Направление 40.03.01 «Юриспруденция» 2 курс (бакалавриат) на базе среднего общего образования
Профиль – правоприменительная деятельность
Методические рекомендации по подготовке курсовых работ
Настоящие методические рекомендации по выполнению, структуре и оформлению курсовых работ разработаны в соответствии со СТАНДАРТОМ ОРГАНИЗАЦИИ СТО 1.04.01-2012 «КУРСОВЫЕ РАБОТЫ(проекты) И ВЫПУСКНЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ», выполняемые в СГУ.
Курсовая работа является специальной формой самостоятельной учебной работы студента, содержащей научные элементы, которая предназначена для решения теоретических и практических задач.
Курсовая работа, как правило, содержит вопросы правового регулирования рассматриваемой тематики, в том числе международные нормы и зарубежный опыт, доктринальные научные взгляды, проблемы правоприменительной практики, авторские выводы и предложения по совершенствованию законодательства и правоприменению.
Работа над курсовой способствует закреплению и углублению профессиональных компетенций, приобретению навыков публичной защиты и в дальнейшем - подготовки и защиты выпускной квалификационной работы.
Процесс подготовки курсовой работы условно можно разделить на следующие этапы:
1. Выбор темы курсовой работы
2. Получение письменного задания от научного руководителя
3. Написание и оформление курсовой работы
4. Представление курсовой работы на кафедру в письменном и электронном виде
Курсовая работа выполняется под руководством научного руководителя, назначаемого кафедрой. Выбор темы курсовой работы осуществляется в соответствии с примерными темами, предлагаемыми на выпускающей кафедре. Студент вправе самостоятельно сформулировать и предложить тему курсовой работы, которая должна быть согласована с научным руководителем, исходя из ее актуальности и соответствия требованиям компетенций по дисциплине.
|
Научный руководитель составляет задание на курсовую работу и передает на кафедру, которая выдает его студенту. В задании должен быть указан примерный план курсовой работы, а также перечень нормативных актов и дополнительной литературы, необходимых для раскрытия темы работы. В конце задания научный руководитель устанавливает срок предоставления курсовой работы на кафедру.
На протяжении всей работы над курсовой, студент может обратиться к научному руководителя за консультацией для разъяснения, уточнения и корректировки плана и содержания курсовой работы.
Структурными элементами курсовой работы являются: титульный лист (оформляется в соответствии со СТАНДАРТОМ ОРГАНИЗАЦИИ СТО 1.04.01-2012), содержание, ведение, основная часть, заключение, библиографический список, приложения (при необходимости). Каждый структурный элемент оформляется с новой страницы.
Во введении обосновывается актуальность тематики, степень научной разработанности, цели, задачи работы, объект и предмет исследования, нормативная база, методы научного исследования, структура работы.
Основная часть состоит, как правило, из 3-4 глав, названия которых не должны дублировать тему курсовой работы, а призваны раскрыть ее содержание в соответствии с поставленными во введении задачами. В конце каждой главы следует делать соответствующие выводы.
|
Текст работы должен быть кратким, лаконичным, четким, логически последовательным. В работе должны применяться устоявшиеся юридические понятия и термины, общепринятые в научной и учебно-методической литературе. Вопросы и проблемы, исследуемые в работе, должны содержать различные научные подходы и точки зрения, элементы дискуссии и полемики, а также критически обоснованный авторский анализ.
Основными ориентирами содержательной части курсовой работы могут служить соответствующие разделы учебной литературы, научные труды, нормативно-правовые акты, регулирующие соответствующие правоотношения, а также правоприменительная практика.
При изучении проблемы в рамках тематики курсовой работы, следует рассмотреть соответствующий понятийный категориальный аппарат, провести развернутое изложение сути вопроса, начиная с правового регулирования, взглядов ученых на правовые дефекты, пробелы, коллизии и проблемы правоприменения. В работе следует использовать статистические и социологические данные, решения судебных органов и органов власти.
При рассмотрении вопросов правового регулирования, необходимо ссылаться на действующие нормативные акты: нормы Конституции РФ, международные акты, законы и подзаконные акты. При изучении ретроспективы вопроса, следует ссылаться на акты, ранее регулировавшие правоотношения, с обязательным указанием в сноске их статуса как утративших силу (например[1]).
Основными источниками информации могут служить: официальный интернет-портал правовой информации https://www.pravo.gov.ru; Российская газета, Собрание Законодательства Российской Федерации, Парламентская газета; справочно-правовые системы «Гарант», «КонсультантПлюс», содержащие информационные банки нормативных актов, статьи в научных журналах, учебники; официальные сайты органов власти и СМИ; электронная библиотека диссертаций disserCat и сайт ВАК Минобрнауки РФ, содержащий объявления о предстоящих защитах диссертаций с размещением текстов авторефератов (https://vak.ed.gov.ru/); ресурсы научной электронной библиотеки «Elibrari.ru»; информационные ресурсы библиотеки СГУ и иных библиотек; литература, представленная в библиотеке юридического факультета СГУ (монографии, учебники и учебные пособия, сборники научных статей).
|
В заключении указываются основные результаты работы и краткие выводы, делаются предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики.
Библиографический список оформляется в соответствии с прилагаемым образцом и должен включать в себя, как правило, следующие структурные элементы:
- нормативные правовые акты
- международные акты и международные договоры
- нормативные акты, утратившие силу
- иные документы
- учебники, монографии, статьи
- диссертации, авторефераты диссертаций
- информационные ресурсы
Количество источников, как правило, должно быть не менее 10. Источники, указанные в библиографическом списке, должны быть упомянуты и содержать ссылки в основной части курсовой работы. Сноски в тексте располагаются с абзацного отступа в конце страницы автоматически с постраничной нумерацией через один интервал 10 пт (кеглей).
Нормативные акты оформляются по следующей схеме: наименование: статус дата № (последняя редакция) // источник опубликования. год. №. ст. – первой редакции; источник опубликования (при его изменении). год. №. ст. – последней редакции (см. образец в Приложении).
При оформлении нормативных актов в библиографическом списке, их располагают в иерархическом порядке: Конституция РФ, декларации, законы о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы (законы РФ), законы субъектов РФ, подзаконные акты, судебные решения.
В приложение, как правило, включаются материалы, которые по каким-либо причинам не могут быть размещены в основной части работы (таблицы, графики, иллюстрации, проекты нормативных актов и т.п.).
Правила оформления курсовой работы:
- выполняется на бумаге формата А4 шрифтом Times New Roman через полтора интервала 14 пт (кеглей);
- текст в печатном виде с соблюдением полей: левое – 25 мм, правое – 15 мм, верхнее и нижнее – 20 мм;
- содержание, введение, названия глав, заключение, библиографический список печатаются заглавными буквами с новой страницы.
Объем курсовой работы, как правило, составляет 20-30 стр. Титульный лист включается в нумерацию, но без номера страницы. Сквозная нумерация оформляется в правом нижнем углу со второй страницы арабскими цифрами. Приложения также включаются в постраничную нумерацию.
Подготовленная работа представляется студентом не позднее указанного в задании срока на кафедру в письменном и электронном виде. Письменная работа должна быть прошита, на последней странице ставится личная подпись автора и дата ее завершения. Работа регистрируется и передается научному руководителю для оценки.
Электронный вариант курсовой работы проверяется на уникальность с помощью системы «Антиплагиат». Процент оригинального авторского текста должен быть не менее 50 %.
Приложение