Глава 1. Понятие совладающего поведения, или копинга
Совладание как отдельная психологическая проблема и область исследований сложилась достаточно недавно, к началу 60-х гг. 20-ого века. Изучение совладания берет свое начало от работ Л. Мерфи. Позднее понятие «копинг» стало широко использоваться при изучении стресса: оно понималось как сумма когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления стрессового влияния (Лазарус, 1966). Постепенно понятие «копинг» начинает активно применяться для изучения поведения личности в любых ситуациях, категоризуемых человеком как критические или же «трудные».
Понятие «копинг» впервые было введено Р.Лазарусом и С.Фолкман в рамках транзактной модели стресса, согласно которой, стресс и переживаемые эмоции являются результатом взаимодействия средовых процессов и человека.
В настоящее время выделяют несколько подходов к толкованию понятия «копинг». Первый, наиболее ранний подход, развиваемый в работах представителя психоаналитического направления Хаан (Haan), трактует его в терминах динамики «Эго» как один из способов психологической защиты, используемой для ослабления психического напряжения.
Второй подход определяет копинг в терминах черт личности (диспозиционные концепции копинга) - как относительно постоянную предрасположенность индивидуума, устойчивый стиль реагирования на стрессовые события определенным образом. Авторы утверждают, что выбор определенных копинг-стратегий на протяжении всей жизни является достаточно стабильной характеристикой, мало зависящей от типа стрессора.
Согласно третьему подходу, разработанному Р. Лазарусом и С. Фолкман (1984, 1987), coping понимается как динамический процесс и рассматривается как когнитивные и поведенческие усилия личности, направленные на снижение влияния стресса (транзакциональный подход, или ситуационный).
|
В настоящее время под копингами понимают разного рода произвольные и сознательные действия, процессы, направленные на возможно лучшее решение личностных, межличностных или профессиональных проблем, адаптацию человека к требованиям ситуации, вызывающей стресс, позволяющую овладение ею, ослабление или смягчение этих требований и восстановление психологического благополучия.
В целом копинги – это изменчивые процессы. Устойчивые паттерны копингов формируют копинг-стратегии, или личностные стили (Лазарус, 2006).
Лазарус определял копинг как «постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие способы преодоления специфических внешних и внутренних требований, которые оцениваются человеком как значительные или превосходящие его возможности» (Лазарус, Фолкман, 1984). Иными словами, совладание рассматривается им как преодоление человеком некоторой угрозы его психологическому благополучию, причем характеристики этой угрозы не предполагают автоматического использования «старых» решений, а требуют выработки новых. Ключевую роль в возникновении и развитии психологического стресса играет когнитивная оценка данной угрозы. Когнитивное оценивание предполагает установление соотношения между требованиями ситуации и имеющимися возможностями ее преодолеть. В результате событие определяется как несущее угрозу, потерю или вызов.
|
Когнитивная оценка
Лазарус выделяет два вида когнитивной оценки:
1. первичная - оценка масштаба угрозы своему благополучию, оценка значимости для субъекта; за восприятием и оценкой стрессора следуют нагрузочные эмоции (злость, страх, подавленность, надежда большей или меньшей интенсивности).
Возможны 3 результата данной оценки:
§ ситуация незначима (нет эмоциональной реакции);
§ ситуация значимая и позитивная (позитивная эмоциональная реакция);
§ ситуация значимая и рассматривается как стрессовая (негативная эмоциональная реакция);
Если событие посчиталось незначительным, то оно не приводит ни к каким другим процессам, кроме ориентировочной реакции. Другой тип событий, тоже не вызывающий адаптивные процессы, — это приятные ситуации, преодолевать которые нет нужды (например, удачный исход дела). Третий тип характеризуется потребностью в адаптации.
2. вторичная - оценка ресурсов субъекта и доступных в данной ситуации способов реагирования, методов влияния на негативные события, возможностей решить проблему; эта оценка является определяющей при выборе индивидом той или иной стратегии совладания.
Стадии оценки могут происходить независимо и синхронно. Согласно Лазарусу, различие между первичной и вторичной когнитивными оценками можно определить по вопросам, которые задает себе человек. Если первичная когнитивная оценка отвечает на вопрос: «Я попал в беду или данная ситуация для меня выгодна?», «Обеспокоен ли я?», «Что это значит для меня лично?», то вторичная оценка сообщает ответ на вопрос: «Какие действия я могу предпринять в данной ситуации?», «Что я могу с этим сделать?». При этом субъективная степень стрессогенности ситуации и качество эмоциональной реакции на нее формируется при взаимодействии первичного и вторичного оценивания.
|
Итог оценки представляет собой результат взаимодействия между первичной и вторичной оценкой ситуации. Если соотношение между требованиями и способностями кажется человеку уравновешенным, то ситуация оценивается как вызов, что соответствует определению эустресса. Если стрессор оценивается как ущерб и/или утрата, то нарушается чувство собственной ценности и высвобождаются такие эмоции, как печаль или, возможно, гнев. Если же ситуация оценивается как опасная, то следствием этой оценки является страх. Стрессовые эмоции направленно мобилизуют человека, изменяя его «action readiness» (готовность к действию), для определенных адаптивных реакций (копинг).
Возможна также дальнейшая переоценка ситуации, которая базируется, как правило, на новой информации, поступающей от окружающей среды, однако, как утверждают Лазарус и Фолкман, на процесс когнитивной переоценки ситуации большее влияние оказывают личностные качества субъекта, нежели объективное давление ситуации. Переоценка представляет собой некую обратную связь и заключается в сличении результата с требованиями ситуации. То есть результаты, возникающие вследствие совладания, подвергаются новой оценке, а затем в зависимости от результата могут последовать дальнейшие действия совладания. В случае неуспешного копинга стрессор сохраняется и возникает необходимость дальнейших попыток совладания. Структуру копинг-процесса можно представить следующим образом: восприятие стресса - когнитивная оценка - возникновение эмоций - выработка стратегий преодоления - оценка результата действий.
При исследованиях необходимо обращать внимание на когнитивное оценивание субъекта, т.е. на восприятие им ситуации, интерпретацию и отношение к ней. Именно субъективная оценка ситуации, а не объективные события, оказывают влияние при выборе стратегии совладающего поведения.
Также важно при исследовании копинга учитывать особенности самой ситуации, которую преодолевает человек (ее содержание, воспринимаемые характеристики, подконтрольность, объективную трудность). Нужно обращать внимание на опыт переживания, преодоления актуальной для субъекта ситуации. Изучая устойчивость совладания, необходимо анализировать данные о преодолении ситуаций разных типов.
Инструментально реакции совладания нацелены на то, чтобы повлиять либо на окружающий мир, либо на самого себя. Соответственно можно выделить два вида этих реакций: внешнюю по отношению к системе ассимиляцию и внутрисистемную аккомодацию.
Копинг-стратегии
Изначально Лазарус и Фолкман подразделяли все многообразие копинг-стратегий, которые использует индивидуум, на две категории: действия (усилия), направленные на себя, и действия (усилия), направленные на окружающую среду.
Группа стратегий, направленных на себя, состоит в большей степени из когнитивных и интрапсихических способов совладания:
1. Поиск информации, сосредоточение внимания, визуализирование (представление и воображение), запоминание и т.д. В соответствии с характером стрессовой ситуации поиск информации может быть направлен на изучение всех характеристик события или на состояние человека, его возможностей для действия по воссозданию благополучия.
2. Подавление информации, наоборот, отвлечение внимания, постепенное «исчезание» информации, поиск отвлекающих мыслей и занятий.
3. Переоценка: изменение или замена оценок, сравнение с другими, нахождение нового представления (значения) относительно происходящих событий.
4. Смягчение, смягчающие способы поведения, нацеленные на сглаживание эмоций, через когнитивные усилия (самоуспокаивание) или инструментальные (поведенческие) действия (эмоциональная разрядка при помощи курения, употребления наркотика, психотропных веществ, а также еды или алкоголя).
5. Самообвинение, «внутрикарательное» когнитивное поведение, т.е. внутренняя активность, направленная на самообвинение, самокритику или жалость к себе. Самонаказание может происходить более или менее выраженно, например, от легкой степени - принятие ответственности, и достигать большей степени выраженности - аутоагрессивных фантазий.
6. Обвинение других или экстрапунитивные реакции: агрессивное обвинение других людей или обстоятельств, проявление гнева.
Вторая группа стратегий представляет собой инструментальные попытки совладания, направленные на окружающую среду:
1. Стратегии совладания в условиях, создающих угрозу психологическому благополучию личности и неоднозначных ситуациях:
а. Активное, инструментальное воздействие на стрессор: попытки влиять или противостоять влиянию другого человека; в неоднозначных ситуациях - активное расследование (изучение) источника стресса (подвергая сомнению или обращаясь за разъяснениями и т.д.).
б. Уклончивое поведение, уход или удаление от источника стресса.
в. Пассивное поведение, колебание, ожидание или отставка (отказ от действий).
2. Стратегии совладания в ситуациях потери (например, потери отношений) или неудачи:
а. Действия, направленные на предотвращение надвигающейся потери или отказа (неудачи).
б. Действия, направленные на переориентацию значимых объектов, поиск источников адекватной замены (заместителя).
в. Пассивное поведение, ожидание, колебание или отставка.
Позднее, Лазарус и Фолкман (1987) классифицируют стратегии совладания уже в соответствии с выделенными ими двумя основными функциями копинга:
1. проблемно-ориентированный, иликопинг, «сфокусированный на проблеме» (направленный на преодоление самого источника стресса, на разрешение проблемной ситуации, на устранение стрессовой связи между личностью и средой);
2. эмоционально-ориентированный, иликопинг, «сфокусированный на эмоциях» (направленный на преодоление эмоционального возбуждения, вызванного стрессором, на изменение собственных установок в отношении ситуации, на управление эмоциональным стрессом).
Необходимость учета обеих функций авторы обосновывают наличием эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов переживания стресса, которые образуют разнообразные комбинации.
Лазарус и Фолкман выделили 8 видов ситуативно-специфических копинг-стратегий:
1. Конфронтация.
В поведении - усиление активности, часто импульсивной, непоследовательной и хаотичной с целью попытаться хоть как-то повлиять на ситуацию.
В эмоциях - эмоциональное возбуждение, преобладают стенические эмоции (агрессивность, злость и досада), настойчивость, чрезмерная прямолинейность и отсутствие гибкости.
В когнитивной сфере - отсутствие плана действий, дезорганизация мыслительной деятельности, аффективная захваченность ситуацией.
2. Дистанцирование (когнитивная стратегия преодоления стресса).
В поведении - сохранение привычного поведения, основанного на стереотипах и автоматизмах, переключение внимания на другие, более актуальные виды деятельности.
В эмоциях - сохранение эмоционального равновесия, сознательные усилия по подавлению неприятных переживаний, стремление к эмоциональному отстранению от ситуации.
В когнитивной сфере - мысленное отстранение, выбрасывание негативных, пессимистических мыслей из головы, отказ размышлять и глубоко задумываться о случившемся с тенденцией смягчения удара или поиск каких-то положительных сторон в случившемся.
3. Самоконтроль.
В поведении - повышение контроля за действиями, высказываниями, проявление сдержанности в своих спонтанных проявлениях.
В эмоциях - подавление эмоций, сознательные усилия по сохранению самообладания, уверенности и оптимизма.
В когнитивной сфере - активация мыслительной деятельности, повышение внимания к поступающей информации, повышение внимательности и осторожности, продумывание своих слов и действий, настороженность (бдительность) к внешним сигналам.
4. Поиск социальной поддержки.
В поведении - активное взаимодействие, общение с другими людьми.
В эмоциях - эмоциональная включенность в ситуацию, сосредоточенность на ней, обеспокоенность или угнетенность, острая потребность в защите и безопасности, сочувствии, принятии.
В когнитивной сфере - активный сбор информации с целью преодоления неопределенности, восприятие чужого опыта, постоянное проговаривание ситуации с другими с целью ослабить эмоциональное напряжение.
5. Принятие (признание) ответственности.
В поведении - неуверенные и непоследовательные действия, «впадание» в состояние беспомощности, переход в безопасную зависимую позицию с извинениями, попытками вызвать снисхождение.
В эмоциях - чувство вины с депрессивным оттенком, иногда сопровождается отчаянием, подавленностью, угрызениями совести.
В когнитивной сфере - растерянность, отсутствие четкого плана, ориентация на внешнюю оценку, неустойчивость представлений о себе, самообвинения и бесконечные проигрывания в уме случившегося, в фокусе внимания - собственная некомпетентность и застревание на ошибках, а не план действий по выходу из ситуации.
6. Бегство-избегание.
В поведении - известные способы снятия напряжения с помощью алкоголя, лекарств, сна, когда происходит непосредственная разрядка эмоционального состояния без стремления осмыслить ситуацию, пассивность, отсутствие какой-либо деятельности по изменению ситуации, уход от активных действий.
В эмоциях - тревога и эмоциональное напряжение на фоне сохранения надежды на положительный исход.
В когнитивной сфере - мысленное избегание проблемы, отказ задумываться о своей роли в ней и попытках ее решения, фантазирование о более благоприятных вариантах развития ситуации.
7. Планомерное решение проблем.
В поведении - активное взаимодействие с внешней ситуацией, с информацией и людьми, сознательные попытки решения проблемы.
В эмоциях - сосредоточенность и уравновешенность, сохранение самообладания.
В когнитивной сфере - мысленные усилия по поиску способов решения проблемы, анализ ситуации, обращение к прошлому опыту.
8. Положительная переоценка (когнитивная стратегия).
В поведении - обычное.
В эмоциях - сохранение веры, надежды и оптимизма.
В когнитивной сфере - попытки анализа ситуации, поиск смысла случившегося с фокусированием на положительных аспектах; переосмысление себя, своих отношений и жизненных ценностей; сосредоточение внимания и направление мыслей на извлечение выводов, нахождение «пользы/выгоды» из сложившейся ситуации. Обращение к Богу с целью снижения тревоги и восстановления оптимизма (силы духа) и эмоционального равновесия.
При этом Фолкман выделяет активное и пассивное копинг-поведение. Поведение, направленное на устранение или избегание угрозы (борьба или отступление), предназначенное для изменения стрессовой связи с физической или социальной средой, автор называет активным копинг-поведением. Интрапсихические формы преодоления стресса относятся к защитным механизмам, предназначенным для снижения эмоционального напряжения раньше, чем изменится ситуация, и рассматриваются как пассивное копинг-поведение. Иными словами, активная форма копинг-поведения, или активное преодоление, представляет собой целенаправленное устранение или изменение влияния стрессовой ситуации, ослабление стрессовой связи личности с окружающей средой. Пассивное копинг-поведение определяется как интрапсихические способы преодоления стресса с использованием различных механизмов психологической защиты, которые направлены не на изменение стрессовой ситуации, а на редукцию эмоционального напряжения.
В целом, большинство исследователей придерживаются единой классификации способов совладания со стрессом:
1) копинг-стратегии, воздействующие на ситуацию;
2) когнитивные стратегии, направленные на переоценку ситуации;
3) усилия, направленные на снятие эмоционального напряжения.
Совладающее поведение понимается как поведение, позволяющее субъекту с помощью осознанных действий способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией (Крюкова, 2004). Это сознательное поведение, направленное на активное взаимодействие с ситуацией – изменение ситуации, поддающейся контролю или приспособление к ситуации, если она не поддается контролю.
Специфика совладания сегодня определяется не только ситуацией или же особенностями личности – при реализации динамического подхода необходимо апеллировать к стадии развития взаимодействия субъекта с ситуацией. Л.И. Анцыферова (1994) верно отметила, что «совладание - это процесс, в котором на разных его этапах субъект использует различные стратегии, иногда даже совмещая их». Заметим, что одна и та же ситуация может требовать различных стратегий, а совершенно разные ситуации – одинаковых, поэтому «не существует таких стратегий, которые были бы эффективными во всех трудных ситуациях».
Таким образом, понимание совладания как динамического процесса предполагает учет взаимодействия личностных особенностей субъекта совладания с параметрами ситуации, требующей психологического преодоления. К личностным ресурсам совладания относят различные личностные качества, а также особенности представлений человека о самом себе. Параметры ситуации отражают социальные ресурсы, которые человек может использовать – доступность эмоциональной и инструментальной помощи со стороны окружающих, определяемой характеристиками его социальной сети.
Глава 2. Измерение копинг-стратегий
Диагностике совладающего поведения посвящено за последнее время большое количество публикаций как в западной, так и в отечественной литературе.
Диагностические методы, являясь когнитивно-поведенческими шкалами, измеряют копинг-действия или то, что человек чувствует, думает или делает в трудной ситуации. Их часто группируют в копинг-стратегии ─ связанные между собой действия, а они, в свою очередь, группируются в копинг-стили - группы стратегий, которые представляют концептуально сходные действия, близкие по смыслу.
Известны четыре основных стратегии диагностики копинг-поведения:
1) субъективный отчет испытуемого о своем поведении, выраженный через ответы на вопросы опросников и интервью;
2) наблюдение за действиями в конкретной ситуации;
3) фиксация очевидных признаков;
4) изучение документов и продуктов деятельности индивида.
Субъективный отчет является как самой распространенной, так и наименее трудоемкой стратегией: большинство западных исследователей используют самоотчет испытуемых о своем поведении как основную технологию измерения копинг-реакций и конкретных действий. Ответы на вопросы опросника дают исследователю обширные и разнообразные данные, получить которые спонтанно проблематично. Обычно респондентов просят определить стрессовую ситуацию и обозначить способы, с помощью которых они справляются со стрессом. Есл и данные, полученные с помощью опросников, дополняются материалами интервью, появляется богатство описаний и примеров, чего нельзя получить только письменным опросом.
Первая группа методов изучения копинга – интериндивидуальные измерения ─ оценивает основные копинг-стратегии как ответ на определенную напряженную ситуацию. Вопросы, используемые в этих методиках, описывают конкретные действия, подходящие в специфической ситуации.
Вторая группа методов ─ интраиндивидуальные методы – оценивает основные копинг-стратегии или реакции, которые используются в разнообразных стрессовых ситуациях. Вопросы, используемые в этих опросниках, изучают широкий диапазон возможных копинг-действий индивидов в различных стрессовых ситуациях. Испытуемых обычно просят вспомнить какую-либо недавно пережитую в реальной жизни трудную ситуацию и ответить на вопросы о том, как человек с ней справился, ссылаясь на этот определенный случай.
Третья группа методов ─ личностно-ориентированные копинг-измерения. Одним из самых известных методов этой группы стал опросник CISS ─ Coping Inventory for Stressful Situations - Копинг-поведение в стрессовых ситуациях, авторами которого являются канадские психологи Н. С. Эндлера и Дж. А. Паркера (1990).