Перечень вопросов к экзамену
№ п/п | Формулировка вопроса | |
Россия в период реформ Петра I. | ||
Северная война и ее итоги. | ||
Культурный переворот Петровского времени. | ||
Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I: Екатерина I. | ||
Правление Петра II. | ||
Правление Анны Иоанновны. Бироновщина. | ||
Внутренняя и внешняя политика Елизаветы Петровны. Семилетняя война. | ||
Правление Петра III. | ||
«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II и ее реформы. | ||
Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. | ||
Павел I и основные направления его политики. | ||
Культура России в середине и второй половине XVIII в. Идеи Просвещения. | ||
Становление индустриальной цивилизации в Европе и Америке в середине XIX в. | ||
Европейские революции середины XIX в. Особенности духовной жизни. Дарвин и дарвинизм. | ||
Гражданская война в США. | ||
Процесс модернизации в традиционных обществах Востока. Османская Империя. | ||
Процесс модернизации в традиционных обществах Востока. Япония. | ||
Китай во второй половине XIX в. | ||
Египет во второй половине XIX в. Проблема Суэцкого канала. | ||
Внутренняя политика Александра I. М.М. Сперанский и Н.М. Карамзин. А.А. Аракчеев и военные поселения. | ||
Внешняя политика Александра I. Отечественная война 1812 г. | ||
Восстание декабристов. | ||
Внутренняя политика Николая I. | ||
Внешняя политика Николая I. Кавказская война. Борьба с Ираном. Крымская война и крах «Венской системы». | ||
Культура России первой половины XIX в. Философия, литература, политические идеалы, наука. | ||
Россия в эпоху великих реформ Александра II. Отмена крепостного права. | ||
«Народная воля». Цареубийство 1 марта 1881 года и его последствия. | ||
Пореформенная Россия. Консервативный курс Александра III. | ||
Россия в системе международных отношений второй половины XIX в. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. и ее результаты. | ||
Культура России второй половины XIX в.: образование, наука, литература, музыка, живопись, архитектура, театр. | ||
Повседневная жизнь населения России в XIX в. Дворянство, духовенство, крестьянство. Женская эмансипация. | ||
Международные отношения в начале ХХ в. Тройственный союз и Антанта. | ||
Русско-японская война. | ||
Научно-технический прогресс на рубеже XIX – XX в. | ||
Россия в начале ХХ в. Государство, право, парламентаризм, общественная жизнь. | ||
Революция 1905-1907 гг. С.Ю. Витте и П.А. Столыпин. | ||
Первая мировая война: причины, ход, результаты. | ||
Февральская революция в России. Временное правительство. | ||
Приход большевиков к власти в России в октябре 1917 г. | ||
Первые декреты советской власти. Конституция 1918 г. Террор. «Военный коммунизм». | ||
Гражданская война. Красный и белый террор. Российская эмиграция. | ||
Страны Европы в 20-е годы ХХ в. Возникновение фашизма. | ||
Запад в 30-е годы. Мировой экономический кризис и Великая депрессия. | ||
Народы Азии, Африки и Латинской Америки в первой половине ХХ в. | ||
Международные отношения в 20-30-е годы ХХ в. Пакт Молотова-Риббентропа. | ||
Строительство социализма в СССР. НЭП. Культ личности И.В. Сталина. | ||
Советская культура в 20-30-е годы XX в. | ||
Индустриализация. Коллективизация. | ||
Массовые репрессии в СССР в конце 30-х гг. | ||
Внешняя политика СССР в 20-30-е годы. Советско-финляндская война. | ||
Вторая мировая война: причины, ход, значение. Ленд-Лиз. «Второй фронт» в Европе. | ||
СССР в годы Великой Отечественной войны. Партизанское движение. Роль советского тыла. Решающая роль СССР в разгроме фашизма. | ||
Мир во второй половине ХХ в. «Холодная война». Распад колониальной системы. | ||
Научно-технический прогресс во второй половине ХХ в. Индустрия и природа. Дегуманизация искусства. | ||
Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине ХХ в. Социализм в Западном полушарии. | ||
СССР в послевоенный период. | ||
ГУЛАГ в системе советской экономики. Апогей культа личности И.В. Сталина. | ||
СССР при Н.С. Хрущеве. Осуждение культа личности, реабилитация репрессированных. | ||
Культурная жизнь общества при Н.С. Хрущеве. «Оттепель». | ||
СССР в 1960-1980-х гг. при Л.И. Брежневе. Теория развитого социализма. Реформа А.Н. Косыгина. | ||
СССР в 1980-х гг. при Ю.В. Андропове и К.У. Черненко. Война в Афганистане. | ||
СССР в годы перестройки. Реформы М.С. Горбачева. Окончание холодной войны. | ||
Новая культура в СССР в годы перестройки. Гласность. Литература. Кинематограф. | ||
Крах политики перестройки. ГКЧП. Распад СССР. | ||
Становление новой российской государственно-правовой системы в 1992-1993 гг. | ||
Политический кризис осени 1993 г. Принятие Конституции РФ. Президентские выборы 2000 - 2018 г. | ||
Переход к рыночным отношениям и экономика России в 1991-2020 гг. | ||
Мир в ХХI в. Проблемы окружающей среды. Технологии будущего. | ||
Страны третьего мира в XXI в. Рост фундаменталистских настроений. | ||
Место России в современных международных отношениях. |
Критерии оценки степени сформированности компетенций результатов экзамена при использовании традиционной системы оценивания
Оценка | Критерии оценки степени сформированности компетенций |
Отлично | Студент глубоко понимает изученный материал; он может не только изложить суть рассматриваемой проблемы, но и проанализировать её, привести примеры из жизни, собственного опыта, СМИ. Материал им усвоен. Ответил на все поставленные вопросы. |
Хорошо | Студент хорошо понимает основное содержание изученного материала; он может самостоятельно изложить суть рассматриваемой проблемы; Усвоена большая часть материала. Допустил небольшие неточности в ответах. |
Удовлетворительно | Студент в основном ориентируется изученном материале, может изложить суть проблемы, понимает тему. Не ответил на несколько поставленных вопросов. |
Неудовлетворительно | Студент не ориентируется в изученном материале, не может изложить суть проблемы самостоятельно, не понимает тему. Не ответил на большинство поставленных вопросов. |