Записать в тетрадях, что такое юмор и сатира.




Карта урока

Учитель: Тарновская Элла Анатольевна.

Предмет: основы русской словесности

Класс: 11 А

Дата проведения урока: 07 апреля 2020 года.

Тема урока: Юмор и сатира (сатирический пафос) в словесных произведениях.

Цель урока:

- исследовать механизм создания смешного и меткость языка зощенковской сатиры.

-развивать умение самостоятельно систематизировать и обобщать материал.

 

Задание:

Записать в тетрадях, что такое юмор и сатира.

Справка.

Юмор (англ.- нрав, настроение) – изображение героев в смешном виде. Смех помогает человеку освобождаться от всего дурного, мелкого, пошлого. В отличие от сатиры юмор- смех весёлый, доброжелательный.

Сатира (лат.- смесь, всякая всячина) – высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни путём изображения их в нелепом, преувеличенном, карикатурном виде.

2. Написать конспект.

“Советская сатира 20-х годов”.

 

Здоровый, жизнеспособный народ всегда видит свои недостатки и знает, что меткое, своевременно сказанное острое слово – действенное орудие борьбы против них. Корни русской сатиры уходят в далёкое прошлое (вспомните хотя бы Иванушку-дурачка). Не удивительно, что после Октябрьской революции традиции замечательных русских сатириков Н.В.Гоголя и М. Е.Салтыкова-Щедрина были продолжены Владимиром Маяковским, Михаилом Булгаковым, Михаилом Зощенко. Свои произведения они обращали против мещанства, обывательщины, бюрократизма и других пороков общества. Сатира как принцип отражения действительности, как тип литературного творчества содержит резкое, решительное осуждение и осмеяние отрицательных явлений – социально значимых и общественно вредных. А суть идеологической пропаганды 20-х годов строилась на безоговорочном утверждении нового, на прямом противопоставлении дооктябрьского и послеоктябрьского в общественной жизни, культуре, сознании. Все средства и силы литературы должны быть брошены на возвышение нового строя, нового общества, нового человека. Само собой разумелось, что “новый человек” не может быть изображён средствами сатиры. Он – носитель только положительных качеств: новой идеологии, новой морали, нового отношения к труду, как бы возникших “ с нуля”, - по принципу “кто был ничем, тот станет всем”. Так, мы помним, что булгаковская повесть о Москве “Собачье сердце” не публиковалась в России до 1987 года. Шестидесятилетний запрет на публикацию объясняется, например, отзывом Л.Б.Каменева: “Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя”. А вот отрывки из знаменитого доклада члена Политбюро ЦК ВКП (б) А.А.Жданова: “Зощенко совершенно не интересует труд советских людей, их усилия и героизм, их высокие общественные и моральные качества…

Зощенко…избрал своей постоянной темой копание в самых низменных и мелочных сторонах быта…Он не способен найти в жизни советских людей ни одного положительного явления, ни одного положительного типа. Зощенко привык глумиться над советским бытом, прикрывая это глумление маской…никчемной юмористики, …с циничной откровенностью продолжает оставаться проповедником безыдейности и пошлости, беспринципным и бессовестным литературным хулиганом”.

что в 20-е годы XX века было твёрдое убеждение в том, что с приходом новой власти и человек будет другой, новый, особая надежда возлагалась на всемогущество общественных, социал - радикальных форм воспитания. Темами повести Булгакова “Собачье сердце” и рассказов Зощенко является человек как существо общественное, над которым тоталитарное общество и государство производят грандиозный эксперимент, с холодной жестокостью воплощая в жизнь идеи и теории.

Писатели заставляют нас остановиться и поразмышлять, так как нельзя бездумно смеяться над человеческими несчастьями, даже если человек сам в них повинен.

“Новый человек” в произведениях Зощенко и Булгакова оказывается новым лишь с внешней стороны, по сути же, изнутри, остаётся прежним, но активно включившимся в новые общественные отношения – резко политизированные, наполненные пафосом отрицания, разрушения прежних ценностей и норм. Миллионам людей внушали: чтобы стать “новым человеком”, хозяином жизни, не нужно прилагать никаких усилий; любой пролетарий обречён быть таковым просто в силу своего происхождения.

3. Вспомнить рассказы М. Зощенко “Аристократка” и “Пациентка”.

Дайте характеристику герою одного из самых известных рассказов Зощенко “Аристократка”(1923 г.)

Главный герой – Григорий Иванович – состоит в “комячейке”, является лицом официальным” в доме – “в смысле порчи водопровода и уборной”. С героиней знакомится на собрании, где чувствует себя гораздо уверенней, чем в театральном буфете.

- Как он “вычисляет”людей? (отрывок в начале рассказа)

Он “вычисляет” человека по внешнему виду, манере одеваться. Если одет или одета прилично – “аристократ” или “аристократка”, “буржуй”, и отношение - соответствующее. Проявление нормальных человеческих чувств (желание угостить, ощущение неловкости от нехватки денег, прогулки под руку) воспринимаются Григорием Ивановичем как воздействие буржуазной идеологии (“буржуйская стыдливость”, “буржуем нерезаным вьюсь”).

- Что можно сказать о героине рассказа?

Она под стать герою, ей льстит то, что кавалер её “у власти”, ей хочется культурно развлекаться.

- Прочитайте сцену “В буфете”.

Действующие лица: Григорий Иванович, аристократка, хозяин, какой-то дядя, рассказчик.

- Какую мораль с позиции пролетариата прочитывает напоследок рассказчик?

(“Не в деньгах счастье”, хотя из рассказа мы видим совсем обратное).

- О чём рассказала фельдшеру Анисья, героиня рассказа М. Зощенко “Пациентка”?

- Каково отношение автора к её мужу Дмитрию Наумычу?

 

Зощенко высмеивает своего героя, “человека просвещённого”, знающего “четыре правила арифметики”, который “дробь умеет”, “штиблеты носит”, “с городскими, может, с комсомолками разговаривает”. Мы видим, как герой раздувается от собственного величия, благородства, ведь другой бы на его месте давно бросил жену, которая ничего не знает и не умеет, за её “темноту и необразованность”.

4. Д/з. Письменный ответ на вопрос: «Для чего нужны юмористические и сатирические произведения?»

 

 

Вопросы можно задать по адресу:

в viber +7(910)745-48-01 или в WhatsApp 07 апреля 2020 года с 14.40 до 15.00

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: