Главной задачей социальной политики субъектов Российской Федерации является последовательное повышение уровня жизни населения путем поэтапного решения социальных проблем, выработки механизмов эффективного использования бюджетных средств. Социальная сфера в субъектах Российской Федерации представлена широкой сетью учреждений здравоохранения, образования, культуры и искусства, физкультуры и спорта, социального обслуживания населения. Деятельность отраслей социальной сферы сориентирована на обеспечение основного конституционного принципа — всеобщей доступности в получении социальных услуг различной направленности. При этом создаются условия для выбора населением дополнительных социальных услуг за соответствующую плату.
Важной составной частью социальной политики является здравоохранение. Медико-социальная помощь рассматривается как один из основных механизмов реализации на практике государственной политики в области социальной защиты и поддержки населения. В современных условиях особое значение приобретает обеспечение адекватности финансовых ресурсов государственным гарантиям в здравоохранении, поэтапное повышение доли средств, направляемых на финансирование отрасли за счет роста страховых взносов на обязательное медицинское страхование юридических и физических лиц, и др. Целями здравоохранения являются стабилизация медико-демографической ситуации, связанной с заболеваниями населения, снижение преждевременной смертности, заболеваемости, инвалидизации населения, увеличение продолжительности и качества жизни больных с патологией. Этому способствует создание условий для оказания приемлемого уровня медицинской помощи населению на основе обеспечения доступности и повышения качества медицинского обслуживания, направленного на сохранение и укрепление здоровья населения.
|
Одним из важных направлений социальной политики является развитие системы образования. Государством гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных учреждениях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или в муниципальном учреждении. Качественно новой ступенью развития образования, объективно обусловленной требованиями рыночной экономики, является его непрерывность. А это требует увеличения необходимых средств.
Другой составной частью социально-экономической политики являются культура и искусство, где также в условиях перехода к рыночным отношениям произошло сокращение объемов государственного финансирования. Поэтому важное значение приобретает изменение принципов формирования федерального, регионального и муниципальных бюджетов. Новый аспект региональной культурной политики основан на том, что необходимая поддержка культуры будет осуществляться при условии непосредственного участия учреждений и деятелей культуры в решении проблем, которые в настоящее время являются для общества наиболее значимыми. Современная ситуация в обществе обусловливает необходимость усиления внимания к культуре как к фактору, так и цели развития общества.
|
Помимо законодательного регулирования в осуществлении правового регулирования социально-экономического развития субъектов Федерации возрастает роль правовых актов их высших должностных лиц и высших органов исполнительной власти, чья деятельность непосредственно направлена на создание стабильной и эффективной экономической политики регионов в интересах населения соответствующих территорий.
Главная цель социальной защиты состоит в оказании необходимой помощи конкретному человеку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации. Социальная защита населения становится важнейшей составной частью экономической и социальной политики государства.
По данным Ростовской области по итогам 2008 года расходы областного бюджета на социально-культурную сферу составили 32,3 % от общего объема расходов.
Расходы на осуществление деятельности в отраслях, предусмотренных по разделу «национальная экономика», составили 10,9 % от общего объема расходов областного бюджета. Основной объем этих бюджетных ассигнований направлен на финансирование отраслей сельского хозяйства и рыболовства, транспорта, охрану окружающей среды и лесное хозяйство.
Одним из приоритетных направлений расходования средств областного бюджета является предоставление финансовой помощи бюджетам 463-х муниципальных образований области. На эти цели направлено 36 321,2 млн. рублей или 48,1 % всех расходов областного бюджета.
Это связано с тем, что существенная часть расходных обязательств закреплена за муниципальными образованиями. В их числе - льготы и компенсации гражданам, содержание учреждений образования, здравоохранения и культуры, городских и сельских дорог, объектов жилищно-коммунального хозяйства, благоустройство территорий.
|
В целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований им оказана финансовая поддержка в объеме 2 472,3 млн. рублей.
В целях софинансирования развития социальной инфраструктуры муниципального значения и иных расходных обязательств выделены субсидии в объеме 14 788,1 млн. рублей.
Из Фонда компенсаций областного бюджета муниципальным образованиям выделены субвенции в объеме 16 100,8 млн. руб., в том числе на меры социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла, детей из многодетных и малоимущих семей и других льготных категорий граждан – 6 281,6 млн. рублей, на финансовое обеспечение учреждений социальной сферы (общеобразовательных учреждений, центров социального обслуживания) и иные переданные государственные полномочия – 9 960,5 млн. рублей.
Собственные доходные источники бюджета области (налоговые и неналоговые доходы) исполнены за 2008 год в сумме 73 837,5 млн. руб., полученный объем превышает аналогичный показатель прошлого года на 16 081,1 млн. руб., или на 28%. При этом плановые назначения 2008 года исполнены на 99,3%. Неисполнение собственных доходов областного бюджета в размере 96,3% компенсировано исполнением бюджетных назначений по бюджетам муниципальных образований в размере 104,8 %. Данная ситуация объясняется особенностью формирования собственных доходов муниципалитетов, основная доля бюджетных поступлений которых приходится на налоги, не подверженные влиянию финансового кризиса (налог на имущество физических лиц, транспортный и земельный налоги), в такой степени, как налоги поступающие в областной бюджет.
В соответствии с данными Министерства финансов России по основным показателям исполнения консолидированных бюджетов субъектов страны в 2007-2008 годах, темп роста налоговых и неналоговых доходов по сравнению с 2007 годом в целом по всем субъектам Российской Федерации составил 127%. По Ростовской области данный показатель составляет 128%.
Среднедушевой бюджетный доход на жителя области составил 24,9 тыс. рублей, в сравнении с 2007 годом данный показатель увеличился на 5,8 тыс. рублей.
Расходы консолидированного бюджета области за 2008 год возросли по сравнению с 2007 годом на 19 347,3 млн. рублей или на 23,8 %.
Бюджетная политика, проводимая в 2008 году в области расходов, как и прежде, была направлена на финансовое обеспечение социальных и экономических задач области. Бюджет сохраняет ярко выраженную социальную направленность.
Объем ассигнований на социально-культурную сферу по итогам 2008 года составил 56 168,3 млн. рублей, или 55,7 % всех расходов бюджета. Удельный вес таких расходов в целом по регионам России – 49,2 %, а по субъектам ЮФО – 53,5 %. По сравнению с показателями 2007 года расходы на социально-культурную сферу приросли на 7 996,0 млн. рублей или на 16,6 %.
По итогам 2008 года отсутствует просроченная кредиторская задолженность по заработной плате, расчетам за коммунальные услуги, по социальным выплатам гражданам.
Структура расходов федерального бюджета на 2010г. по разделу «Социальная политика» см. рис 1.
Наименование расходов | Сумма, тыс.рублей | Удельный вес,% |
Социальная политика | 328 751 096,0 | |
Пенсионное обеспечение | 240 811 848,6 | 73,7 |
Социальное обслуживание населения | 6 326 211,0 | 1,9 |
Социальное обеспечение населения | 75 030 403,3 | 4,8 |
Охрана семьи и детства | 2 145 705,4 | 0,6 |
Прикладные научные исследования в области социальной политики | 132 556,6 | 0,04 |
Другие вопросы в области социальной политики | 4 304 371,1 | 1,3 |
Рис. 1 Структура расходов федерального бюджета на 2010г. по разделу «Социальная политика»
Бюджетными источниками формирования Фондов развития культуры могу быть:
— Фиксированные платежи предприятий, учреждений, организаций (кроме бюджетных), расположенных на исторических территориях, в охранных зонах;
— Процент отчислений от платы за землю исторической территории, охранных зон памятников, взимаемый с предприятий, учреждений, организаций, домовладений, расположенных на этих территориях;
— Часть целевых сборов с граждан и предприятий, учреждений, организаций, независимо от их организационно-правовых форм, на содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и другие цели;
— Сбор за право использования местной символики, связанной с памятниками истории и культуры;
— Часть налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы от объема реализации продукции (работ, услг);
— Доля специального налога с предприятий для финансирования поддержки важнейших отраслей народного хозяйства;
— Таможенные тарифы на импорт культурных ценностей зарубежного производства;
— Арендная плата за использование помещений памятников истории и культуры;
— Поступления от налога на добавленную стоимость по товарам культурно-досугового и информационного назначения (фонозаписи музыкальные инструменты) в размере их фактической величины в указанных товарах, реализованных на данной территории;
— Поступления всех видов налогов и сборов, взимаемых с предприятий, учреждений и организаций культуры, в т.ч. специализированный налог на прибыль от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий;
— Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью в области культуры;
— Сбор за право торговли товарами культурного и информационного назначения;
— Лицензионный сбор за право проведения аукционов и лотерей, специализирующихся на культуре;
— Сбор за право проведения кино и видеосъемок памятников истории и культуры;
— Сбор за лицензирование деятельности, связанной с проведением культурно-массовых и зрелищных мероприятий, реставрацией, изготовлением репродукций, копий, экспонатов, издательской деятельности.
Возможности получения финансовых средств под реализацию социально-культурных программ из бюджетных источников (в т.ч. из Фонда культурных программ) определяются прежде всего степенью соответствия целевого и содержательного блока проекта условиям конкурса, тем направлениям и видам культурной деятельности, которые финансирующая организация определила в качестве приоритетных. В частности, Министерство культуры России в подпрограмму “Сохранение и развитие культуры” включило следующие разделы, в которые могут “вписаться” проекты, предлагаемые для финансирования региональными субъектами культурной жизни:
— Изучение, сохранение и реставрация культурного наследия Российской Федерации;
— Формирование, реставрация, сохранение и эффективное использование музейных фондов;
— Формирование, сохранение и использование библиотечных фондов;
— Возрождение и развитие традиционной художественной культуры, поддержка самодеятельного художественного творчества и культурно-досуговой деятельности;
— Сохранение и развитие национальных культур народов России, межнационального культурного сотрудничества;
— Поддержка молодых дарований в сфере культуры и искусства;
— Внедрение новой техники и технологий в сфере культуры;
— Содержание и обеспечение деятельности федеральных учреждений культуры и искусства.
— Совместно с Министерством социальной защиты населения Министерство культуры финансирует такие программы как “Дети-инвалиды и культура”; “Летний отдых детей”; “Дети Севера”; “Дети семей беженцев и переселенцев”; “Дети и культура”; “Одаренные дети”.
Другая важная часть территориальных финансов – средства субъектов
Хозяйствования
- финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной
собственности (как правило, его коммунальные предприятия);
- финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов. Для социальной поддержки своих работников субъекты хозяйствования строят и приобретают жилые дома, квартиры, детски дошкольные учреждения, медицинские учреждения и объекты для отдыха. В
нашей стране, особенно в новых городах, возникших на базе строящихся предприятий, нередко почти вся социальная инфраструктура находится в ведомственном подчинении. Поэтому в общем объеме территориальных финансов часто превалируют средства предприятий, направляемые на социальное развитие.
На территориальную базовую программу ОМС, предусматривающую объемы медицинской помощи сверх федеральной, могут быть распространены иные условия социального страхования, фактически это программа муниципального медицинского страхования соответствующей территории. За счет средств ОМС целесообразно оплачивать проезд в областные и федеральные учреждения пациентов, имеющих направления лечащего врача медицинского учреждения, выполняющего программы ОМС.
В социально-культурном комплексе идет процесс формирования системы государственного предпринимательства. Эффективное функционирование этой системы требует строгого законодательного нормативного оформления принципов функционирования государственного предпринимательства.
В настоящий момент уже принят пакет основополагающих законов, определяющих деятельность хозяйственных субъектов в рыночных условиях.
Выраженная рыночная ориентация учреждений социально-культурного комплекса при отсутствии общего стратегического управления процессом развития сети может привести к негативным последствиям, необоснованной диверсификации структуры оказываемых населению услуг социально-культурного комплекса