~A2
Врожденные нарушения потребностей ребенка в коммуникации:
+аутизм;
~A2
Нарушение иннервации артикуляционного аппарата: ребенок не может управлять губами, языком и прочими органами артикуляции, равно как он не может правильно действовать рукой и ногой.
+дизартрия;
~А2
Форма общения глухих между собой и со слышащими людьми на основе дактильной азбуки, элементы которой – конфигурации пальцев рук – соответствуют буквам письменного языка и часто по очертанию напоминают буквы печатного шрифта:
+дактилология;
~А2
Системы – наборы знаков (как правило, изображений), которые обладают рядом свойств, присущих обозначаемым ими объектам, обеспечивают в коммуникации прямую передачу какой-либо идеи, провоцируя возникновение чувственного образа:
+иконические;
~A2
Область невербалики, включающая поведенческие проявления бессловесного общения между людьми, в частности, любые движения тела или его части, с помощью которых человек передает эмоциональные послания внешнему миру.
+кинесика;
~A3
Речевая интонация, тон, интенсивность, ритмическое оформление речи, вокальные качества голоса, диапазон голоса, тембр, громкость есть:
+просодия;
~A3
Область невербалики, включающая пространственно-дистанционные характеристики коммуникации.
+проксемика;
~A3
Динамические прикосновения в форме рукопожатий, похлопывания, поцелуя).
+такесика;
~A3
Невербальные компоненты коммуникации, такие как включаемые в речь паузы и различные психофизиологические проявления человека: плач, смех, покашливание, вздохи, зевота и т. д.:
+экстралингвистика;
~A3
Какая из следующих функций не входит в группу целей создания систем альтернативной поддерживающей коммуникации?
+обеспечение удовлетворения первичных потребностей ребенка;
~A3
Наборы знаков, которые обладают рядом свойств (подобием), присущих обозначаемым ими объектам.
+иконические системы;
~A3
Какое утверждение в отношении иконического знака и его роли в обеспечении коммуникации ложно?
+обладает свойством подобия знакам естественного языка;
~A3
Какое из утверждений в отношении языка блиссимволов неверно?
+создан в терапевтических целях для замены е.я. общения у детей с ОПФР;
~A3
Какие из утверждений в отношении языка блиссимволов ложно?
+ является иконической системой альтернативной коммуникации;
+ звуковая система этого языка включает минимум базовых звуков и их комбинации;
~A2
Какие из утверждений в отношении языка блиссимволов верно?
+является пиктографической системой альтернативной коммуникации;
+представляет собой графическую базисную письменность;
~A2
Кто из ученых является автором искусственного языка Эсперанто?
+Л. Заменгоф;
~A3
Какое из следующих утверждений не соответствует научному пониманию категории «текст» (т.е. ложно)?
+текст – исключительно письменный речевой продукт;
~A3
Какое из следующих утверждений ложно в отношении научного понимания категории «текст»?
+текст – исключительно печатный продукт речевой деятельности;
~A2
Отображенное в тексте событие как совокупность действий, сцен, эпизодов:
+содержание;
~A3
Интеграция текста в определенный коммуникативный контекст есть:
+смысл;
~A3
Фрагментом действительности, закодированный в тексте, отсылка к какой-либо реальной ситуации со всеми предполагаемыми идеальными условиями есть:
+контекст;
~A3
Выявление скрытого смысла посредством вскрытия подтекста авторского слога, стиля, словесно-семантической игры, прагматического контекста есть:
+понимание импликации;
~A2
Кто из ученых является автором теории актуального членения предложения?
+В. Матезиус
~А3
Сложное коммуникативное явление, динамическая, связная, упорядоченная последовательность коммуникативных языковых и неязыковых средств (знаков или образов), выражающая определенное содержание, объединенная суммарным смыслом, и доступная относительно вариативному пониманию:
+текст;
~А3
И.А. Зимняя определяет смысловое восприятие как «перцептивно-мыслительно-мнемическую» деятельность, поскольку оно предполагает активацию основных когнитивных систем:
+восприятия, мышления, памяти;
~А2
Наличие качественно различных вариантов физической реализации в речи одного и того же звука в зависимости от фонетического окружения, ударения, ритма и других характеристик речи называется: +аллофонической изменчивостью;
~А3
Распознавание слуховых / графических образов осуществляется на:
+сенсорном уровне речевосприятия;
~А2
Особые акустические свойства речи как результат психофизиологических особенностей произнесения звуков и слов говорящим: картавость, заикание, шепелявость, акцент и т.д.:
+дикторская изменчивость;
~А3
Способность хорошо идентифицировать звуки речи позволяет говорить о наличии у человека хорошего:
+фоносемантического слуха;
~А2
Выделяют два плана смыслового восприятия речи, составляющих два его этапа:
+уровень языковых значений;
+собственно содержательно-смысловой стороны сообщения;
~А3
Рассуждая о всегда присутствующей нормативной тождественности языковой форма и обязательном наличии субъективного, индивидуально-неповторимого осуществления и реализации данной формы в единичном речевом акте, В.Н. Волошинов имел в виду:
+дикторскую изменчивость речи;
~А2
Как показывают экспериментальные исследования по распознаванию речи, «зрелому» аудитору вполне достаточно четко различать около ________% звуков речевого континуума, чтобы воспринимаемое им сообщение было принято удовлетворительно;
+60;
~А3
Какая теориямеханизма идентификации речи исходит из сенсорного принципа восприятия: воспринимаемый на слух языковой сигнал сопоставляется с фонетическим эталоном в долговременной памяти реципиента по качеству звучания, тогда как артикуляционный компонент факультативен:
+акустическая;
~А3
Какая теория в ее радикальном варианте рассматривает восприятие речи как активный динамический процесс, происходящий при обязательном участии речедвигательного звена. При восприятии речи реципиент моделирует ее артикуляционные параметры: имеет место произнесение реципиентом воспринимаемого текста вслед за говорящим во внутреннем проговаривании:
+моторная;
~А3
Научное направление, изучающее мотивированность звукоизобразительной системы языка, то есть устойчивые связи между звуковым составом слов (или графическим изображением букв в словах) и признаками обозначаемых словами объектов и явлений, что вызывает со-ощущения и со-эмоции, называется:
+фоносемантика;
~А3
На каком уровне восприятия речи осуществляется разборчивость звукосочетаний – слогов, слов, фраз – посредством сегментации речевого потока на отдельные элементы:
+фоносемантическом уровне речевосприятия;
~А3
Как называется осмысление упорядоченных звукосочетаний (слов и цельных синтаксических структур), которое может иметь либо положительный результат (достижение понимания), либо отрицательный (непонимание):
+смысловое восприятия;
~А2
Кто из ученых является автором следующего квазипредложения, демонстрирующего роль грамматики в восприятии и понимании речи: «Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка»?
+Щерба;
~А2
Назовите особенности (если таковые имеются) восприятия следующих предложений: «Собака преследовала кота» и «Кота преследовала собака».
+первое предложение воспринимается быстрее и легче;
+восприятие второго предложения требует приведения его к ядерной синтаксической модели (S – P – O);
~А3
Какое из утверждений об особенностях восприятия устной и письменной речи не соответствует истине?
+письменная речь сопровождается просодическими характеристиками;
~А2
Согласно А.А. Леонтьеву, фонетические и акустический аспекты рецепции речевых сигналов соответствуют уровню:
+бессознательного;
~А3
Мыслительно-мнемический процесс, предполагающий смысловую обработку уже воспринятой и запечатленной в памяти информации путем построения адекватной структурированной ментальной репрезентации сообщения называется:
+понимание текста;
~А3
Какой характер носят все действия реципиента, состовляющие динамику понимания текста:
+прогностический;
~А2
Искусство толкования и понимания текстов, называется:
+герменевтика;
~А2
Коммуникативное явление, рассматриваемое в текущем режиме и текущем времени, это множество «высказываний» (сегментов знаний), присущих некоторой социально-политической группе или эпохе, характеризующееся особым использованием язык, за которым стоит своя идеологически и национально-исторически обусловленная ментальность:
+дискурс;
~А2
Самостоятельный и независимый канал общения, предполагающий использование таких форм самовыражения и обмена информацией как жесты, мимику, телодвижения, вокальные и просодические средства и т.д.:
+невербалика;
~А3
Кто является автором биологической концепции языка, в соответствии с которой языки – это природные организмы, высшие из всех, независимые от воли индивида?
+А Шлейхер;
~А3
Кто из зарубежных ученых XIX в. выделил предметное мышление (оперирование в сознании представлениями о предметах объективного мира) и языковое мышление (оперирование представлениями о представлениях, вдвойне субъективными явлениями)?
+Х. Штейнталь
~А3
Кто из зарубежных ученых является автором теории генеративно-трансформационной грамматики, в соответствии с которой языковая способность обеспечивается наличием в сознании врожденной универсальной порождающей грамматики?
+Н. Хомский
~А3
Кто является автором единственной психолингвистической теории в отечественной науке?
+А.А. Леонтьев
~А3
Кто из зарубежных лингвистов начала XIX в впервые ввел понятие «языковое сознание» и определил его лингво-психологическую сущность?
+В Гумбольдт
~А3
Кто из зарубежных ученых является автором термина «Психолингвистика»?
+Н. Пронко
~А3
Кто из зарубежных ученых впервые заявил о необходимости отдельной науки, семиологии (прародительницы психолингвистики), изучающей «жизнь знаков внутри жизни общества», суть и законы знаков?
+Ф де Соссюр;
~А3
Кто из зарубежных ученых является автором первой психолингвистической теории и основоположником психолингвистики как науки?
+Ч. Осгуд
~А3
Кто из зарубежных ученых является автором механистической теории языка, в соответствии с которой речевая деятельность рассматривается как особая форма поведения человека, цепь стимулов и реакций, в которой языковая реакция – субститут практической реакции.
+Л. Блумфилд;
~А3
Психофизиологически обусловленный, но социальный продукт, обеспечивающий усвоение, воспроизводство, адекватное восприятие и производство языковых знаков языкового коллектива (способность человека овладеть и владеть языком):
+языковая способность;
~А3
Человек, рассматриваемый с точки зрения его способности совершать речевые действия, с позиции своеобразия коммуникативных проявлений и речевой манеры личности, ее языковой исключительности:
+языковая личность;
~А3
Возрастные этапы, характеризующиеся наличием специальных психических резервов для овладения языком
+сензитивные периоды развития языковой способности;
~А3
Изучение каких процессов явилось проблемной областью психолингвистики в период ее оформления как самостоятельной области исследования?
+процесс кодирования речи;
+моделирования декодирования речи.
~А3
В сферу интересов какой отрасли психолингвистики входит изучение методов и приемов речевого воздействия?
+герменевтика;
~А3
В сферу интересов какой отрасли психолингвистики входит изучение особенностей восприятия человеком текстов СМИ, их воздействие на сознание слушающего?
+социопсихолингвистика;
~А3
В сферу интересов какой отрасли психолингвистики входит изучение специфики вербального поведения человека в зависимости от его возраста, профессии, статуса?
+социопсихолингвистика;
~А3
В сферу интересов какой отрасли психолингвистики входит изучение возможностей обеспечения общения у детей с особенностями психофизического развития?
+патопсихолингвистика;
~А3
В сферу интересов какой отрасли психолингвистики входит моделирование систем автоматического перевода, компрессии текста, решения математических задач и т.д. по аналогии с высшей нервной деятельностью человека?
+инженерная психолингвистика;
~А3
В сферу интересов какой отрасли психолингвистики входит изучение вербальной агрессии?
+социопсихолингвистика;
~А3
В сферу интересов какой отрасли психолингвистики входит изучение моделей статусно-ролевого поведения языковой личности?
+социопсихолингвистика;
~А3
Совокупность наук о познании (приобретении, хранении, преобразовании и использовании знания); междисциплинарное исследование приобретения и применения знаний:
+когнитивная наука;
~А3
Раздел языкознания, изучающий значения единиц языка, в частности, слов:
+семантика;
~А3
Термин, предложенный Ф. де Соссюром для названия разрабатываемой им науки, изучающей знаки в контексте совокупности психических и социальных явлений.
+семиология;
~А3
С какими общенаучными достижениями связано возникновение психолингвистики и ее оформление как отдельной области знаний?
+развитие математической теории связи;
~А3
Наука, изучающая язык в отношении ко всей совокупности психической жизни:
+психолоингвистика;
~А3
Дисциплина, изучающая значения звукоизобразительной системы языка:
+фоносемантика;
~А3
Дисциплина, изучающая структурно-функциональные характеристики текста, особенности его понимания, толкования, интерпретации:
+герменевтика;
~А3
Какие из следующих позиций выражает точку зрения отечественной психологии на природу языковой способности?
+структуры языка не являются врожденными, а представляют собой результат отражения основных отношений действительности;
+ребенок «присваивает» язык как часть объективной действительности, как способ знакового поведения.
~А2
Какой возрастной период выступает этапом «языкового взрыва», когда дети успешно овладевают одним или несколькими языками?
+2 – 5 лет;
~А2
На каком уровне осознанности (по А.А. Леонтьеву) контролируется говорящим содержание и смысл высказывания?
+уровень актуального осознания;
~А2
В речевой деятельности применение говорящим правил морфологической и синтаксической связности слов (грамматики) осуществляется на уровне:
+бессознательного контроля;
~А4
Какое из утверждений о связи мышления и языка ложно?
+мышление человека может совершаться только на базе языка, поскольку оно характеризуется абстрактностью;
~А2
Какой элемент языка концептуализирует логическую категорию предиката?
+сказуемое,
~А2
Какой элемент языка концептуализирует логическую категорию субъекта?
+подлежащее,
~А2
Какой элемент языка концептуализирует логическую категорию объекта?
+дополнение,
~А2
Какой элемент языка концептуализирует логическую категорию качества?
+дополнение,
~А2
Опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его существенных объективных связей и отношений; различают формальное и содержательное.
+понятие;
~А2
Собственно процесс мысли, получение нового суждения из содержания исходных суждений.
+ умозаключение;
~А3
Кому из ученых принадлежит известная фраза: «Мысль не воплощается, а совершается в слове»?
+Л.С. Выготский;
~А4
Установите автора следующего высказывания: «В речи мы формулируем мысль, но, формулируя, мы сплошь и рядом ее формируем».
+А.Р. Лурия;
~А3
Кто из российских ученых является автором теории о существовании в сознании универсального предметного кода – системы знаков, имеющих характер чувственного отражения действительности: схем, образов, осязательных отпечатков реальности, двигательных импульсов?
+Н.И. Жинкин;
~А4
Кто из известных зарубежных ученых XIX века говорил о существовании в сознании предметного мышления, где мы оперируем представлениями о предметах и явлениях окружающей действительности, и языкового мышления – особого ментального код, состоящего из вдвойне субъективных знаков?
+Х. Штейнталь;
~А4
Какая из следующих характеристик образного ментального кода ложна?
+идеально подходит для установления причинно-следственных связей;
~А3
Какая из следующих характеристик образного ментального кода не верна?
+отвечает за хранение концептуальной лексики;
~А4
В соответствии с предикативной гипотезой, что является базовой когнитивной сущностью, которая связывает смысл со словом, позволяет говорить об объекте на разных уровнях общности и выполняет функцию категоризации?
+концепт;
~А2
Укажите одного из авторов концептуально-пропозициональной (предикативной) гипотезы.
+Дж. Андерсен;
~А4
Кто из отечественных ученых является автором идеи о том, что базовый элемент языкового сознания – смысловая единица, включающая индивидуально-пропорционально представленные у каждого человека знаковый, образный и эмоциональный компоненты.
+Н.Т. Ерчак;
~А3
Промежуточным этапом между мыслью и громкой речью в процессе речепорождения выступает:
+внутренняя речь;
~А4
Какое из утверждений об особенностях внутренней речи ложно?
+ имеет аутогенный характер;
~А4
Помимо фазы внутреннего проговаривания во внутренней речи выделяют:
+фазу внутреннего программирования;
~А4
В каком из следующих случаев внутреннее проговаривание чаще всего не присутствует при осуществлении речевой деятельности?
+ведение диалога;
~А4
Какая из следующих особенностей не характеризует внутреннее программирование?
+сопровождается лишенной звука артикуляторной активностью;
~А4
Какая из следующих особенностей не характеризует фазу внутреннего программирования?
+появляются первые словесные обозначения элементов смысла;
~А
Основной формирования внутренней речи является:
+эгоцентрическая речь;
~А4
Процесс перевода мысли во внешнюю речь есть:
+экстериоризация речи;
~А3
С чьим именем связано обнаружение функциональной асимметрии головного мозга в первой половине XIX в.?
+М. Дакс;
~А2
В чем заключается суть концепции доминантности полушарий?
+полушария головного мозга функционируют как доминантное и субдоминантное;
+правое полушарие субдоминантно;
. ~А2
Какая из следующих функций не обеспечивается работой левого полушария?
+подсознательные процессы;
~А2
Какая из следующих особенностей не характеризует работу левого полушария?
+способность к адаптации;
~А2
Какая из следующих характеристик не является особенностью функционирования правого полушария?
+абстрактное;
~А4
Какая из следующих особенностей не характеризует работу правого полушария?
+обеспечивает принятие рациональных решений.
~А3
Какая из следующих особенностей не является характеристикой левого полушария?
+поэтическое;
~А4
Какая из следующих функций не определяется работой левого полушария?
+декодирование речевой интонации;
+восприятие особенностей модуляции голоса;
~А3
Какое из следующих утверждений ложно в отношении особенностей работы правого полушария?
+формирование концептуального уровня знаний.
~А3
Какое из следующих утверждений ложно в отношении особенностей работы левого полушария?
+формирование и хранение предметного лексикона;
~А4
Какая из указанных особенностей функционирования психики не определяется работой правого полушария?
+последовательность событий и их вероятностные свойства;
~А2
Какое из следующих утверждений о связи межполушарной асимметрии мозга с полом ложно?
+у мужчин выше компенсаторные возможности взаимозаменяемости функций полушарий;
~А2
В какой области возможности человеческого мозга превосходят возможности компьютера?
+эвристический способ решения задач;
~А2
Какое из утверждений о связи мышления и речи является верным?
+люди нередко мыслят, оперируя образами, а не понятиями;
~А2
Мышление, опирающееся на преобразования ситуации в образном плане, есть:
+наглядно-образное мышление;
~А2
Какое из утверждений о связи мышления и языка соответствует истине?
+некоторые виды мышления человека не имеют непосредственной связи с речью, но, тем не менее, испытывают ее влияние;
~А2
Какое из приведенных суждений не характеризует язык (но справедливо для речи)?
+может подвергаться афазиям;
~А
Какое из приведенных суждений не характеризует речь (но справедливо для языка)?
+является средством коммуникации;
~А4
Развиваемая в зарубежной науке теория ментальной репрезентации знаний, утверждающая, что память и сознание обслуживаются системами кодов: образным и пропозициональным, которые могут перекрываться при обработке информации с акцентом на том или другом, но способны функционировать и независимо.
+гипотеза двойного кодирования.
~А4
Мышление, опирающееся на непосредственные манипуляции с предметами: решение задач осуществляется благодаря реальному преобразованию ситуации с помощью наблюдаемого двигательного акта.
+предметно-действенное мышление;
~А3
Развиваемая в зарубежной науке теория ментальной репрезентации знаний, утверждающая, что вся информация хранится в сознании в виде запечатленных в памяти зрительные изображений объектов или внутренних визуальных картин, которые выступают аналогами картин объективного мира.
+радикальная гипотеза образов;
~А3
Какую известную теорию Л. Виттгенштейн критически оценивал следующими словами: «Границы моего языка означают границы моего мира».
+гипотезу лингвистической относительности;
~А4
Факт сохранности интеллекта у больных с синдромом тотальной афазии доказывает, что:
+способность мыслить и способность владеть языком не характеризуются неразрывностью связи;
+люди нередко мыслят, оперируя образами, а не понятиями.
~А2
Нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры левого полушария головного мозга (у правшей) и представляющее собой системное расстройство различных форм речевой деятельности.
+афазия;
~А2
Кто является автором жестовой теории происхождения языка?
+В. Вундт.
~А2
Кто является авторами трудовой теории происхождения языка?
+К. Бюхер
+Л. Нуаре
~А2
Укажите краткую формулировку биогенетического закона рекапитуляции Э. Геккеля
+онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза;
~А2
Психофизиологически обусловленный, но социальный продукт, позволяющий овладеть и владеть языком:
+языковая способность;
~А2
Связная, развернутая, грамматически, синтаксически и стилистически оформленная речь, понятная слушателям вне событий, о которых она повествует.
+контекстная
~А2
Процесс перехода от внешней эгоцентрической речи во внутреннюю называется …
+интериоризацией
~А2
Какой из перечисленных познавательных процессов связан с речью менее тесно?
+ощущение
~А2
Кому из ученых принадлежит мнение, что базой для потребности в общении выступает особая потребность в новых впечатлениях, связанная с положительными эмоциями и стремлением к достижению?
+Л.И. Божович
~А2
Кому из ученых принадлежит мнение, что потребность в общении формируется прижизненно на базе первичных биологических потребностей?
+Л.С. Выготский
~А2
Советское языкознание определяло данные теории происхождения языка как вульгарную и не заслуживающую внимания.
+теория Л. Нуаре и К. Бюхера;
+трудовая теория.
~А2
Эта теория происхождения языка идет от древнегреческих философов-стоиков, неоднократно получала поддержку в XIX и XX веках.
+звуковподражательная теория;
~А2
Аргументом в пользу какой теории происхождения языка выступает следующее утверждение: «Двигательная активность рук способна стимулировать на нейрофизиологическом уровне развитие речи у ребенка»?
+жестовая теория;
+теория В. Вундта;
~А2
Контр аргументом какой теории происхождения языка выступает ее невозможность дать объяснение возникновению названий «незвучащих» предметов и абстрактных явлений?
+звуковподражательная теория;
~А3
Язык, изучаемый в искусственной языковой атмосфере есть:
+иностранный язык.
~А3
Это не врожденный язык, может не совпадать с государственным, официальным и национальным языками, это язык, на котором ребенок произносит первые слова.
+родной язык;
~А3
Какое из следующих проявлений активности ребенка не является врожденным?
+лепет
~А3
Словарь ребенка, включающий языковые единицы, которые он успешно воспринимает в речи говорящего и может сам произносить и использовать в адекватной речевой ситуации.
+сенсомоторный
~А3
Словарь ребенка, включающий языковые единицы, которые ребенок вычленяет в речевом потоке говорящего и воспринимает как значимые, однако не использует в собственной речи из-за сложности артикулирования.
+сенсорный
~А3
В каком возрасте ребенок приходит к мышлению в истинных понятиях?
+подростковом
~А3
Какой возрастной период характеризуется максимально высоким коэффициентом эгоцентрической речи в массиве спонтанной речи ребенка?
+3 – 5
~А3
Интериоризация речи – это процесс:
+эгоцентрической речи во внутреннюю
~А3
Какая из следующих характеристик не характерна внутренней речи (внутреннему проговариванию)?
+избыточность
~А3
Какую из нижеследующих функций эгоцентрическая речь ребенка не выполняет?
+обмен информацией;
~А3
Пик речетворческой активности приходится на возраст:
+3 —7 лет
~А3
Словарное обогащение речи и овладение человеком стилевыми ресурсами языка осуществляется на (уровне текстовой деятельности).
+уровне насыщенности;
~А3
Какая из нижеследующих особенностей не является врожденной предпосылкой к овладению речью?
+наличие лепета;
~А3
Какие из теорий филогенеза языка аргументируется возможностью переноса фактов речевого развития ребенка в область исторических процессов?
+звуковподражательная теория;
+жестовая теория;
~А3
Язык, в данный период возрастного и, вообще, психического развития наиболее тесно связанный с развитием психических процессов и личности ребенка есть
+доминантный язык,
~А3
Какая из нижеследующих особенностей не является врожденной предпосылкой к овладению речью?
+потребность в общении;
~А3
Какая из нижеследующих особенностей не выступает врожденной предпосылкой к овладению речью?
+языковая способность;
~А3
В каком возрасте речь ребенка из аффективно-волевой стадии переходит в интеллектуальную фазу своего развития?
+около 2 лет
~А3
Какой возрастной период выступает этапом псевдопонятийного мышления –мышления понятиями–комплексами?
+6 – 11
~А3
Какому уровню текстовой деятельности характерно владение языковой личностью альтернативными моделями речевого статусно-ролевого поведения в различных коммуникативных ситуациях?
+уровню адекватного выбора
~А3
Основой формирования внутреннего проговаривания (расчлененной фазы внутренней речи) выступает
+эгоцентрическая речь ребенка
~А3
В каком возрасте завершает свое формирование аппарат внутренней речи?
+11 – 12 лет
~А3
Аппарат внутренней речи завершает свое формирование в _ период речевого онтогенеза?
+собственно речевой;
~А3
Кому из ученых принадлежит следующее понимание сути и роли эгоцентрической речи?
Эгоцентрическая речь – это речь со своей точки зрения, речь с самим собой и о себе, ни к кому не обращенная. Эта речь является выражением эгоцентризма детской мысли. Ее генетическая судьба есть «умирание»
+Ж. Пиаже
~А3
Какой из нижеуказанных фактов не способствует возрастанию коэффициента эгоцентрической речи ребенка (в общем массиве его спонтанной речи), а наоборот, ведет к снижению этого показателя?
+дискуссии и споры в среде ровесников;
~А3
Какая из ниже следующих особенностей не характеризует доречевой период онтогенеза речь?
+ детское речетворчество;
~А3
Какая из ниже следующих особенностей не является характеристикой доречевого периода онтогенеза речи?
+ эгоцентрическая речь.
~А3
Какая из ниже следующих особенностей не выступает характеристикой доречевого периода онтогенеза речи?
+обобщение по схеме «куча».
~А3
Какая из следующих особенностей не характеризует доречевой период онтогенеза речь?
+псевдопонятийное мышление;
~А3
Какая из этих особенностей не характеризует доречевой период онтогенеза речь?
+обобщение по схеме «куча»;
~А3
Бессознательное подражание звукам слышимой речи?
+эхолалия;
~А3
Расширение у ребенка семантической наполненности слов за счет случайного объединения впечатлений от внешнего мира есть?
+сверхгенерализация;
~А3
Ребенок мыслит понятиями-комплексамы вплоть до:
+11 лет;
~А4
Какая из приведенных характеристик не соответствует речевому развитию ребенка в период 7—11 лет?
+детское «речетворчество»
~А4
Какое из следующих утверждений в отношении детского речетворчества ложно?
+дети обладают особым речетворческим потенциалом и создают абсолютно оригинальные слова;
~А4
Рассматривая генетические основы мышления и речи Л.С. Выготский пришел к выводу, что
+они имеют генетически разные корни;
~А4
Какая из следующих особенностей не характеризует когнитивно-языковой период онтогенеза речи?
+внутреннее проговаривание;
~А4
Какая из особенностей не характеризует когнитивно-языковой период онтогенеза речь?
+обобщение по схеме «комплекс»;
~А4
Кому из ученых принадлежит такое понимание динамики когнитивно-языкового развития ребенка:
«Внеречевое аутистическое мышление – эгоцентрическая речь, эгоцентрическое мышление – социализированная речь и логическое мышление».
+Ж. Пиаже
~А4
Убывание внешних проявлений эгоцентрической речи – это:
+проявление усиливающегося абстрагирования мысли от звуковой стороны речи;
~А4
Убывание эгоцентрической речи проявляется в следующих особенностях (лишнее исключите):
+снижение предикативности речи.
~А4
Кому из ученых принадлежит следующее понимание когнитивно-языкового развития ребенка:
«Социальная речь – эгоцентрическая речь – внутренняя речь».
+Л.С. Выготский
~А4
Какая из следующих особенностей не символизирует достижение ребенком уровня интериоризации речи?
+формирование языковой компетенции;
~А4
Что выступает причиной сверхгенерализации в детской речи?
+преобладание сенсорного словаря над сенсомоторным;
~А4
Какое из следующих утверждений ошибочно?
+в возрасте около двух лет протоязык исчезает и заменяется общением на естественном языке
~А4
Кому из ученых принадлежит мнение (изложено в «Трактате о происхождении языка»), что первобытный язык был образным, поэтическим, а первые выражения были тропами.
+Ж. Ж. Руссо
~А3
С именем какого ученого связано появление и популяризация ассоциативного эксперимента как отдельного метода экспериментальной психологии?
+Ф. Гальтон
~А3
Какие из следующих экспериментальных методов позволяет судить о специфике ментальной организации и структурирования лексикона в сознании человека?
+метод классификации
+ассоциативные тесты
~А3
Каким свойством не обладает семантическое поле?
+содержание семантических полей идентично у всех носителей данного
Языка
~А3
Разновидность ассоциативного эксперимента, предполагающая реагирование испытуемых на стимул словами некоторого грамматического или семантического класса.
+направленный ассоциативный тест
~А3
Какая логическая ассоциативная связь присутствует между словами стимулом и реакцией «гром – гроза»?
+отношение каузальности;
~А3
Какая логическая ассоциативная связь присутствует между словами стимулом и реакцией «Земля – планета»?
+отношение «общее – частное»
~А3
Какая логическая ассоциативная связь присутствует между словами стимулом и реакцией «радость – слезы»?
+отношение каузальности;
~А3
Какая логическая ассоциативная связь присутствует между словами стимулом и реакцией «отличный – изумительный»?
+смысловая близость;
~А3
Метод, позволяющий количественно оперировать качественными субъективными суждениями на основании приписывания чисел (ценностей) объектам (словам) таким образом, чтобы каждое число было пропорционально субъективно воспринимаемой мере рассматриваемого свойства –
+метод субъективного шкалироваия;
~А3
Метод, который в психолингвистике служит для построения субъективных семантических пространств слов посредством количественного (и качественного) индек