ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ГОСУДАРСТВО. ПРАВО, ЭКОНОМИКА, ПОЛИТИКА.




ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 13.

Тема 1.6.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ГОСУДАРСТВО. ПРАВО, ЭКОНОМИКА, ПОЛИТИКА.

Выполнила:Водяницкая Виктория(группа 206)

1) Правовая и экономическая сфера. Влияние права на экономику.

2) Политические процессы в государстве.

3) Правовые формы взаимоотношений государства и общественного объединения

4) Правовые формы взаимоотношений государства и коммерческой корпорации

1. В работах советских теоретиков права проблемы правового воздействия на экономику рассматривались в основном на уровне комментариев известных положений К. Маркса и Ф. Энгельса о соотношении базиса и надстройки. По марксистскому учению соотношение права и экономики определяется общими законами соотношения экономического базиса и политико-правовой надстройки. Квинтэссенцией марксистского подхода о соотношении экономики и права можно считать известное положение из работы "К критике политической экономии". К. Маркс писал: "Мои исследования привели меня к тому результату, что правовые отношения, так же точно, как и формы государства, не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, что наоборот, они коренятся в материальных жизненных отношениях, совокупность которых Гегель, по примеру английских и французских писателей XIII века, называет "гражданским обществом", и что анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии"*(368). Говоря о вкладе К. Маркса в развитие социальной науки, Ф. Энгельс также четко подчеркнул марксистский подход к проблеме соотношения права и экономики: "Каждая данная ступень экономического развития народа или эпохи образуют основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представления данных людей и из которых они поэтому должны быть объяснены, - а не наоборот, как это делалось до сих пор"*(369). Данные положения являются принципиальными, хотя и К. Маркс, и Ф. Энгельс не трактовали их прямолинейно и вполне допускали "относительную самостоятельность" и политики, и экономики, и государства, и права.

Практическая значимость проблемы соотношения права и экономики яснее всего просматривается в возможности с помощью права воздействовать на экономику, управлять экономическими процессами, т.е. данная проблема может быть сформулирована следующим образом: каково соотношение объективного и субъективного в экономической сфере и какова специфика экономических отношений для правового воздействия.

Вполне понятно, что безоговорочное признание экономических отношений волевыми вело за собой и соответствующую практику государственного управления: с элементами внеэкономического принуждения, экономическим волюнтаризмом, нереальными планами и т.д. Признание полной объективности экономических отношений также не может быть абсолютным, так как практически бы вело к отказу от вмешательства в экономические процессы. Поэтому в теоретических работах советского периода чаще всего повторялся тезис К. Маркса о том, что человек, конечно, не в состоянии изменить объективные законы, по которым развиваются производственные отношения, однако он может либо ускорить развитие экономических отношений в соответствии с существующей объективной закономерностью, либо затормозить их*(370). Таким образом, предполагалось, что в целом объективные экономические отношения имеют некий "зазор", в котором может действовать человек, тормозя или ускоряя экономические процессы, не меняя, однако, их направленности. В соответствии с данным теоретическим положением решались и другие проблемы в теории марксизма, например, о возможности социалистических революций в странах, где не вызрели экономические условия. Такой явно выраженный экономический детерминизм ставил определенные методологические пределы для социалистического строительства, поскольку возможность воздействия на экономические отношения государство и право получали в той мере, в какой политика являлась концентрированным выражением экономики.


Воздействие права на экономику:

1. Право есть наиболее адекватная форма экономических отношений. Они могут нормально функционировать только в правовой форме. Все остальные формы (традиционная, религиозная, нравственная, директивно-государственная) не являются оптимальными, поскольку не отвечают потребностям рыночной экономики Таким образом, право - это естественная форма экономических отношений.

2. Право есть способ саморегулирования экономики, так как юридическая свобода - это важнейшее условие для выявления экономической необходимости. Производитель сам регулирует свою деятельность и делает это по праву и благодаря праву, с помощью которого его свобода закреплена и защищена.

2. Политический процесс — это функциональная характеристика политической системы, отражающая совокупность ее внутренних изменений, последовательность политических событий и целенаправленное взаимодействие реальных субъектов политики.
Применительно к обществу в целом политический процесс раскрывает взаимодействие социальных и политических структур и отношений, то есть показывает, как общество формирует свою государственность, а государство в свою очередь – «завоевывает общество. С точки зрения внутреннего содержания политический процесс выражает своего рода технологию осуществления власти, представляя собой совокупность относительно самостоятельных, локальных взаимодействий субъектов, структур и институтов, связанных теми или иными целями и интересами в поддержании (или изменении) системы правления.
Имеет смысл определить наиболее значимые особенности политического процесса.
Первая особенность заключается в том, что функции политической системы четко не отделены от функций других сфер жизни государства и общества. В этих условиях политический процесс характеризуется всепроникающей способностью политической системы, которая пронизывает все сферы жизни общества, когда даже самое простое решение принимается только властями. В свою очередь, это ведет не только к коррупции, но к еще большей опасности для государственности – криминализированной силовой сферы. Вторая особенность – довольно распространенная не структурированность самого политического процесса, вызванная высокой степенью сочетаемости и взаимозаменяемости политических ролей: депутат - министр, председатель, губернатор и т. д. Согласование позиций в законодательных и исполнительных вершинах (не говоря уже о личном участии государственных должностных лиц в финансово-промышленных проектах) приводит к тому, что: во-первых, «делать, как я» заменяется «делай, как я сказал»: менталитет менеджера заменяется менталитетом лидера; во-вторых, законодательные акты создаются не стратегическим путем (трансформацией и развитием государства), а ситуационным и тактическим.
Третья особенность - более открытая (прозрачная и, как следствие, понятная и предсказуемая) внешняя политика, а не внутренняя. Эта функция вызванатем,,,, что: менталитет лидеров недемократических государств сформировался в условиях монопольного господства одной, и вовсе не важно, какой именно идеологии, которая также развивала привычку работать в условиях относительно устойчивого социально-политического соглашения, когда, с одной стороны, мысль о менеджерах не играла никакой роли и, следовательно, не принималась во внимание, с другой стороны - было легче управлять (опять же, идеологическим перерегулированием и интеллектуальными ограничениями. переход (попытка перейти) к рыночным отношениям вызвала определенные личные интересы отдельных лиц и групп, ликвидировать которые из-за сформированных стереотипов мышления политические лидеры просто не могут. Четвертой особенностью политического процесса является отсутствие общенациональной системы связи (включающей весь спектр возможностей - от транспорта до творческих компонентов). Социальные средства массовой информации должны постоянно обеспечивать свои требования к политической системе с помощью обширной системы представления интересов самых широких слоев населения. На самом деле можно утверждать, что эпицентр рисков и угроз любой страны и, как следствие, цивилизации в целом определенно зависит от средств массовой информации.

3. В соответствии со ст. 5 ФЗ РФ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 (с посл. изм. и доп.), под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Общественные объединения могут создаваться в форме общественной организации, общественного движения, общественного фонда, общественного учреждения, органа общественной самодеятельности и политической партии.
При этом политическая партия создаетсяв целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления [1],

а иные общественные объединения создаются на основе общности интересов для реализации иных целей, указанных в уставе,всоответствии с действующим законодательством (например, церковь, профсоюзы, творческие союзы, молодежные организации, кооперативы, различные ассоциации, спортклубы и т.д.)[2].

Само появление общественных объединений свидетельствует об определённом прогрессе общества. Разнообразие интересов социальных слоев и групп требует государственно-правового регулирования.

Основными правовыми формами взаимодействия государства

с данными субъектами являются:

1) Правовое регулиров ание – регулирование общественных отношений путем приведения их в соответствие с нормами права.

2) Государственный контроль – соблюдение нормативных актов, издаваемых органами государства.

Государственный контроль за соблюдением действующего законодательства должен сочетать в себе как признание и уважение прав и свобод других субъектов, так и справедливые требования морали, кроме принуждения (ст.29 Всеобщей декларации прав человека).

Правовое регулирование деятельности общественных объединений

включает в себя ряд взаимосвязанных стадий:

1) Определение круга субъектов (участников правоотношений), наделение их свойством правосубъектности.

Для этого все общественные объединения должны быть зарегистрированы, их уставы не должны противоречить законодательству.

2) Определение границ поведения субъектов – все общественные объединения должны действовать в рамках законов государства.

3) Определение порядка ликвидации общественного объединения за нарушение уставных правил.

Государственный контроль за деятельностью общественных объединений также

включает в себя ряд стадий:

 

1) Проверка соответствия устава общественнго объединения, его деятельности законодательству.

2) Выработка на этой основе решения.

3) Доведение этого решения до исполнительных органов государства и общественного объединения.

4. Корпорация - это добровольное (на основе договора) объединение людей с целью выполнения какой-либо социально полезной деятельности, воля которого определяется групповыми интересами индивидов, входящих в его состав, и которое организационно и в имущественном отношении действует вовне как единое целое от своего имени. Это определение является общим для объединений граждан - коммерческих и некоммерческих. Объединения граждан, о которых шла речь в предыдущем параграфе, - негосударственные и некоммерческие.

Разделить организации на коммерческие и некоммерческие можно по критерию - они имеют целью получение прибыли или нет. Это различие имеет принципиальное значение и в налоговом отношении: некоммерческие организации получают определенные льготы, или вовсе освобождаются от налогов, либо получают дотации и средства от государства.

Коммерческие корпорации создаются для выполнения деятельности, которая приносит прибыль, т.е. предпринимательской деятельности. Это объединение не только людей, но и капиталов (имущества). В современном законодательстве других стран достаточно подробно регламентируются различные стороны бизнеса, включая активность разносторонних гражданских ассоциаций предпринимателей (союзов предпринимателей, торгово-промышленных палат, союзов работодателей, лоббистских ассоциаций и др.). Действующие конституции мира гораздо чаще говорят о союзах предпринимателей (безотносительно к их видов), чем об отдельных видах предпринимательских организаций.
Коллективное образование становится корпорацией, если приобретает статус юридического лица.
Необходимость управления бизнесом, его планирование — главная задача государства. Существует система государственных средств управления, поддерживающих всю систему бизнеса, систему коммерческих корпораций. В Украине разработана программа государственной поддержки предпринимательства (1993 г.). Согласно ст.42 Конституции РФ государство обеспечивает защиту конкуренции в предпринимательской деятельности, не допускает монопольного положения на рынке, неправомерного ограничения конкуренции и недобросовестной конкуренции.

Корпорации обязаны действовать с учетом определенных правовых рамок, установленных государством для коммерческого регулирования. Только в пределах этих правовых рамок коммерческие корпорации могут функционировать самостоятельно.

Отношения государства с коммерческими корпорациями строятся часто на основе партнерства, конечно, в пределах полномочий соответствующих властных структур.

Государство (в лице государственных органов и должностных лиц) действует по отношению к коммерческим корпорациям во многом так же, как и к некоммерческим общественным объединениям.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: