинатели его, и все что в наших силах "сделать" - это к нему приобщиться. И что важнее всего - чувство того, что мы особенные, или иные подобные чувства отдаляет нас от другого человека, и мы не можем извлечь пользы из сексуального опыта, он становится всего-навсего пищей для эгоизма, пустой тратой энергии и болезнью. Поэтому многие находят, что секс ведет не к единству, а к разобщению.
Удивительно, но хотя мы, кажется, делаем все для того, чтобы испортить свою жизнь своим сексуальньм поведением, мы каким-то образом защищены, и лишь немногие люди наносят себе непоправимый вред благодаря своей распущенности.
ВОПРОСЫ: