Психолингвистика_шпоры_зачет




~A2

Врожденные нарушения потребностей ребенка в коммуникации:

+аутизм;

~A2

Нарушение иннервации артикуляционного аппарата: ребенок не может управлять губами, языком и прочими органами артикуляции, равно как он не может правильно действовать рукой и ногой.

+дизартрия;

~А2

Форма общения глухих между собой и со слышащими людьми на основе дактильной азбуки, элементы которой – конфигурации пальцев рук – соответствуют буквам письменного языка и часто по очертанию напоминают буквы печатного шрифта:

+дактилология;

~А2

Системы – наборы знаков (как правило, изображений), которые обладают рядом свойств, присущих обозначаемым ими объектам, обеспечивают в коммуникации прямую передачу какой-либо идеи, провоцируя возникновение чувственного образа:

+иконические;

~A2

Область невербалики, включающая поведенческие проявления бессловесного общения между людьми, в частности, любые движения тела или его части, с помощью которых человек передает эмоциональные послания внешнему миру.

+кинесика;

~A3

Речевая интонация, тон, интенсивность, ритмическое оформление речи, вокальные качества голоса, диапазон голоса, тембр, громкость есть:

+просодия;

~A3

Область невербалики, включающая пространственно-дистанционные характеристики коммуникации.

+проксемика;

~A3

Динамические прикосновения в форме рукопожатий, похлопывания, поцелуя).

+такесика;

~A3

Невербальные компоненты коммуникации, такие как включаемые в речь паузы и различные психофизиологические проявления человека: плач, смех, покашливание, вздохи, зевота и т. д.:

+экстралингвистика;

~A3

Какая из следующих функций не входит в группу целей создания систем альтернативной поддерживающей коммуникации?

+обеспечение удовлетворения первичных потребностей ребенка;

~A3

Наборы знаков, которые обладают рядом свойств (подобием), присущих обозначаемым ими объектам.

+иконические системы;

~A3

Какое утверждение в отношении иконического знака и его роли в обеспечении коммуникации ложно?

+обладает свойством подобия знакам естественного языка;

~A3

Какое из утверждений в отношении языка блиссимволов неверно?

+создан в терапевтических целях для замены е.я. общения у детей с ОПФР;

~A3

Какие из утверждений в отношении языка блиссимволов ложно?

+ является иконической системой альтернативной коммуникации;

+ звуковая система этого языка включает минимум базовых звуков и их комбинации;

~A2

Какие из утверждений в отношении языка блиссимволов верно?

+является пиктографической системой альтернативной коммуникации;

+представляет собой графическую базисную письменность;

~A2

Кто из ученых является автором искусственного языка Эсперанто?

+Л. Заменгоф;

~A3

Какое из следующих утверждений не соответствует научному пониманию категории «текст» (т.е. ложно)?

+текст – исключительно письменный речевой продукт;

~A3

Какое из следующих утверждений ложно в отношении научного понимания категории «текст»?

+текст – исключительно печатный продукт речевой деятельности;

~A2

Отображенное в тексте событие как совокупность действий, сцен, эпизодов:

+содержание;

~A3

Интеграция текста в определенный коммуникативный контекст есть:

+смысл;

~A3

Фрагментом действительности, закодированный в тексте, отсылка к какой-либо реальной ситуации со всеми предполагаемыми идеальными условиями есть:

+контекст;

~A3

Выявление скрытого смысла посредством вскрытия подтекста авторского слога, стиля, словесно-семантической игры, прагматического контекста есть:

+понимание импликации;

~A2

Кто из ученых является автором теории актуального членения предложения?

+В. Матезиус

~А3

Сложное коммуникативное явление, динамическая, связная, упорядоченная последовательность коммуникативных языковых и неязыковых средств (знаков или образов), выражающая определенное содержание, объединенная суммарным смыслом, и доступная относительно вариативному пониманию:

+текст;

~А3

И.А. Зимняя определяет смысловое восприятие как «перцептивно-мыслительно-мнемическую» деятельность, поскольку оно предполагает активацию основных когнитивных систем:

+восприятия, мышления, памяти;

~А2

Наличие качественно различных вариантов физической реализации в речи одного и того же звука в зависимости от фонетического окружения, ударения, ритма и других характеристик речи называется: +аллофонической изменчивостью;

~А3

Распознавание слуховых / графических образов осуществляется на:

+сенсорном уровне речевосприятия;

~А2

Особые акустические свойства речи как результат психофизиологических особенностей произнесения звуков и слов говорящим: картавость, заикание, шепелявость, акцент и т.д.:

+дикторская изменчивость;

~А3

Способность хорошо идентифицировать звуки речи позволяет говорить о наличии у человека хорошего:

+фоносемантического слуха;

~А2

Выделяют два плана смыслового восприятия речи, составляющих два его этапа:

+уровень языковых значений;

+собственно содержательно-смысловой стороны сообщения;

~А3

Рассуждая о всегда присутствующей нормативной тождественности языковой форма и обязательном наличии субъективного, индивидуально-неповторимого осуществления и реализации данной формы в единичном речевом акте, В.Н. Волошинов имел в виду:

+дикторскую изменчивость речи;

~А2

Как показывают экспериментальные исследования по распознаванию речи, «зрелому» аудитору вполне достаточно четко различать около ________% звуков речевого континуума, чтобы воспринимаемое им сообщение было принято удовлетворительно;

+60;

~А3

Какая теориямеханизма идентификации речи исходит из сенсорного принципа восприятия: воспринимаемый на слух языковой сигнал сопоставляется с фонетическим эталоном в долговременной памяти реципиента по качеству звучания, тогда как артикуляционный компонент факультативен:

+акустическая;

~А3

Какая теория в ее радикальном варианте рассматривает восприятие речи как активный динамический процесс, происходящий при обязательном участии речедвигательного звена. При восприятии речи реципиент моделирует ее артикуляционные параметры: имеет место произнесение реципиентом воспринимаемого текста вслед за говорящим во внутреннем проговаривании:

+моторная;

~А3

Научное направление, изучающее мотивированность звукоизобразительной системы языка, то есть устойчивые связи между звуковым составом слов (или графическим изображением букв в словах) и признаками обозначаемых словами объектов и явлений, что вызывает со-ощущения и со-эмоции, называется:

+фоносемантика;

~А3

На каком уровне восприятия речи осуществляется разборчивость звукосочетаний – слогов, слов, фраз – посредством сегментации речевого потока на отдельные элементы:

+фоносемантическом уровне речевосприятия;

~А3

Как называется осмысление упорядоченных звукосочетаний (слов и цельных синтаксических структур), которое может иметь либо положительный результат (достижение понимания), либо отрицательный (непонимание):

+смысловое восприятия;

~А2

Кто из ученых является автором следующего квазипредложения, демонстрирующего роль грамматики в восприятии и понимании речи: «Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка»?

+Щерба;

~А2

Назовите особенности (если таковые имеются) восприятия следующих предложений: «Собака преследовала кота» и «Кота преследовала собака».

+первое предложение воспринимается быстрее и легче;

+восприятие второго предложения требует приведения его к ядерной синтаксической модели (S – P – O);

~А3

Какое из утверждений об особенностях восприятия устной и письменной речи не соответствует истине?

+письменная речь сопровождается просодическими характеристиками;

~А2

Согласно А.А. Леонтьеву, фонетические и акустический аспекты рецепции речевых сигналов соответствуют уровню:

+бессознательного;

~А3

Мыслительно-мнемический процесс, предполагающий смысловую обработку уже воспринятой и запечатленной в памяти информации путем построения адекватной структурированной ментальной репрезентации сообщения называется:

+понимание текста;

~А3

Какой характер носят все действия реципиента, состовляющие динамику понимания текста:

+прогностический;

~А2

Искусство толкования и понимания текстов, называется:

+герменевтика;

~А2

Коммуникативное явление, рассматриваемое в текущем режиме и текущем времени, это множество «высказываний» (сегментов знаний), присущих некоторой социально-политической группе или эпохе, характеризующееся особым использованием язык, за которым стоит своя идеологически и национально-исторически обусловленная ментальность:

+дискурс;

~А2

Самостоятельный и независимый канал общения, предполагающий использование таких форм самовыражения и обмена информацией как жесты, мимику, телодвижения, вокальные и просодические средства и т.д.:

+невербалика;

~А3

Кто является автором биологической концепции языка, в соответствии с которой языки – это природные организмы, высшие из всех, независимые от воли индивида?

+А Шлейхер;

~А3

Кто из зарубежных ученых XIX в. выделил предметное мышление (оперирование в сознании представлениями о предметах объективного мира) и языковое мышление (оперирование представлениями о представлениях, вдвойне субъективными явлениями)?

+Х. Штейнталь

~А3

Кто из зарубежных ученых является автором теории генеративно-трансформационной грамматики, в соответствии с которой языковая способность обеспечивается наличием в сознании врожденной универсальной порождающей грамматики?

+Н. Хомский

~А3

Кто является автором единственной психолингвистической теории в отечественной науке?

+А.А. Леонтьев

~А3

Кто из зарубежных лингвистов начала XIX в впервые ввел понятие «языковое сознание» и определил его лингво-психологическую сущность?

+В Гумбольдт

~А3

Кто из зарубежных ученых является автором термина «Психолингвистика»?

+Н. Пронко

~А3

Кто из зарубежных ученых впервые заявил о необходимости отдельной науки, семиологии (прародительницы психолингвистики), изучающей «жизнь знаков внутри жизни общества», суть и законы знаков?

+Ф де Соссюр;

~А3

Кто из зарубежных ученых является автором первой психолингвистической теории и основоположником психолингвистики как науки?

+Ч. Осгуд

~А3

Кто из зарубежных ученых является автором механистической теории языка, в соответствии с которой речевая деятельность рассматривается как особая форма поведения человека, цепь стимулов и реакций, в которой языковая реакция – субститут практической реакции.

+Л. Блумфилд;

~А3

Психофизиологически обусловленный, но социальный продукт, обеспечивающий усвоение, воспроизводство, адекватное восприятие и производство языковых знаков языкового коллектива (способность человека овладеть и владеть языком):

+языковая способность;

~А3

Человек, рассматриваемый с точки зрения его способности совершать речевые действия, с позиции своеобразия коммуникативных проявлений и речевой манеры личности, ее языковой исключительности:

+языковая личность;

~А3

Возрастные этапы, характеризующиеся наличием специальных психических резервов для овладения языком

+сензитивные периоды развития языковой способности;

~А3

Изучение каких процессов явилось проблемной областью психолингвистики в период ее оформления как самостоятельной области исследования?

+процесс кодирования речи;

+моделирования декодирования речи.

~А3

В сферу интересов какой отрасли психолингвистики входит изучение методов и приемов речевого воздействия?

+герменевтика;

~А3

В сферу интересов какой отрасли психолингвистики входит изучение особенностей восприятия человеком текстов СМИ, их воздействие на сознание слушающего?

+социопсихолингвистика;

~А3

В сферу интересов какой отрасли психолингвистики входит изучение специфики вербального поведения человека в зависимости от его возраста, профессии, статуса?

+социопсихолингвистика;

~А3

В сферу интересов какой отрасли психолингвистики входит изучение возможностей обеспечения общения у детей с особенностями психофизического развития?

+патопсихолингвистика;

~А3

В сферу интересов какой отрасли психолингвистики входит моделирование систем автоматического перевода, компрессии текста, решения математических задач и т.д. по аналогии с высшей нервной деятельностью человека?

+инженерная психолингвистика;

~А3

В сферу интересов какой отрасли психолингвистики входит изучение вербальной агрессии?

+социопсихолингвистика;

~А3

В сферу интересов какой отрасли психолингвистики входит изучение моделей статусно-ролевого поведения языковой личности?

+социопсихолингвистика;

~А3

Совокупность наук о познании (приобретении, хранении, преобразовании и использовании знания); междисциплинарное исследование приобретения и применения знаний:

+когнитивная наука;

~А3

Раздел языкознания, изучающий значения единиц языка, в частности, слов:

+семантика;

~А3

Термин, предложенный Ф. де Соссюром для названия разрабатываемой им науки, изучающей знаки в контексте совокупности психических и социальных явлений.

+семиология;

~А3

С какими общенаучными достижениями связано возникновение психолингвистики и ее оформление как отдельной области знаний?

+развитие математической теории связи;

~А3

Наука, изучающая язык в отношении ко всей совокупности психической жизни:

+психолоингвистика;

~А3

Дисциплина, изучающая значения звукоизобразительной системы языка:

+фоносемантика;

~А3

Дисциплина, изучающая структурно-функциональные характеристики текста, особенности его понимания, толкования, интерпретации:

+герменевтика;

~А3

Какие из следующих позиций выражает точку зрения отечественной психологии на природу языковой способности?

+структуры языка не являются врожденными, а представляют собой результат отражения основных отношений действительности;

+ребенок «присваивает» язык как часть объективной действительности, как способ знакового поведения.

~А2

Какой возрастной период выступает этапом «языкового взрыва», когда дети успешно овладевают одним или несколькими языками?

+2 – 5 лет;

~А2

На каком уровне осознанности (по А.А. Леонтьеву) контролируется говорящим содержание и смысл высказывания?

+уровень актуального осознания;

~А2

В речевой деятельности применение говорящим правил морфологической и синтаксической связности слов (грамматики) осуществляется на уровне:

+бессознательного контроля;

~А4

Какое из утверждений о связи мышления и языка ложно?

+мышление человека может совершаться только на базе языка, поскольку оно характеризуется абстрактностью;

~А2

Какой элемент языка концептуализирует логическую категорию предиката?

+сказуемое,

~А2

Какой элемент языка концептуализирует логическую категорию субъекта?

+подлежащее,

~А2

Какой элемент языка концептуализирует логическую категорию объекта?

+дополнение,

~А2

Какой элемент языка концептуализирует логическую категорию качества?

+дополнение,

~А2

Опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его существенных объективных связей и отношений; различают формальное и содержательное.

+понятие;

~А2

Собственно процесс мысли, получение нового суждения из содержания исходных суждений.

+ умозаключение;

~А3

Кому из ученых принадлежит известная фраза: «Мысль не воплощается, а совершается в слове»?

+Л.С. Выготский;

~А4

Установите автора следующего высказывания: «В речи мы формулируем мысль, но, формулируя, мы сплошь и рядом ее формируем».

+А.Р. Лурия;

~А3

Кто из российских ученых является автором теории о существовании в сознании универсального предметного кода – системы знаков, имеющих характер чувственного отражения действительности: схем, образов, осязательных отпечатков реальности, двигательных импульсов?

+Н.И. Жинкин;

~А4

Кто из известных зарубежных ученых XIX века говорил о существовании в сознании предметного мышления, где мы оперируем представлениями о предметах и явлениях окружающей действительности, и языкового мышления – особого ментального код, состоящего из вдвойне субъективных знаков?

+Х. Штейнталь;

~А4

Какая из следующих характеристик образного ментального кода ложна?

+идеально подходит для установления причинно-следственных связей;

~А3

Какая из следующих характеристик образного ментального кода не верна?

+отвечает за хранение концептуальной лексики;

~А4

В соответствии с предикативной гипотезой, что является базовой когнитивной сущностью, которая связывает смысл со словом, позволяет говорить об объекте на разных уровнях общности и выполняет функцию категоризации?

+концепт;

~А2

Укажите одного из авторов концептуально-пропозициональной (предикативной) гипотезы.

+Дж. Андерсен;

~А4

Кто из отечественных ученых является автором идеи о том, что базовый элемент языкового сознания – смысловая единица, включающая индивидуально-пропорционально представленные у каждого человека знаковый, образный и эмоциональный компоненты.

+Н.Т. Ерчак;

~А3

Промежуточным этапом между мыслью и громкой речью в процессе речепорождения выступает:

+внутренняя речь;

~А4

Какое из утверждений об особенностях внутренней речи ложно?

+ имеет аутогенный характер;

~А4

Помимо фазы внутреннего проговаривания во внутренней речи выделяют:

+фазу внутреннего программирования;

~А4

В каком из следующих случаев внутреннее проговаривание чаще всего не присутствует при осуществлении речевой деятельности?

+ведение диалога;

~А4

Какая из следующих особенностей не характеризует внутреннее программирование?

+сопровождается лишенной звука артикуляторной активностью;

~А4

Какая из следующих особенностей не характеризует фазу внутреннего программирования?

+появляются первые словесные обозначения элементов смысла;

Основной формирования внутренней речи является:

+эгоцентрическая речь;

~А4

Процесс перевода мысли во внешнюю речь есть:

+экстериоризация речи;

~А3

С чьим именем связано обнаружение функциональной асимметрии головного мозга в первой половине XIX в.?

+М. Дакс;

~А2

В чем заключается суть концепции доминантности полушарий?

+полушария головного мозга функционируют как доминантное и субдоминантное;

+правое полушарие субдоминантно;

. ~А2

Какая из следующих функций не обеспечивается работой левого полушария?

+подсознательные процессы;

~А2

Какая из следующих особенностей не характеризует работу левого полушария?

+способность к адаптации;

~А2

Какая из следующих характеристик не является особенностью функционирования правого полушария?

+абстрактное;

~А4

Какая из следующих особенностей не характеризует работу правого полушария?

+обеспечивает принятие рациональных решений.

~А3

Какая из следующих особенностей не является характеристикой левого полушария?

+поэтическое;

~А4

Какая из следующих функций не определяется работой левого полушария?

+декодирование речевой интонации;

+восприятие особенностей модуляции голоса;

~А3

Какое из следующих утверждений ложно в отношении особенностей работы правого полушария?

+формирование концептуального уровня знаний.

~А3

Какое из следующих утверждений ложно в отношении особенностей работы левого полушария?

+формирование и хранение предметного лексикона;

~А4

Какая из указанных особенностей функционирования психики не определяется работой правого полушария?

+последовательность событий и их вероятностные свойства;

~А2

Какое из следующих утверждений о связи межполушарной асимметрии мозга с полом ложно?

+у мужчин выше компенсаторные возможности взаимозаменяемости функций полушарий;

~А2

В какой области возможности человеческого мозга превосходят возможности компьютера?

+эвристический способ решения задач;

~А2

Какое из утверждений о связи мышления и речи является верным?

+люди нередко мыслят, оперируя образами, а не понятиями;

~А2

Мышление, опирающееся на преобразования ситуации в образном плане, есть:

+наглядно-образное мышление;

~А2

Какое из утверждений о связи мышления и языка соответствует истине?

+некоторые виды мышления человека не имеют непосредственной связи с речью, но, тем не менее, испытывают ее влияние;

~А2

Какое из приведенных суждений не характеризует язык (но справедливо для речи)?

+может подвергаться афазиям;

Какое из приведенных суждений не характеризует речь (но справедливо для языка)?

+является средством коммуникации;

~А4

Развиваемая в зарубежной науке теория ментальной репрезентации знаний, утверждающая, что память и сознание обслуживаются системами кодов: образным и пропозициональным, которые могут перекрываться при обработке информации с акцентом на том или другом, но способны функционировать и независимо.

+гипотеза двойного кодирования.

~А4

Мышление, опирающееся на непосредственные манипуляции с предметами: решение задач осуществляется благодаря реальному преобразованию ситуации с помощью наблюдаемого двигательного акта.

+предметно-действенное мышление;

~А3

Развиваемая в зарубежной науке теория ментальной репрезентации знаний, утверждающая, что вся информация хранится в сознании в виде запечатленных в памяти зрительные изображений объектов или внутренних визуальных картин, которые выступают аналогами картин объективного мира.

+радикальная гипотеза образов;

~А3

Какую известную теорию Л. Виттгенштейн критически оценивал следующими словами: «Границы моего языка означают границы моего мира».

+гипотезу лингвистической относительности;

~А4

Факт сохранности интеллекта у больных с синдромом тотальной афазии доказывает, что:

+способность мыслить и способность владеть языком не характеризуются неразрывностью связи;

+люди нередко мыслят, оперируя образами, а не понятиями.

~А2

Нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры левого полушария головного мозга (у правшей) и представляющее собой системное расстройство различных форм речевой деятельности.

+афазия;

~А2

Кто является автором жестовой теории происхождения языка?

+В. Вундт.

~А2

Кто является авторами трудовой теории происхождения языка?

+К. Бюхер

+Л. Нуаре

~А2

Укажите краткую формулировку биогенетического закона рекапитуляции Э. Геккеля

+онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза;

~А2

Психофизиологически обусловленный, но социальный продукт, позволяющий овладеть и владеть языком:

+языковая способность;

~А2

Связная, развернутая, грамматически, синтаксически и стилистически оформленная речь, понятная слушателям вне событий, о которых она повествует.

+контекстная

~А2

Процесс перехода от внешней эгоцентрической речи во внутреннюю называется …

+интериоризацией

~А2

Какой из перечисленных познавательных процессов связан с речью менее тесно?

+ощущение

~А2

Кому из ученых принадлежит мнение, что базой для потребности в общении выступает особая потребность в новых впечатлениях, связанная с положительными эмоциями и стремлением к достижению?

+Л.И. Божович

~А2

Кому из ученых принадлежит мнение, что потребность в общении формируется прижизненно на базе первичных биологических потребностей?

+Л.С. Выготский

~А2

Советское языкознание определяло данные теории происхождения языка как вульгарную и не заслуживающую внимания.

+теория Л. Нуаре и К. Бюхера;

+трудовая теория.

~А2

Эта теория происхождения языка идет от древнегреческих философов-стоиков, неоднократно получала поддержку в XIX и XX веках.

+звуковподражательная теория;

~А2

Аргументом в пользу какой теории происхождения языка выступает следующее утверждение: «Двигательная активность рук способна стимулировать на нейрофизиологическом уровне развитие речи у ребенка»?

+жестовая теория;

+теория В. Вундта;

~А2

Контр аргументом какой теории происхождения языка выступает ее невозможность дать объяснение возникновению названий «незвучащих» предметов и абстрактных явлений?

+звуковподражательная теория;

~А3

Язык, изучаемый в искусственной языковой атмосфере есть:

+иностранный язык.

~А3

Это не врожденный язык, может не совпадать с государственным, официальным и национальным языками, это язык, на котором ребенок произносит первые слова.

+родной язык;

~А3

Какое из следующих проявлений активности ребенка не является врожденным?

+лепет

~А3

Словарь ребенка, включающий языковые единицы, которые он успешно воспринимает в речи говорящего и может сам произносить и использовать в адекватной речевой ситуации.

+сенсомоторный

~А3

Словарь ребенка, включающий языковые единицы, которые ребенок вычленяет в речевом потоке говорящего и воспринимает как значимые, однако не использует в собственной речи из-за сложности артикулирования.

+сенсорный

~А3

В каком возрасте ребенок приходит к мышлению в истинных понятиях?

+подростковом

~А3

Какой возрастной период характеризуется максимально высоким коэффициентом эгоцентрической речи в массиве спонтанной речи ребенка?

+3 – 5

~А3

Интериоризация речи – это процесс:

+эгоцентрической речи во внутреннюю

~А3

Какая из следующих характеристик не характерна внутренней речи (внутреннему проговариванию)?

+избыточность

~А3

Какую из нижеследующих функций эгоцентрическая речь ребенка не выполняет?

+обмен информацией;

~А3

Пик речетворческой активности приходится на возраст:

+3 —7 лет

~А3

Словарное обогащение речи и овладение человеком стилевыми ресурсами языка осуществляется на (уровне текстовой деятельности).

+уровне насыщенности;

~А3

Какая из нижеследующих особенностей не является врожденной предпосылкой к овладению речью?

+наличие лепета;

~А3

Какие из теорий филогенеза языка аргументируется возможностью переноса фактов речевого развития ребенка в область исторических процессов?

+звуковподражательная теория;

+жестовая теория;

~А3

Язык, в данный период возрастного и, вообще, психического развития наиболее тесно связанный с развитием психических процессов и личности ребенка есть

+доминантный язык,

~А3

Какая из нижеследующих особенностей не является врожденной предпосылкой к овладению речью?

+потребность в общении;

~А3

Какая из нижеследующих особенностей не выступает врожденной предпосылкой к овладению речью?

+языковая способность;

~А3

В каком возрасте речь ребенка из аффективно-волевой стадии переходит в интеллектуальную фазу своего развития?

+около 2 лет

~А3

Какой возрастной период выступает этапом псевдопонятийного мышления –мышления понятиями–комплексами?

+6 – 11

~А3

Какому уровню текстовой деятельности характерно владение языковой личностью альтернативными моделями речевого статусно-ролевого поведения в различных коммуникативных ситуациях?

+уровню адекватного выбора

~А3

Основой формирования внутреннего проговаривания (расчлененной фазы внутренней речи) выступает

+эгоцентрическая речь ребенка

~А3

В каком возрасте завершает свое формирование аппарат внутренней речи?

+11 – 12 лет

~А3

Аппарат внутренней речи завершает свое формирование в _ период речевого онтогенеза?

+собственно речевой;

~А3

Кому из ученых принадлежит следующее понимание сути и роли эгоцентрической речи?

Эгоцентрическая речь – это речь со своей точки зрения, речь с самим собой и о себе, ни к кому не обращенная. Эта речь является выражением эгоцентризма детской мысли. Ее генетическая судьба есть «умирание»

+Ж. Пиаже

~А3

Какой из нижеуказанных фактов не способствует возрастанию коэффициента эгоцентрической речи ребенка (в общем массиве его спонтанной речи), а наоборот, ведет к снижению этого показателя?

+дискуссии и споры в среде ровесников;

~А3

Какая из ниже следующих особенностей не характеризует доречевой период онтогенеза речь?

+ детское речетворчество;

~А3

Какая из ниже следующих особенностей не является характеристикой доречевого периода онтогенеза речи?

+ эгоцентрическая речь.

~А3

Какая из ниже следующих особенностей не выступает характеристикой доречевого периода онтогенеза речи?

+обобщение по схеме «куча».

~А3

Какая из следующих особенностей не характеризует доречевой период онтогенеза речь?

+псевдопонятийное мышление;

~А3

Какая из этих особенностей не характеризует доречевой период онтогенеза речь?

+обобщение по схеме «куча»;

~А3

Бессознательное подражание звукам слышимой речи?

+эхолалия;

~А3

Расширение у ребенка семантической наполненности слов за счет случайного объединения впечатлений от внешнего мира есть?

+сверхгенерализация;

~А3

Ребенок мыслит понятиями-комплексамы вплоть до:

+11 лет;

~А4

Какая из приведенных характеристик не соответствует речевому развитию ребенка в период 7—11 лет?

+детское «речетворчество»

~А4

Какое из следующих утверждений в отношении детского речетворчества ложно?

+дети обладают особым речетворческим потенциалом и создают абсолютно оригинальные слова;

~А4

Рассматривая генетические основы мышления и речи Л.С. Выготский пришел к выводу, что

+они имеют генетически разные корни;

~А4

Какая из следующих особенностей не характеризует когнитивно-языковой период онтогенеза речи?

+внутреннее проговаривание;

~А4

Какая из особенностей не характеризует когнитивно-языковой период онтогенеза речь?

+обобщение по схеме «комплекс»;

~А4

Кому из ученых принадлежит такое понимание динамики когнитивно-языкового развития ребенка:

«Внеречевое аутистическое мышление – эгоцентрическая речь, эгоцентрическое мышление – социализированная речь и логическое мышление».

+Ж. Пиаже

~А4

Убывание внешних проявлений эгоцентрической речи – это:

+проявление усиливающегося абстрагирования мысли от звуковой стороны речи;

~А4

Убывание эгоцентрической речи проявляется в следующих особенностях (лишнее исключите):

+снижение предикативности речи.

~А4

Кому из ученых принадлежит следующее понимание когнитивно-языкового развития ребенка:

«Социальная речь – эгоцентрическая речь – внутренняя речь».

+Л.С. Выготский

~А4

Какая из следующих особенностей не символизирует достижение ребенком уровня интериоризации речи?

+формирование языковой компетенции;

~А4

Что выступает причиной сверхгенерализации в детской речи?

+преобладание сенсорного словаря над сенсомоторным;

~А4

Какое из следующих утверждений ошибочно?

+в возрасте около двух лет протоязык исчезает и заменяется общением на естественном языке

~А4

Кому из ученых принадлежит мнение (изложено в «Трактате о происхождении языка»), что первобытный язык был образным, поэтическим, а первые выражения были тропами.

+Ж. Ж. Руссо

~А3

С именем какого ученого связано появление и популяризация ассоциативного эксперимента как отдельного метода экспериментальной психологии?

+Ф. Гальтон

~А3

Какие из следующих экспериментальных методов позволяет судить о специфике ментальной организации и структурирования лексикона в сознании человека?

+метод классификации

+ассоциативные тесты

~А3

Каким свойством не обладает семантическое поле?

+содержание семантических полей идентично у всех носителей данного

Языка

~А3

Разновидность ассоциативного эксперимента, предполагающая реагирование испытуемых на стимул словами некоторого грамматического или семантического класса.

+направленный ассоциативный тест

~А3

Какая логическая ассоциативная связь присутствует между словами стимулом и реакцией «гром – гроза»?

+отношение каузальности;

~А3

Какая логическая ассоциативная связь присутствует между словами стимулом и реакцией «Земля – планета»?

+отношение «общее – частное»

 

~А3

Какая логическая ассоциативная связь присутствует между словами стимулом и реакцией «радость – слезы»?

+отношение каузальности;

~А3

Какая логическая ассоциативная связь присутствует между словами стимулом и реакцией «отличный – изумительный»?

+смысловая близость;

~А3

Метод, позволяющий количественно оперировать качественными субъективными суждениями на основании приписывания чисел (ценностей) объектам (словам) таким образом, чтобы каждое число было пропорционально субъективно воспринимаемой мере рассматриваемого свойства –

+метод субъективного шкалироваия;

~А3

Метод, который в психолингвистике служит для построения субъективных семантических пространств слов посредством количественного (и качественного) индек



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: