Перечень вопросов к зачету
| № п/п | Формулировка вопроса | Код компетенций | |
| Философия, ее смысл, предмет и функции. | |||
| Мировоззрение и его роль в современном мире. | |||
| Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. | |||
| Основные направления философии: материализм, идеализм, философский реализм. Метафизика и диалектика. | |||
| Особенности античной философии. Милетская школа. | |||
| Пифагор о первичности числа, идеалистическая диалектика. | |||
| Идеи изменчивости и неизменности мира: диалектика Гераклита. Гераклит о познании. | |||
| Парменид о бытие. Парменид о познании: истина и мнение. | |||
| Идеи этического рационализма Сократа. | |||
| Диалектический метод познания по Сократу. | |||
| Сократ о формах государственного правления. | |||
| Платон – учение об идеях. Платон об идеальном государстве. | |||
| Аристотель – основоположник формальной логики. | |||
| Атомистическая теория Демокрита. | |||
| Особенности философии средних веков: патристика и схоластика, теоцентризм и креационизм. | |||
| Аврелий Августин: о соотношении веры и разума, идея динамики человеческой истории. | |||
| Фома Аквинский: о гармонии веры и разума. | |||
| Спор номиналистов и реалистов о природе общих понятий. | |||
| Основные черты философии нового времени: необходимость нового мировоззрения и нового метода познания. | |||
| Принципы решения гносеологических проблем в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта. | |||
| Гносеология Дж. Локка, его идеи о правах человека. | |||
| Субъективный идеализм Дж. Беркли. Скептицизм Д. Юма. | |||
| Особенности немецкой классической философии. | |||
| И. Кант. Учение о Вселенной. Теория познания И. Канта. И. Кант о моральном законе. | |||
| Система и диалектический метод Г. Гегеля. | |||
| Антропологический материализм Л. Фейербаха. | |||
| Неклассическая западная философия: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, К. Ясперс, Ж.П. Сартр. Марксизм. Психоанализ З. Фрейда. | |||
| Судьба России как философская проблема: спор славянофилов и западников. | |||
| Антропологический принцип Н.Г. Чернышевского. | |||
| В.С. Соловьев – идея соборности, всеединства, абсолютной ценности человека. | |||
| Христианский гуманизм Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. | |||
| Философия свободы и творчества Н.А. Бердяева. | |||
| Философия о природе и сущности человека: основные факторы, соотношение биологического и социального в человеке. | |||
| Проблема сознания: сущность, многомерность, условия и предпосылки возникновения. | |||
| Сознание, мышление, язык. Сознание и бессознательное. | |||
| Решение проблемы познания в истории философии. Оптимизм, агностицизм, скептицизм, интуиция. | |||
| Субъект и объект познания. Сенсуалисты и рационалисты о природе познания. | |||
| Понятие истины, виды, критерий истины. | |||
| Формы и методы научного познания: эмпирическое и теоретическое познание. | |||
| Роль гипотезы в формировании научных знаний. | |||
| Понятие бытия: его признаки, уровни. | |||
| Основные категории научной картины мира. | |||
| Наука, ее признаки и роль в современном мире. Современная научная картина мира. | |||
| Особенности религии, ее происхождение и функции. | |||
| Исторические типы взаимоотношений человеческого и божественного. | |||
| Сущность религиозной веры, ее особенности. | |||
| Возрождение религиозного мировоззрения в России. | |||
| Сущность искусства, возникновение, функции искусства. | |||
| Проблема гения. Талант и гений. | |||
| Философские концепции исторического развития. | |||
| Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. | |||
| Русская философия об исторической самобытности России. | |||
| Законы истории и сознательная деятельность людей. | |||
| Понятие определения культуры: теория происхождения культуры, ее структура. | |||
| Закономерности в развитии культуры. | |||
| Массовая и элитарная культура. Культура и контркультура. | |||
| Кризис культуры и пути его преодоления. | |||
| Сущность глобальных проблем, их происхождение. | |||
| Виды и способы решения глобальных проблем. | |||
| Влияние науки на будущее человечества. | |||
Критерии оценки степени сформированности компетенций результатов зачета при использовании традиционной системы оценивания
| Оценка | Критерии оценки степени сформированности компетенций |
| Отлично | Студент глубоко понимает изученный материал; он может не только изложить суть рассматриваемой проблемы, но и проанализировать её, привести примеры из жизни, собственного опыта, СМИ. Материал им усвоен. Ответил на все поставленные вопросы. |
| Хорошо | Студент хорошо понимает основное содержание изученного материала; он может самостоятельно изложить суть рассматриваемой проблемы; Усвоена большая часть материала. Допустил небольшие неточности в ответах. |
| Удовлетворительно | Студент в основном ориентируется изученном материале, может изложить суть проблемы, понимает тему. Не ответил на несколько поставленных вопросов. |
| Неудовлетворительно | Студент не ориентируется в изученном материале, не может изложить суть проблемы самостоятельно, не понимает тему. Не ответил на большинство поставленных вопросов. |