ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ




 

2.1 Выбор методов и методик для изучения готовности ребёнка к школьному обучению

 

Готовность к школе – сложный целостный феномен, характеризующий психофизическое состояние будущего школьника в целом. Среди ее различных психологических параметров наибольшее значение имеют: сформированость важнейших познавательных процессов и навыков, позволяющих первокласснику успешно осуществлять учебную деятельность, мотивационная готовность - сформированость внутренней позиции школьника, личностная готовность - определенное отношение к себе, своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. Основной целью психологического обследования ребенка приема в школу является распознавание его индивидуальных особенностей, а также продолжение их дезадаптации.[4]

Выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальной, эмоциональной и социальной. Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие, включающее фигуры из фона, концентрацию внимания, аналитическое мышление, возможность запоминания, умение воспроизводить образы, а также развитие сенсомоторной координации. Эмоциональная зрелость – это уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять различные задания. К социальной зрелости относится потребность в общении со сверстниками и умение подчинить свое поведение законам детских групп, а также способность исполнить, роль ученика в ситуации школьного обучения.

В основе этих параметров создаются тесты для определения школьной зрелости.[13] Диагностика готовности – это не более чем поиск ответа на вопрос, будет ли ребенок успешно усваивать программу, справляться с учебной, социальной, эмоциональной и психофизической нагрузкой.

Целью исследования было изучить формирование психологической готовности ребенка к школьному обучению. Для этого мы воспользовалась несколькими методиками:

Методика 1. Степень психосоциальной зрелости (тестовая беседа, подложенная С.А. Банковым) (Приложение № 2) данная методика предполагает изучение психосоциальной зрелости ребенка.

Полученные результаты.

 

Таблица 1.

  Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
1. Никита А.     +
2. Роберт А.   +  
3. Саша А.   +  
4. Кристина Б.   +  
5. Алеша Б. +    
6. Регина В. +    
7. Надя В. +    
8. Петя Е.   +  
9. Нияз И.   +  
10. Артем К. +    
11. Алина Л. +    
12. Артем Л.   +  
13. Саша С.   +  
14. Ира М.   +  
15. Лена П.   +  
16. Маша П. +    
17. Вова С.     +
18. Шариф Х.     +
19. Владик Ч.     +
20. Айрат Ш.   +  

 

Как видно из таблицы 1:

6 человек – высокий уровень, дети, которые считаются школьно-зрелыми;

10 человек – средний уровень; 4 человека - низкий уровень психосоциальной зрелости.

Методика 2. Определение школьной зрелости по тесту

Керна – Йирасека (Приложение № 3)

Тест включает в себя три задания: рисование фигуры по представлению, копирование фразы из письменных букв, срисовывание точек в определенном пространственном положении.

Эти задания дают общее представление об уровне психического развития ребенка, его способности к подражанию, о выраженности тонкодвигательных координации. Без развития последних невозможно формирование навыков письма, развитие второй сигнальной системы и абстрактного мышления и речи.

Полученные результаты:

 

Таблица 2.

  Высокий уровень Средний уровень Ниже среднего Низкий уровень Очень низкий
1. Никита А.       +  
2. Роберт А.   +      
3. Саша А.   +      
4. Кристина Б.   +      
5. Алеша Б.   +      
6. Регина В. +        
7. Надя В. +        
8. Петя Е.   +      
9. Нияз И. +        
10. Артем К. +        
11. Алина Л. +        
12. Артем Л.   +      
13. Саша С. +        
14. Ира М.   +      
15. Лена П.   +      
16. Маша П. +        
17. Вова С.   +      
18. Шариф Х.       +  
19. Владик Ч.   +      
20. Айрат Ш.   +      

 

Как видно из таблицы 2: 7чел – высокий уровень

11чел – средний уровень

2 чел – низкий уровень

Методика 3. Уровень умственной работоспособности по корректурным

пробам (Приложение 4).

Важным критерием школьной зрелости, т.е. готовности к школе, является уровень сформированность произвольного внимания.

Полученные результаты.

 

Таблица 3.

  Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
1. Никита А.     +
2. Роберт А.   +  
3. Саша А.   +  
4. Кристина Б.   +  
5. Алеша Б.   +  
6. Регина В. +    
7. Надя В. +    
8. Петя Е.     +
9. Нияз И. +    
10. Артем К. +    
11. Алина Л. +    
12. Артем Л.   +  
13. Саша С. +    
14. Ира М.   +  
15. Лена П.   +  
16. Маша П. +    
17. Вова С.     +
18. Шариф Х.   +  
19. Владик Ч.     +
20. Айрат Ш.   +  

 

Как видно из таблицы 3:

7 человек – высокий уровень;

9 человек - средний уровень;

4 человека – низкий уровень.

Методика 4. Диагностика уровня восприятия. Методика «Чего

нахватает?» (Приложение 5)

Ребёнку предлагается 7 рисунков. На каждом из которых не хватает какого-то важного элемента.

Полученные результаты.

 

Таблица 4.

  Очень высокий Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
1. Никита А.       +
2. Роберт А.     +  
3. Саша А.     +  
4. Кристина Б.   +    
5. Алеша Б.   +    
6. Регина В.   +    
7. Надя В.   +    
8. Петя Е.     +  
9. Нияз И.   +    
10. Артем К.   +    
11. Алина Л. +      
12. Артем Л.       +
13. Саша С.     +  
14. Ира М.     +  
15. Лена П.     +  
16. Маша П. +      
17. Вова С.     +  
18. Шариф Х.     +  
19. Владик Ч.       +
20. Айрат Ш.     +  

 

Как видно из таблицы 4:

2 чел – очень высокий уровень;

6 чел – высокий уровень;

9 чел – средний уровень;

3 чел – низкий уровень.

Методика 5. Исследование зрительного восприятия при помощи пробы

«Назови фигуры» (Приложение 6).

Зрительное восприятие детей определяется скоростью запоминания и аккредитивное воспроизведение считываемого с доски материала, а также с учебника и других пособий. От уровня зрительного восприятия детей зависят методы работы учителя, количество и характер наглядных пособий, правильный их подбор, время и место их применения на уроке. По тому важно определить и развивать уровень зрительного восприятия.

Методика 6. Определение слухового восприятия с помощью пробы

«Понимание текста» (Приложение 7).

Слуховое восприятие определяет понимание и усвоение услышанного материала. Уровень слухового восприятия можно выявить, если попросить ребёнка рассказать, как он понял прочитанный текст.

Полученные результаты.

 

Таблица 5.

  Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Зрит. Слух. Зрит. Слух. Зрит. Слух.
1. Никита А.       + +  
2. Роберт А.     + +    
3. Саша А.   + +      
4. Кристина Б.     +      
5. Алеша Б.     + +    
6. Регина В. + +        
7. Надя В. + +        
8. Петя Е.       + +  
9. Нияз И. + +        
10. Артем К.   + +      
11. Алина Л. + +        
12. Артем Л.       + +  
13. Саша С. +     +    
14. Ира М.     + +    
15. Лена П.     + +    
16. Маша П. + +        
17. Вова С.     + +    
18. Шариф Х.     + +    
19. Владик Ч.       + +  
20. Айрат Ш.   + +      

 

Как видно из таблицы 5:

Зрительное восприятие:

6 чел – высокий уровень;

10 чел – средний уровень;

4 чел – средний уровень.

Слуховое восприятие:

8 чел – высокий уровень;

12 чел – средний уровень.

Методика7. Методика для диагностики уровня развития

наблюдательности (Приложение 8).

Надо приготовить 2 картинки, несложные по сюжету и количеству деталей. Картинки эти должны быть одинаковы, кроме заранее предусмотренных 5-10 деталей - различия.

Ребёнок рассматривает 1-2 мин обе картинки, затем он должен рассказать о найденных им отличиях.

Полученные результаты.

 

Таблица 6.

  Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
1. Никита А.     +
2. Роберт А.   +  
3. Саша А.   +  
4. Кристина Б.     +
5. Алеша Б.     +
6. Регина В.   +  
7. Надя В.   +  
8. Петя Е.     +
9. Нияз И.   +  
10. Артем К.   +  
11. Алина Л. +    
12. Артем Л.     +
13. Саша С.   +  
14. Ира М.   +  
15. Лена П.   +  
16. Маша П. +    
17. Вова С.     +
18. Шариф Х.     +
19. Владик Ч.     +
20. Айрат Ш.   +  

 

Как видно из таблицы 6:

2 чел – высокий уровень;

10 чел – средний уровень;

8 чел – низкий уровень.

Методика 8. Диагностика памяти. Слуховая память изучается с помощью методика «10 слов» (Приложение 9).

Методика 9. Зрительная память. Использование методики Д. Векслера (Приложение 10).

Полученные результаты.

 

Таблица 7.

  Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Зрит. Слух. Зрит. Слух. Зрит. Слух.
1. Никита А.     + +    
2. Роберт А.   + +      
3. Саша А. + +        
4. Кристина Б.     + +    
5. Алеша Б.     + +    
6. Регина В. +     +    
7. Надя В.   + +      
8. Петя Е.       + +  
9. Нияз И. +     +    
10. Артем К. + +        
11. Алина Л. + +        
12. Артем Л.     + +    
13. Саша С.     + +    
14. Ира М.       + +  
15. Лена П.   + +      
16. Маша П. + +        
17. Вова С.         + +
18. Шариф Х.     + +    
19. Владик Ч.       + +  
20. Айрат Ш.     + +    

 

Как видно из таблицы 7:

Зрительная память:

7 чел – высокий уровень;

12 чел – средний уровень;

1 чел – низкий уровень.

Слуховая память:

6 чел – высокий уровень;

10 чел – средний уровень.

4 чел – низкий уровень;

Результат исследования представлен в диаграмме:

Диагностика готовности к школе.


 

С целью статистического подтверждения полученных данных нами были использованы следующие методы: выборочное среднее значение, представляющее собой среднюю оценку изучаемого в эксперименте психологического качества, а также были найдены дисперсионные характеристики наших полученных данных, которые позволяют сделать нам вывод, насколько частные значения отклоняются от средней величины в данной выборке. Чем выше дисперсионные значения, полученные нами, тем больше отклонения или разброс данных. Также нами был проведен корреляционный анализ полученных данных, который позволяет судить о наличие существенной взаимосвязи между двумя массивами данных. В частности мы использовали метод линейной корреляции, позволяющий установить прямые связи между переменными величинами по их абсолютным значениям.

В результате проведенного статистического исследования были получены следующие данные.


Таблица. Выборочное среднее значение и данные дисперсии

Ф.И.О.                  
  Никита А.                  
  Роберт А.                  
  Саша А.                  
  Кристина Б.                  
  Алеша Б.                  
  Регина В.                  
  Надя В.                  
  Петя Е.                  
  Нияз И.                  
  Артем К.                  
  Алина Л.                  
  Артем Л.                  
  Саша С.                  
  Ира М.                  
  Лена П.                  
  Маша П.                  
  Вова С.                  
  Шариф Х.                  
  Владик Ч.                  
  Айрат Ш.                  
Выборочное среднее значение 22,2 1,85 2,15 6,55 4,2 3,9 1,7 4,2 3,7
Данные дисперсии 9,8 0,7 0,5 3,8 1,9   1,04 1,9  

 

1- степень психосоциальной зрелости

2- школьная зрелость

3- уровень умственной работоспособности по корректурным пробам

4- уровень восприятия

5- зрительное восприятие «Назови фигуры»

6- слуховое восприятие «Назови фигуры»

7- уровень развития наблюдательности

8- зрительная память по методики Векслера

9- Слуховая память по методике Векслера

Из данных таблицы видно, что наиболее ярко выраженные отличия по дисперсионным данным наблюдаются по следующим параметрам: 1, 4, 3, 5, 8.

Данные линейной корреляции можно представить в виде следующей таблице.

 

Таблица. Данные линейной корреляции

                 
                   
  -0,0266                
  0,4165 -0,69              
    0,8453 0,6933            
  0,3961 0,8198 0,4310 0,735          
  0,3277 0,5025 0,6706 0,668 0,588        
  -0,42623 0,8782 0,4614 0,648 0,736 0,58      
  0,1447 0,6193 0,757 0,579 0,591 0,732 0,624    
  -0,0314 -0,302 0,354 0,229 0,162 0,324 0,559 0,411  

 

1- степень психосоциальной зрелости

2- школьная зрелость

3- уровень умственной работоспособности по корректурным пробам

4- уровень восприятия

5- зрительное восприятие «Назови фигуры»

6- слуховое восприятие «Назови фигуры»

7- уровень развития наблюдательности

8- зрительная память по методики Векслера

9- Слуховая память по методике Векслера

Из приведенных выше данных видно, что наиболее сильные взаимосвязи существуют между следующими параметрами: 1-4, 2-3, 2-5, 2-7, 3-4, 3-6, 3-8, 4-5, 5-7, 6-8 – уровень значимости для всех значений одинаков и равен Р=0,001. Это говорит о взаимозависимости этих параметров друг от друга, т.е. наличие одного параметра у ребенка может служить предпосылкой формирования другого и наоборот. Т.к данные корреляционного анализа являются положительными, то и взаимосвязь между зависимыми параметрами является прямопропорциональной. Данные корреляционного анализа представлены в виде корреляционной плеяды в приложении № 11.

Исходя из данных, полученных с помощью методов математической обработки можно увидеть, что результаты и выводы дипломной работы нашли подтверждение в методах математической обработки данных.

 

2.2 Психокоррекционная работа со школьниками на этапе адаптации

 

Коррекционная программа для младших школьников подготовлена кандидатом психологических наук Н.Л. Васильевой.

Цель: преодоление интеллектуальных трудностей при обучении в школе, развитие творческого потенциала каждого ученика.

В группу вошли дети с низкими показателями произвольности, форсированности учебных действий и тонкой моторики руки.

Занятия проводились 2 раза в неделю по 45-50 мин. Каждое занятие было просвещенно развитию различных психических процессов и организовывались по традиционной для всей программы схеме: ритуал приветствия, рефлексия, основная часть рефлексия, ритуал прощания.

Начиналось занятие куплетом песни, которая выбиралась ребятами по своему настроению и или общим рукопожатием с пожеланием всем здоровья и добра. Как правило им не составляло труда вспомнить предыдущее занятие и свои впечатления о различных играх. Общее отношение детей к занятиям менялось. В начале они охотно бежали в кабинет, не спрашивая о предстоящем занятии, а затем – стали интересоваться содержанием. Если не предполагалось проведение полюбившихся им упражнений, шли с неохотой. В такие дни приходилось прилагать дополнительные усилия для повышения их заинтересованности (это и включение в программу понравившихся игр, и вручение медалек «Самая серьёзная», «Самая догадливая», и др.)

Из упражнения на развитие внимания особенно понравилось «Живая картина» во время занятий на развитие мышления удивление вызывало задание перечислить возможные виды использования кирпича. К концу занятий дети стали гораздо быстрее принимать условия работ, повышалась их внимательность, о чём свидетельствует доброта и правильность выполнения достаточно сложных заданий.

В программе цикла «Развивающие игры» представлено 12 занятий. Каждое занятие нацелено на преимущественную тренировку одного из психических процессов.

Занятие 1. Знакомство.

Цель занятия: Создание атмосферы психологической безопасности, сплочённости группы.

1. Знакомство. Каждый участник по кругу называет своё имя. Второй круг проводится с повторение трех имен: имени соседа справа, своего имени и имени соседа слева.

2. Путаница

3. Коррекционная проба

4. Совместный рисунок

5. Колечко

6. Письмо

Занятие 2. Внимание.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: