Скульптура романского стиля




Изобразительное искусство Средних веков

Изобразительное искусство Средневековья, подчиненное влиянию церкви, последовательно рассказывало верующим историю мира от Сотворения до Страшного суда. Большое внимание живописцы уделяли росписям интерьеров, которые отражали образы божественного мира и наставляли верующих на путь истинный. Библейские сюжеты, сплошь покрывавшие стены, опоры, арки и своды, легко «читались» прихожанами. Фигуры, расположенные в узком пространстве, не передавали ощущения глубины. Плоские, почти бестелесные на белом или цветном фоне, они как будто парили в пространстве храма, создавая торжественную и красочную атмосферу. Обращали на себя внимание и разные масштабы фигур, размеры которых зависели от их иерархической значимости. Фигура Христа обычно возвышалась над ангелами и апостолами, которые в свою очередь выглядели намного крупнее изображений простых смертных. По сравнению с Византией, где основной акцент делался на идее духовного совершенства божественного мира, в искусстве Западной Европы больше внимания уделялось мучительному поиску путей спасения души и обретения божественной милости.

Фресковые росписи романского периода почти не сохранились. Причиной тому была используемая живописная техника. Водяные краски тонким слоем наносились на мокрую или сухую штукатурку. Хрупкие слои водяных красок легко подвергались разрушению, особенно с наружной стороны стен. Главные росписи были сосредоточены в алтарной части. В центральной апсиде помещали Христа во славе, рядом с ним — символические изображения четырех евангелистов с их символами: Матфей — ангел, Марк — лев, Лука — телец, Иоанн — орел. Образ Христа величав и суров, он и властелин, и судья, и защитник, и Вседержитель, внушающий страх грешникам. На западной стене храма располагали картины Страшного суда с его идеей возмездия и справедливой кары. Нередко в апсиде помещали и фигуру Богоматери, культ которой особенно широко распространился в Европе начиная с XII в. Ниже располагались апостолы, ангелы и святые. Вглядываясь в разномасштабные изображения фигур, нельзя не отметить их теснейшую связь с традициями народного творчества. Как они не похожи на высокие и утонченные образы искусства Византии.

Скульптура романского стиля

Романское изобразительное искусство, расцвет которого относится к XII в., являет образцы большого благородства и тонкого художественного вкуса. Прежде всего это произведения скульптурной декоративной пластики. После долгого перерыва начинает возрождаться круглая скульптура, отвергнутая ранней христианской церковью из-за чисто внешнего сходства с языческими идолами. В рельефах романских церквей запечатлены человеческие фигуры, лишенные материальности, пропорции фигур нередко нарушены. Лица персонажей предельно обобщены, в них отсутствуют портретные характеристики, на первый план выдвинуты напряженная духовная жизнь, строгость, а иногда и наивность. Тщательно проработанные складки одежд больше напоминают орнамент и придают одеянию декоративную выразительность. Материя то прилипает к телу, то развевается, как бы подхваченная порывом ветра.

Особенностью романского изобразительного искусства стали орнаментальные изображения диковинных, полуфантастических существ. На капителях и у подножий колонн, на окнах, в рельефах дверей и стен запечатлены химеры (несуществующие животные), кентавры, ящеры и полуптицы. Дьявольские силы языческого происхождения с множеством голов, с рогами, копытами и хвостами, огромные львы, терзающие беспомощных ягнят, встречают прихожан уже у входа в храм. Бронзовые чудовища цепко держат в пасти ручки массивных дверей. Для чего они здесь? Ясно одно: эти чудовища давали богатую пищу воображению средневекового человека, напоминая о грядущем возмездии за совершенные грехи. Встречаются среди них и забавные изображения с насмешливыми гримасами, отнюдь не устрашающими, а скорее, потешными. Как видим, церковь заботилась не только о том, чтобы скульптура, как и живопись, была Библией для неграмотных, но и внушала верующим страх перед загробной жизнью. Борьба за подверженную страстям человеческую душу между ангелами и сатаной стала излюбленным мотивом романской скульптуры.

Крупнейшим памятником романского искусства является скульптура Королевского портала собора Нотр-Дам в Шартре. В произведениях шартрских мастеров синтезировано все лучшее, что было достигнуто разными скульптурными школами. Особенно выразительна композиция «Христос во славе» на «Королевских вратах» собора. Образ Христа, спокойно восседающего на троне, исполнен торжественности и в то же время милосердия. Перед нами не грозный судия, жестокий властитель жизни и смерти, решающий судьбы человечества, а добрый пастырь, благословляющий своих детей. Прекрасно одухотворенное и сосредоточенное лицо Спасителя. Расположенные вокруг Христа символы евангелистов — ангел, орел, лев и бык — не внушают страха, напротив, это верные ученики и помощники Бога.

Рельефы портала полны динамики и экспрессии. Поражает стремление мастеров подчинить человеческие фигуры архитектурным формам собора. В условных и удлиненных статуях с подчеркнуто вертикальными линиями драпировок одежд повторяется ритм столбов и колонн храма. Во всем — необходимый такт и чувство меры. Они выглядят естественно, просто и реалистично. Наивные в своей первозданной красоте, они в то же время таят в себе нечто очень важное и невысказанное. Скупые жесты (руки по правилам нельзя было отрывать от туловища) удивительно разнообразны, лица оживлены индивидуальными чертами, в них передан мир глубоких душевных переживаний.

Скульптура готики

Грандиозные готические соборы демонстрируют великолепный синтез искусств. Скульптурный декор в виде орнаментики, круглых статуй, рельефов, яркие сияющие витражи... Из всех видов изобразительного искусства готики скульптура, пожалуй, наиболее тесным образом связана с архитектурой. Нередко она служит опорой различным элементам здания, подчеркивает его вертикальный ритм. По сравнению с пластикой романского стиля допускаются некоторые отклонения от строгой фронтальности, центр тяжести тела перемещается на одну ногу, придавая фигурам естественность и непринужденность, сами формы обретают вытянутые пропорции, сквозь складки одежд угадываются очертания тела с присущим ему едва уловимым, скользящим движением. В стройной готической скульптуре, в сдержанности ее позы переданы достоинство человека, тонкость его чувств и личных переживаний. Погруженные в задумчивость, торжественно величавые, герои готической скульптуры во многом напоминают благородных средневековых рыцарей.

Религиозная тематика по-прежнему доминирует, но теперь она обращена к чувствам человека. Вот почему наряду с сюжетами Священного Писания можно встретить изображения народных преданий и поверий, светские сцены, носящие порой развлекательный характер. Скульптура обычно размещалась в строго продуманном порядке, основной идеей которого было наставление верующего на путь истинный. Появление мирских лиц, местных святых, государей рядом с библейскими образами призвано было подчеркнуть их особую близость и связь с миром Божественным. Из предмета религиозного культа в романских соборах готические скульптуры превращаются в возвышенные и одухотворенные образы. Кажется, что они мирно и спокойно беседуют между собой, не покидая фасадов собора.

Впервые на лицах готических скульптур появляется целая гамма чувств. Отныне не только жест, но и взгляд начинает играть важную роль. Плачут, негодуют, смеются девы «разумные» и «неразумные» на северном портале собора в Магдебурге. Смиренно застыли в молитвенных позах перед фигурами Христа и Богоматери, чему-то загадочно улыбаясь, ангелы на западном фасаде собора в Реймсе. Отважен и благороден «Всадник» собора в Марбурге, готовый к участию в рыцарском турнире в честь Прекрасной Дамы.

В скульптуре собора в Реймсе особенно ощутимо влияние античной пластики. Количество скульптур огромно: это десятки тысяч рельефов и свободно стоящих фигур внутри и снаружи храма. Рельефы как тонкое кружево покрывают буквально все пространство стен, не оставляя даже метра гладкого, нетронутого камня. Каждой сцене отведено навсегда закрепленное за ней место.

Любой сюжет Священного Писания требовал определенной композиции, а изображение святых допускалось только в соответствии с присущими им атрибутами и позами.

Основная группа фигур сосредоточена у главного входа в храм, у портала западного фасада. Направо и налево от входа размещен многофигурный скульптурный фриз. Каждая статуя стоит в отдельной маленькой нише и находится на близком от земли расстоянии, так что ее можно внимательно рассматривать.

Среди статуй собора в Реймсе есть немало шедевров, одним из которых является композиция «Встреча Марии и Елизаветы» — будущей матери Христа и матери Иоанна Крестителя. Евангельский сюжет стал для неизвестного мастера поводом для глубокого психологического рассказа. Фигуры юной Марии и умудренной жизненным опытом Елизаветы образуют единую композицию, даже несмотря на то, что находятся в разных нишах и разделены колонкой. Каждая погружена в свои мысли, думает о своем предназначении. Задумчивая улыбка чуть тронула губы Марии, робко прислушивающейся к зарождающейся в ней новой жизни. Она пытается постичь то, что спокойным и сдержанным жестом передает ей Елизавета. Мягкий овал девичьего лица Марии, грациозный наклон головы, маленькая брошь на груди, книга Священного Писания в руках все эти детали создают исключительно обаятельный образ. В готике позднего периода получает развитие искусство скульптурного портрета (см. иллюстрацию на шмуце нас. 118). В облике человека художник хочет передать улсе не только его стремление к Богу, но и чисто внешнее сходство с реальным прототипом. Пристально всматриваясь во внешний облик человека, он акцентирует внимание на его индивидуальных чертах, добиваясь при этом поразительного сходства (немецкая скульптура Магдебурга и Наумбурга).

Искусство витража

В изобразительном искусстве готики особое место принадлежит витражам. Они не только украшали интерьеры, но и использовались в оформлении порталов, где выполняли роль окон и служили основным источником света в готических соборах. Витражи составлялись из кусочков цветных стекол, соединенных между собой узкими свинцовыми скрепками. В них в полной мере проявилось торжество света и цвета. Свет, проникая в храм, играет, переливается всеми цветами, отражаясь на колоннах, сводах, рождая волнующее и трепетное настроение, воплощая мечту о чуде. Перед глазами верующих действительно представал «небесный рай, усеянный бесчисленными цветами». Излюбленный орнамент витражных окон готики — так называемая роза, в вычурном орнаменте которой использовался мотив многолистника (см. с. 148).

Создание витражей — трудоемкий и сложный процесс, требующий от мастеров немало усилий и времени. Но производимый витражами эффект в полной мере оправдывал труды и старания их создателей, так как помогал зрителю настроиться на возвышенный лад, проникнуться ощущением торжественности.

До нашего времени дошло немало витражей Средневековья конца XII —XIV в. Один из самых величественных и прекрасных витражных ансамблей находится в соборе Нотр-Дам в Шартре (около 100 сюжетов). В его главной композиции центральное место занимает Богоматерь в облике царицы с младенцем Христом на коленях. Благодаря сияющим краскам это традиционное изображение приобретает ликующе-торжественный характер. Праздничность также подчеркивается композиционными средствами: восседающую на троне Богоматерь славят расположенные по сторонам ангелы. Различный масштаб фигур здесь вполне оправдан. Художник с удивительным вкусом и мастерст-вом сочетает густоту красного цвета, сияние золотистых оттенков, нежность голубого тона, глубину темно-синей краски. У зрителя, попадающего в собор, возникало сказочное ощущение от того, что чистые и яркие тона удивительным образом смешиваются в пространстве и весело играют на колоннах, полу и фигурах людей.

Столь же известны витражи в церкви Сен-Шапель и в знаменитом соборе Нотр-Дам в Париже, в соборе Святого Вита в Праге, соборе Святого Стефана в Вене. Главное внимание художники витражей уделяют волшебному сочетанию сияющих и интенсивных красок, создающему яркий и выразительный декоративный эффект. Наряду с традиционными библейскими сюжетами нередко используются и простые жанровые мотивы. Витражное искусство, как и готическая скульптура, не только выполняло чисто декоративную роль, но и служило просвещению молящихся.

■ Вопросы и задания

1. Каковы особенности романского стиля в изобразительном искусстве? Какие его характерные черты были унаследованы искусством готики? Опишите скульптурное убранство «Королевских врат» собора в Шартре во Франции

2. Классические соборы зрелой готики в Реймсе и Амьене представляют синтез архитектуры и скульптуры. Каким образом скульптурные произведения вписаны в архитектурный облик этих соборов? Почему именно скульптура становится основным видом изобразительного искусства готики?

3. В чем состоит художественное своеобразие пемецкой готической скульптуры? Рассмотрите на шмуце нас. 118 скульптурные портреты графа Эккехарда и его жены Уты в соборе Наумбурга (Германия). Как переданы душевное состояние и особенности характера героев?

4. Почему в готических храмах витражи пришли на смену византийским мозаикам? Какова роль света в интерьере готического собора? Насколько правомерна поэтическая метафора Рильке об окне-розе, вбирающей мир «в свой огромный глаз, напоминающий водоворот»? Рассмотрите витражи некоторых готических соборов. Какие сюжеты и орнаментальные мотивы в них преобладают?

■ Темы проектов, рефератов или сообщений

«Особенности романского стиля и изобразительном искусстве»; «Скульптурное убранство готических соборов Франции и Германии»; «Искусство витража»; «Витражные композиции соборов Нотр-Дам в Париже и Шартре»; «Готический собор как образ мира и воплощение синтеза искусств»; «Развитие готического искусства Франции (Германии, Англии -по выбору)»; «Образы средневековой готики в поэзии Р. М. Рильке».

Ювалова Е. Н. Немецкая скульптура 1200—1270 годов. М., 1983.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: