Профессиональные качества специалиста по социальной работе




ценность социальный профессиональный работник

Процесс профессионального развития социального работника представляется как постепенное приобретение профессионально значимых характеристик, овладение профессиональными знаниями и умениями, ролевыми функциями.

Профессиональное развитие социального работника во многом зависит от уровня знаний, воплощающих в себе методическое мастерство.

Специалист в области социальной работы должен знать понятия и категории, принципы и закономерности, формы и уровни социальной работы, специфику познания, прогнозирования и проектирования социальной работы; сущность, содержание, инструментарий, методы и виды технологий социальной работы в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения; профессионально-этические, организационно-управленческие и экономические основы и проблемы социальной работы; основы психологии, виды и технологии психосоциальной работы; основы педагогической теории и деятельности, основные формы и методы социально-педагогической работы в социальных учреждениях и службах [4, c. 123].

В нашей стране сложилась сложная система тарификации работников. В области социальной работы могут быть профессионалы с разным уровнем квалификации. В данной сфере существуют исполнители (социальные работники), осуществляющие социальное обслуживание населения, и специалисты (эксперты), выполняющие управленческие функции. Требования к их профессиональному мышлению существенно отличаются.

Единый стандарт, объединяющей всех работников социальной среды, заключается в объективном отношении к каждому человеку, в приятия клиента таким, какой он есть.

Соц. работа как деятельность, выдвигает особые требования для специалистов данной сферы. Становление специалиста как профессионала своей деятельности должно базироваться на формирование его этико-аксиологического мировоззрения. Личность социального работника должно базироваться на следующих ценностях:

 гуманизм;

 принятие человека таким, какой он есть;

 активность в реализации помощи человеку.

Гуманизм как главная ценность в социальной работе, должен присутствовать не только в профессиональной сфере социального работника, но и во всей его жизни.

В общем профессиональное этико-аксиологическое осознание отдельного социального работника можно представить в виде совокупности ценностных идей, убеждений, установок, потребностей, ориентаций и т.п., обосновывающих идеал и иерархию ценностей и включающих в себя следующие идеальные и реальные компоненты:

· мировоззренческую, сложившуюся благодаря философии, риторики, этики;

· социокультурную, на которую влияют все происходящие процессы в обществе, в настоящее время;

· профессиональную, сложившуюся благодаря изучению теоретической части и прохождению различных практик;

· социально-групповую, сложившуюся вследствие принадлежности личности к определенной социальной группе и усвоения ею определенных взглядов, стереотипов, ролей и статусов;

· личностную, выступающую как результат становления и саморазвития специалиста. [8, c. 44-46].

Личность социального работника целостна. Те качества, которых требует от специалиста профессиональная деятельность, не исчезают за пределами учреждения социальной защиты, они присутствуют в его поведении и действиях постоянно, в любых ситуациях и отношениях, формируя в общественном мнении облик социального работника как высоконравственной личности, гражданина.

Е.И. Холостова среди важных личностных качеств социальных работников выделяет следующие моральные качества:

· гуманистическая направленность личности;

· личная и социальная ответственность;

· доброта и справедливость;

· чувство собственного достоинства и уважение достоинства других людей;

· готовность понять других и прийти к ним на помощь.

Представляется интересной позиция и Г.П. Медведевой [7, с. 84-94] связывать нравственное поведение социального работника с «нравственными и душевными» качествами его личности. Это такие качества, как честность, совесть, объективность, справедливость, тактичность, внимательность и наблюдательность, терпимость, выдержка и самообладание, доброта, любовь к людям, самокритичность, адекватность самооценки, терпение и многие другие.

 


 

Заключение

 

Социальная работа в России развита недостаточно, несмотря на острую нехватку профессионалов именно этой сферы. В то время как страны Европы и Америки уже давно осознали значимость специалистов социальной работы, в нашей стране все находится на начальной стадии. Мы привыкли, что человек-специалист, выполняет свою работу с максимальной точностью, при этом редко учитывается его нравственные качества. Однако именно эти качества являются базовыми и самыми важными для социальных работников, которые сталкиваются с различными трагичными ситуациями людей и должны их решить.

Отсюда основные ценности профессиональной подготовки в области социальной работы заключается в следующем:

· Понимать сущность феномена помощи в его историческом, социальном, психологическом значении;

· Знать симптоматику социальных болезней как факторов, нарушающих гармоническое взаимодействие индивида с обществом, окружающим его миром людей;

· Владеть техниками психосоциальной помощи в их индивидуальных, групповых и общинных формах.

Социальная работа относится к тем редким видам профессиональной деятельности, где зачастую не профессиональные знания и навыки, а личные качества специалиста во многом определяют успешность и эффективность работы.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: