Цели и задачи учебной дисциплины. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы. Вырабатываемые компетенции




Рабочая программа дисциплины (модуля)

Б1.В.ОД.2 «Новые направления в отечественной и зарубежной лингвистике »

 

Направление: 45.06.01 / Языкознание и литературоведение

(шифр) (название)

 

Программа: Русский язык

 

Квалификация: Исследователь. Преподаватель-исследователь

Кафедра: Общего и русского языкознания

Форма обучения: Очная

(очная/очно – заочная/ заочная)

 

Курс обучения 1

Семестр обучения: 1

 

Москва 2016

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования № 903 по направлению подготовки 45.06.01 – Языкознание и литературоведение, утвержденным приказом Министерства образования и науки от 30. 07. 2014 и на основании рабочего учебного плана направления подготовки 45.06.01 – Языкознание и литературоведение, утвержденного Ученым советом вуза ___________________г.

Разработчик:

О.А.Радченко, доктор филологических наук, профессор кафедры общего и русского языкознания ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина»

Рецензенты:

 

Программа одобрена на заседании кафедры общего и русского языкознания.

Протокол № ______ от «_____» _______________ 2016 г.

 

Зав. кафедрой ______________________________ д.ф.н., проф. Киров Е.Ф.

 

Декан факультета _______________________ к.ф.н., доц. Щербаков А.В.

 

Цели и задачи учебной дисциплины. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы. Вырабатываемые компетенции

1.1. Цель преподавания учебной дисциплины формирование системного представления о состоянии современной лингвистики, ее отдельных школ и направлений, их методологии, основных представителях и научных результатах, перспективах их дальнейшего развития, базовых концепциях и теоретических системах в отечественной и зарубежной теории языка.

1.2. Задачи изучения учебной дисциплины:

 

· систематизировать сведения о состоянии современной теории языка,

· установить специфику развития разнообразных концепций лингвистики в России и за рубежом,

· ознакомить с принципами, тенденциями и парадигмами в современном языкознании, сведениями о релевантных персоналиях в отечественной и зарубежной теории языка,

· расширить и углубить общефилологические знания и подготовить аспирантов к дальнейшей исследовательской деятельности в рамках их научного проекта.

Учебная дисциплина представляет собой одну из фундаментальных дисциплин теоретической подготовки аспирантов по направлению «Языкознание и литературоведение». Она продолжает изучение теоретических аспектов изучения языка как феномена, начатое на этапе бакалавриата и магистратуры. Работа на лекциях дополняется составлением библиографий, написанием текстов и созданием презентаций по тематике курса. Полученные в результате знания призваны стать основой для всей последующей научной и профессиональной деятельности.

1.3. Место дисциплины в структуре ОП:

Дисциплина «Новые направления в отечественной и зарубежной лингвистике» (далее – Дисциплина) находится в вариативной части блока 1 учебного плана. Приступая к изучению данной дисциплины, обучающийся должен иметь базовые знания по основам языкознания, философии, истории цивилизаций, а также по ряду дисциплин внутренней (фонологии, грамматографии, этимологии, лексикологии, типологии изучаемых языков) и внешней лингвистики (социолингвистике, психолингвистике, философии языка). Компетенции, полученные в результате освоения Дисциплины, являются необходимыми для изучения философии науки, психолингвистики, основ герменевтики, теории текста, а также для написания выпускной квалификационной работы.

Дисциплина изучается на 1 курсе во 1 семестре и завершается зачетом.

 

1.4. Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины:

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть знаниями, умениями и навыками в целях приобретения следующих компетенций:

 

Результаты освоения образовательной программы (Код и формулировка компетенций) Уровень освоения компетенции Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (в целях формирования названной компетенции)
УК-2 Обладать способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки базовый Знать:принципы и исторические закономерности развития языкознания, место и роль конкретных концепций и парадигм в отечественной и зарубежной лингвистике, характер взаимодействия новых течений с лингвистической традицией; места и условия возникновения и развитие новых лингвистических институтов и проектов; примеры многофакторно обусловленных лингвистических явлений и структур Уметь:устанавливать взаимосвязи между историческими феноменами и сменой парадигм в языкознании, выделять идеи и принципы, положенные в основу конкретного лингвистического учения Владеть:целостным системным представлением о процессе формирования и обогащения лингвистического знания в отечественной и зарубежной лингвистике
УК-3 – Обладать готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач базовый Знать:основные научные достижения в области теории языка, результаты и перспективы развития известных отечественных и зарубежных лингвистических парадигм, школ и направлений Уметь: критически анализировать современные научные достижения в различных лингвистических областях, выявлять взаимосвязь исследований конкретных ученых с их научными школами и центрами Владеть:методами сопоставительного анализа научной литературы на родном и изучаемых иностранных языках, критического анализа и метакритики научных публикаций в различных областях лингвистики, поиска информации о современном состоянии лингвистических исследований в различных научных центрах в России и за рубежом
ОПК-2 – Обладать готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования базовый Знать:принципы и методы осуществления преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования в части обучения теории языка Уметь:критически оценивать валидность методов презентации и анализа лингвистического знания применительно к различным парадигмам в науке о языке, находить релевантную информацию о конкретных персоналиях, школах, направлениях в лингвистике, извлекать из анализа различных концепций структурные и содержательные составляющие их методологии для последующего использования в своей преподавательской работе Владеть:навыками и методами самостоятельного поиска, систематизации, анализа и презентации сведений о различных направлениях в российской и зарубежнойлингвистике с использованием новых информационно-коммуникационных технологий
ПК-2 - Обладать способностью и готовностью к творческой работе по сознательному изучению языковых фактов базовый Знать:основные современные направления в лингвистике, представленные в релевантных научных публикациях, используемые ими методы анализа языковых фактов Уметь:анализировать методы научных исследований, представленные в научной литературе в конкретной области лингвистики, в теоретическом, практическом, социокультурном и сопоставительном аспектах на родном и изучаемых языках, ориентироваться в отечественной и зарубежной научной периодике, как бумажной, так и электронной; ориентироваться в профессиональных сегментах сети Интернет; творчески и обоснованно применять различные лингвистические теории в своей исследовательской работе и в представлении ее результатов; представлять свои результаты в научной периодике и на научных встречах, в том числе международных. Владеть:основными современнымиметодами научного анализа с целью их использования в собственной научной работе
ПК-4 – Обладать способностью анализировать языковые факты в соответствии с избранной методикой базовый Знать:основные принципы научного анализа языковых фактов, основы научной этики, источники информации по избранной теме и способы их поиска и использования Уметь:производить поиск языкового и речевого материала по теме исследования, подвергать его всестороннему анализу, извлекать из него доказательство или опровержение собственной научной гипотезы, обобщать и делать выводы из проведенного лингвистического анализа Владеть:методами научного анализа, релевантными для области теории языка, в которой выполняется научное исследование, методами поиска языковых фактов в релевантных источниках

 

1.5. Объем дисциплины по видам учебных занятий:

Вид учебной работы Всего часов/ зачетных единиц
Аудиторные занятия (всего)  
В том числе:  
Лекции  
Практические занятия (ПЗ)  
Лабораторные работы (ЛР)  
Самостоятельная работа (всего)  
В том числе:  
Работа с учебной литературой  
Решение задач проблемно-поискового характера  
Подготовка презентаций  
Вид промежуточной аттестации 3ачет
Общая трудоемкость часы/ зачетные единицы  
 

 

Содержание учебной дисциплины

2.1.Содержание учебной дисциплиныи лекционных занятий

2.1.Содержание учебной дисциплиныи лекционных занятий

№ п/п Раздел учебной дисциплины Виды учебной деятельности (в часах) Учебно-методические материалы Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра). Формы промежуточной аттестации (по семестрам) Компетенции
Лекции / в том числе в интерактивной форме Практические занятия / в том числе в интерактивной форме
             
1. Объект, предмет, цели и задачи современной лингвистики. Место лингвистики в системе гуманитарных и естественных наук. Роль языка в формировании общей культуры личности и социуме. Современная лингвистика в свете парадигмальной теории Т. Куна. Понятия «научной парадигмы» и «научной революции». Факторы, определяющие смену парадигм в науке. Отличительные парадигмальные черты современной лингвистики: экспансионизм, антропоцентризм, функционализм, экспланаторность. Общая характеристика основных лингвистических направлений и школ. Тенденции в формировании ключевых направлений лингвистических исследований в ХХ веке. Эволюция в понимании базовых лингвистических дефиниций. 2/1   О-1 О-2 З УК-2 УК-3 ОПК-2 ПК-2 ПК-4
2. Политическая лингвистика Лингвистика и политика. Политическая лингвистика как междисциплинарная область знания. Политическая лингвистика и политическая коммуникация. Объект и предмет политической лингвистки. Функциональное назначение политической лингвистики. Методологические направления политической лингвистики. Методы политической лингвистики. Базовые категории политической лингвистики. Исследование языковых, текстовых или дискурсивных феноменов. Исследование современного политического языка. Исследование общих закономерностей политической коммуникации. Исследование институционального, медийного и иных разновидностей политического дискурса. Сопоставительные и несопоставительные исследования.   2/1 О-1 О-2 С1 З УК-2 УК-3 ОПК-2 ПК-2 ПК-4
3. Прикладная лингвистика Прикладная лингвистика как научное направление, специализирующееся на решении практических задач, связанных с изучением языка, а также на практическом использовании лингвистической теории в других областях. Судебная лингвистика. Юрислингвистика. Особенности функционирования языка в правовой сфере (работы В.Н. Базылева, А.Н. Баранова, Ю.А. Бельчикова, Е.И. Галяшиной, Н.Д. Голева, М.В. Горбаневского, Т.В. Губаевой, В.И. Жельвиса, В.И. Карасика, А.А. Леонтьева, М.А. Осадчего, Ю.С. Сорокина, Б.Я. Шарифуллина и др.). Юрислингвистика как специфическая отрасль лингвистического знания. Обусловленность ее появления возросшей необходимостью повышения уровня массового правосознания в современных исторических условиях, а также существованием социального заказа на исследование юридических аспектов функционирования языка как на уровне отдельных инвективных единиц, так и в целом конфликтогенных по своей природе текстов. Понятие речевого конфликта и его виды. Речевой конфликт в аспекте текстоведения и юрислингвистики. Лингвистическая транслятология. Современный машинный перевод. Предпосылки возникновения и развитие машинного перевода (МП). Последовательность формальных операций, обеспечивающих анализ и синтез в системе машинного перевода. Стратегии машинного перевода. Автоматизированные и полуавтоматизированные системы перевода. Области использования машинного перевода. Важнейшие системы машинного перевода. Лингводидактика. Компьютерная лингводидактика. Дидактическая концепция обучения на основе компьютерных технологий. Принципы создания электронных учебных средств. Классификация электронных средств учебного назначения. Электронные учебники, словари, учебно-методические материалы. Мультимедиа в помощь филологу. Использование инновационных технологий при проведении научно- исследовательской работы. Актуальные направления прикладной лингвистики в российском и зарубежном языкознании. 2/1   О-1 О-2 З УК-2 УК-3 ОПК-2 ПК-2 ПК-4
4. Исследование языков животных Ранняя система тестов (начало 20-го века), выявляющая способности животных уяснять для себя алгоритм решения задачи (Кац, Ревеш). Разнообразные системы тестов во второй половине 20-го века. “Формулирование” сложных правил. Метод выбора по отличию от образца. Способность животных к абстрагированию и методы ее изучения. Транзитивное заключение. Способность животных к классификации. Психические представления и психическая хронометрия. Формирование “концепций”. Инсайт: история открытия и современные концепции. Исследования Келера (инсайт у шимпанзе). Роль латентного обучения и исследовательской активности в развитии реакций по типу инсайта. Современные исследования инсайта как “rule extraction” (способности охватить проблему в целом и уловить закономерности, дающие ключ к решению). Нумерическая компетенция.Способность к счету как одна из высших психических функций живых организмов. Типы нумерической компетенции: способность различать множества по числу элементов, соответствующая суждению “больше-меньше”; оценка (способность “прикинуть” число элементов во множестве; счет (способность определить абсолютное число элементов путем их пересчета). Процесс счета и принципы абстракции: сравнительные исследования на животных и людях. Базовая таблица Ч. Хоккета и ключевые свойства человеческого языка в сравнении с возможностями животных. Методы изучения языка животных: расшифровка сигналов, разработка языков-посредников, теоретико-информационный метод. Орудийная деятельность как орудие интегральной оценки интеллекта животных.   2/1 О-1 О-2 С2 З УК-2 УК-3 ОПК-2 ПК-2 ПК-4
5. Лингвокультурология и этнолингвистика Изучение языка в его неразрывной связи с культурой − основа современных лингвокультурологических исследований. Лингвокультурология как «гуманитарная дисциплина, изучающая воплощѐнную в живой национальный язык и проявляющуюся в языковых процессах материальную и духовную культуру» (В.А. Маслова), «целостное теоретико-описательное исследование объектов как функционирующей системы культурных ценностей, отражѐнных в языке, контрастивный анализ лингвокультурологических сфер разных языков (народов) на основании теории лингвистической относительности» (гипотеза Сепира − Уорфа). Рассмотрение особенностей национальной картины мира и языкового сознания носителей как некоего «ментально-лингвального комплекса» (В.В. Красных). 2/1   О-1 О-2 З УК-2 УК-3 ОПК-2 ПК-2 ПК-4
6. Криптолингвистика. Дешифровка древних языков. Задачи и методы криптографии. Понятие ключа, шифра, криптографического протокола. Конфиденциальность информации. Защита информации: средства, уровни защиты. Особенности открытых текстов. Избыточность языка. Принципы работы симметричных шифров. Исторические симметричные криптосистемы. Принципы шифрования в асимметричных криптосистемах. Аутентификация с помощью паролей. Ключевые фразы. Криптографические методы аутентификации. Электронная цифровая подпись: цели и условия использования, процесс идентификации. Криптоанализ. Способы повышения криптостойкости систем. Дешифровка древних языков как проблема лингвистики. Методы и достижения дешифровки. Известные объекты дешифровки и дешифровщики. Исследование недешифрованных языков.   2.1 О-1 О-2 С3 З УК-2 УК-3 ОПК-2 ПК-2 ПК-4
7. Компаративистика и лингвистическая типология Предмет сравнительно-исторического языкознания. Принципы реконструкции праязыковых состояний. Фонетическая реконструкция. Проблемы морфологической и синтаксической реконструкции. Лексическая реконструкция. Этимологические словари. Генетическое родство языков: теория генеалогического древа, волновая теория. Понятие о «праязыке». Генетическая классификация языков мира. Современное состояние вопроса. Краткая характеристика основных языковых семей и макросемей. Проблема макрогенеза и полигенеза. Общественные функции языков; мировые и региональные языки. Ареальный обзор. Основные особенности истории и современного состояния языковой ситуации в ареале, распространенные в его пределах языковые семьи, важнейшие структурные черты соответствующих языков и ареальные типологические особенности. Сопоставительная лингвистика как направление современной лингвистики Методология сопоставительной лингвистики. Основные принципы и направления сопоставительной лингвистики Связь сопоставительной лингвистики, компаративистики и сравнительно-исторического языкознания Связь сопоставительной и типологической лингвистики.Сопоставительный метод. Языковой союз. Языковое сопоставление двух и более языков. Признаковое сопоставление. Установление основания для сопоставления. Сопоставительная интерпретация: параллельное исследование. Типологическая характеристика: анкетное и эталонное сопоставление. Язык-эталон (Б.А. Успенский). Количественные методы. Лексикостатистика и глоттохрония. Датировка языковой дивергенции. Использование компьютерной технологии в сравнительно-историческом и контрастивном языкознании. Применение вычислительной техники для целей лингвостатистики, генетической классификации языков, установления фонетических соответствий, хранения и обработки баз этимологических данных. 2/1   О-1 О-2 З УК-2 УК-3 ОПК-2 ПК-2 ПК-4
8. Компьютерная лингвистика и корпусная лингвистика Компьютерная лингвистика как междисциплинарное научное направление. Предмет компьютерной лингвистики. История становления и основные тенденции развития. Основные направления компьютерной лингвистики. Когнитивный инструментарий компьютерной лингвистики. «Фреймы», «сценарии» и «планы». Компьютерное обеспечение представления знаний. Естественные и искусственные языки. Виды искусственных языков. Автоматизированный анализ: распознавание и синтез устной и письменной речи. Лингвистические базы данных: модели и типы данных. Создания общих искусственных языков для представления информации. Компьютерная лексикография как одно из направлений прикладной лингвистики. Словарные процессоры. Типология электронных словарей. Тезаурусы и терминологические словари. Корпусная лингвистика, ориентированная на создание национальных корпусов естественных языков. Типы лингвистической разметки. Информационные технологии в научной деятельности (этапы конструирования логики научного исследования). Поисковые компьютерные программы и их использование в научных проектах. Использование компьютера при частотных статистических анализах текстов на материалах разных языков.   2/1 О-1 О-2 С4 З УК-2 УК-3 ОПК-2 ПК-2 ПК-4
9. Философия языка и металингвистика Философия языка и лингвистическая философия. Металингвистика. Язык как предмет междисциплинарных исследований. Многообразие и сложность проблем философии языка. «Лингвистический поворот» в философии ХХ века. Проблема происхождения языка. Исторический генезис языка и сознания. Язык и биологические семиотики: различие в функциональных возможностях. Теории происхождения языка. Глоттогенез как философская проблема. Античные концепции языка. Проблема его происхождения: «по природе» или «по установлению». Проблемы соотношения имени и вещи, имени и мысли (Гераклит, Демокрит, Платон и др.). Взгляды на природу «имени» в диалоге Платона «Кратил». Разработка исходных понятий грамматики (Аристотель, стоики, александрийцы). Средневековые концепции языка. Номинализм, реализм и концептуализм как методологические позиции. Их развитие в Новое время в концепциях эмпиризма и рационализма. Идея «спекулятивной грамматики» и рационального языка в средние века и в Новое время. «Философский язык» в понимании Р. Декарта. «Всеобщая рациональная грамматика» Пор Рояля. «Универсальная характеристика» Г. Лейбница. Сопоставление языка и исчисления у Э. Кондильяка. Философия языка В. фон Гумбольдта. Язык как деятельность. Внутренняя форма языка. Стадии языкового развития. Языковая картина мира. Гумбольдтовская линия в развитии лингвистики (Х.Штейнталь, А.А.Потебня, Г.Г.Шпет, К.Фосслер, Л.Вайсгербер, антропологическая лингвистика ХХ в.). Коммуникация и дискурс. Французская школа анализа дискурса. Дискурсивные практики. Фреймы. Идеологические функции дискурса. Теория дискурса Лакло и Муфф. Критика гуманитарных наук (М.Пеше). Язык как текст, «письмо» (Р.Барт, Ю.Кристева). Текст как поле методологических операций. Интертекст и интертекстуальность. Проблема автора. Эпистемы М.Фуко. Язык как вещь среди вещей (Возрождение), язык как средство выражения мысли (рационализм), язык как самостоятельная сила (современность). Понятие деконструкции Ж. Дерида. Несамотождественность текста, невозможность единого направляющего принципа. «Грамматология». Логический анализ языка и развитие идеи его рационального построения. Семантические идеи Г.Фреге («Исчисление понятий»). «Логический атомизм»: имена и дескрипции у Б. Рассела. «Логико-философский трактат» Л. Витгенштейна. Логический синтаксис и логическая семантика у Р. Карнапа. Философский анализ естественного языка. Прагматика. Язык и условия коммуникации. «Языковые игры». Значение как употребление. Язык как форма жизни. Теория речевых актов (Дж. Остин, Дж. Серл, П. Стросон и др.). Понятие речевого акта. Перфомативы. Локуция. Иллокуция. Перлокуция. «Перфомативная гипотеза». Философская герменевтика. Исторические формы герменевтики. Герменевтика Ф.Шлейермахера – общая теория интерпретации. Понятие герменевтического круга. Проблема понимания другого. Онтологическая феноменология языка М.Хайдеггера: бытие и язык, онтология понимания, язык как выявление скрытого, слово и вещь. Герменевтика и этика, герменевтика и история (П.Рикер). Герменевтика как онтология (Х.Г.Гадамер). «Предрассудки» и их роль в процессе интерпретации. Принципиальная незавершенность интерпретации, неотделимость понимания от самопонимания интерпретатора. 2/1   О1 О2 З УК-2 УК-3 ОПК-2 ПК-2 ПК-4
10. Интерлингвистика Объект и предмет интерлингвистики. Методы исследования интерлингвистики. Искусственные международные языки. Методологические основы интерлингвистики. Периодизация истории интерлингвистики. История теории лингвопроектирования (IV в. до н.э. – 1879 г.). История теории функционирования плановых языков (с 1879 г). История интерлингвистики в России (ХVII в. – ХХ в.). Язык соль-ре-соль. Язык воляпюк и движение воляпюкистов. Эсперантология: История эсперанто-движения: эсперанто-движение в Европе. Эсперанто-движение в России. Эволюция эсперантно. Идо. Интерлингва. Славио. Ифкуитль. Интерлингвистика и масс-медиа. Клингонский язык. Языки Толкиена. Дотракийский язык. Другие проекты искусственных языков.   2/1 О1 О2 С5 З УК-2 УК-3 ОПК-2 ПК-2 ПК-4
11. Когнитивная лингвистика и дискурс-анализ Когнитивизм как общенаучное направление: общие принципы когнитивных исследований. Роль когнитивного направления в современной мировой лингвистике. Язык как объект когнитивной лингвистики: соотношение языка и мышления, язык как способ познания (Дж. Лакофф, Ч. Филлмор). Понятие концепта, языковой и концептуальной картин мира (А.Н. Баранов, Е.С. Кубрякова, Е.В. Рахилина и др.). Концепт и слово. История изучения мышления и познавательной деятельности в языкознании. Начальные этапы становления когнитивизма. Определение термина «когнитивный» в разных когнитивных науках: когнитивной психологии, антропологии, психолингвистике и когнитивной лингвистике. Эволюция когнитивных направлений в течение ХХ-ХХI века. Вклад когнитивной лингвистики в научное познание и ее влияние на развитие современного языкознания. Когнитивная лингвистика в России и за рубежом. Биолингвистика. Язык, знание и сознание. Язык и когнитивные процессы. Усвоение языка как когнитивный процесс. Теория прототипов. Семантические сети. Ментальные пространства. Фреймовая семантика. Теория восприятия Матураны. Проблема ментальных репрезентаций. Биологическая парадигма в науках о языке. Виды знаний. Организация и хранение знаний человеком. Модели организации и хранения знаний. Языковая семантика. Лексикон как компонент языковой способности человека. Ментальный лексикон с позиций разных подходов. Грамматика и когниция. Когнитивная грамматика. Категоризация. Концептуализация. Значение и смысл. Концепт, образ и символ в лингвистике: основные направления и школы Ментальный лексикон. Разграничение языковых знаний разного типа. Язык и когнитивные процессы. Типологизация концептов. Метафоризация. Теория концептуальной метафоры. Метонимизация. Когнитивная проекция. Роль доменов в интерпретации метафор, метонимий и семантических блендов. Текстоцентрическое направление в современной лингвистике: лингвистика текста, стилистика текста, коммуникативная стилистика текста. Различные подходы в осмыслении понятия «дискурс» в современной науке. Точки зрения западных (Э. Бенвениста, Р.-А. де Богранда, Т.А. Ван Дейка, Р. Барта, П. Серио и др.) и отечественных ученых (Е.С. Кубряковой, В.И. Карасика, М.Л. Макарова, В.З. Демьянкова и др.) на соотношение ключевых понятий «текст» и «дискурс». Виды дискурсов. Понятие о дискурс-анализе. 2/2   О1 О2 З УК-2 УК-3 ОПК-2 ПК-2 ПК-4
12. Психолингвистика и нейролингвистика. Суггестивная лингвистика. Психолингвистика как наука, изучающая взаимоотношения языка, мышления и сознания. Нейролингвистика. История ее становления. Описание речевых сообщений на основе изучения механизмов порождения и восприятия речи (концепция А.А. Залевской). Анализ развития языка в свете теории онтогенеза (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, Д.Б. Эльконин). Функции речевой деятельности. Лингвистический и психолингвистический эксперименты в исследовании процессов производства и восприятия речи. Понятие о суггестии как внушении, возможности навязывания человеку / обществу определенной программы поведения, управления его сознанием и подсознанием. Метод вербальной мифологизации (И. Черепанова) и его реализация в разных сферах жизнедеятельности человека. Нейролингвистическое программирование.   2/1 О1 О2 С6 З УК-2 УК-3 ОПК-2 ПК-2 ПК-4
13. Лингвистическая гендерология. Лингвоперсонология. Гендерная лингвистика − научное направление в составе междисциплинарных гендерных исследований. Научное представление о гендере как социокультурном поле и его осмысление при помощи лингвистического «инструментария». Отражение гендера в языка. Исследования коммуникативного, в том числе, − речевого, поведения мужчин и женщин как носителей определенных социокультурных типов. Лингвоперсонология как «субьектноцентрическое» (Е.Ф. Серебренникова) направление современных лингвистических исследований, исходящее из осмысления субьекта языка в его включенности в речемыслительную деятельность и с учетом его разноаспектных связей с другими носителями языка и окружающим миром. Понятие языковой личности (В.П. Нерознак, Г.И. Богин, Ю.Н. Караулов, А.А. Ворожбитова, Н.Д. Голев, В.Е. Гольдин, О.Б. Сиротинина, К.Ф. Седов, Е.В. Иванцова и др.) и различные аспекты ее изучения. Вторичная языковая личность (И.И.Халеева). 2/1   О1 О2 З УК-2 УК-3 ОПК-2 ПК-2 ПК-4
14. Современная социолингвистика. Изучение языка города. Эколингвистика.Язык и общество. Социолингвистика как раздел языкознания, изучающий связь между языком и социальными условиями его бытования (А. Мейе, У. Вайнрайх, У. Лабов, А. Селищев). Взаимосвязь между языковыми и социальными структурами. Социальная дифференциация языка. Язык и нация. Национальные языки как историческая категория. Слово как форма передачи этнокультурной информации. Направления в современной зарубежной социолингвистике (исследование билингвизма, изучение языка города, этнография коммуникации). Эколингвистика как новое направление языкознания. Принципы эколингвистического мониторинга многоязычного пространства региона. Основополагающие принципы организации мониторинга: целенаправленность. комплексность оценки, принцип тождественности, принцип системности, принцип репрезентативности, принцип максимальной информативности результатов. Основные направления эколингвисгических исследований. Анализ подходов к проведению эколингвистического мониторинга региона. Различные подходы к проведению эколингвистического мониторинга региона. Элементы, составляющие русскую речь в разных регионах. Эколингвистическая концепция Алвина Филла. Алгоритм эколингвистического мониторинга. Формулирование проблемы, постановка целей и задач, выбор тактик, проведение мероприятий, обработка результатов, представленных в динамике, анализ результатов, рекомендации. Экология языков в трудах Луи-Жана Кальве. Исследование отдельной общности, кейс-стадии; этнографическое исследование, исторические исследования; история семьи, история жизни; групповая дискуссия, или метод «фокус-групп»; методика глубинного неструктурированного (неформализованного фокусированного) качественного интервью.   2/1 О1 О2 С7 З УК-2 УК-3 ОПК-2 ПК-2 ПК-4
  Итого: 14/7 14/7      
Форма ОргСРС Наименование раздела дисциплины Срок выполнения Время, затрачиваемое на выполнение СРС, час.
       
Подготовка презентации по одному из вопросов темы «Политическая лингвистика» Политическая лингвистика Темы презентаций: - Лингвистика и политика. Политическая лингвистика как междисциплинарная область знания. - Политическая лингвистика и политическая коммуникация. - Объект и предмет политической лингвистки. Функциональное назначение политической лингвистики. - Методологические направления политической лингвистики. Методы политической лингвистики. - Базовые категории политической лингвистики. - Исследование языковых, текстовых или дискурсивных феноменов. Исследование современного политического языка. Исследование общих закономерностей политической коммуникации. - Исследование институционального, медийного и иных разновидностей политического дискурса. Сопоставительные и несопоставительные исследования - Персоналии политической лингвистики. 2 нед.  
Подготовка презентации по теме «Исследование языков животных» Исследование языков животных Тема презентаций: -Ранняя система тестов (начало 20-го века), выявляющая способности животных уяснять для себя алгоритм решения задачи (Кац, Ревеш). - Разнообразные системы тестов во второй половине 20-го века. “Формулирование” сложных правил. Метод выбора по отличию от образца. - Способность животных к абстрагированию и методы ее изучения. Транзитивное заключение. - Способность животных к классификации. Психические представления и психическая хронометрия. Формирование “концепций”. - Инсайт: история открытия и современные концепции. Исследования Келера (инсайт у шимпанзе). Роль латентного обучения и исследовательской активности в развитии реакций по типу инсайта. Современные исследования инсайта как “rule extraction” (способности охватить проблему в целом и уловить закономерности, дающие ключ к решению). - Нумерическая компетенция.Способность к счету как одна из высших психических функций живых организмов. Типы нумерической компетенции: способность различать множества по числу элементов, соответствующая суждению “больше-меньше”; оценка (способность “прикинуть” число элементов во множестве; счет (способность определить абсолютное число элементов путем их пересчета). Процесс счета и принципы абстракции: сравнительные исследования на животных и людях. -Базовая таблица Ч. Хоккета и ключевые свойства человеческого языка в сравнении с возможностями животных. - Методы изучения языка животных: расшифровка сигналов, разработка языков-посредников, теоретико-информационный метод. Орудийная деятельность как орудие интегральной оценки интеллекта животных. 4 нед.  
Подготовка презентации по одному из вопросов темы «Криптолингвистика» Криптолингвистика. Дешифровка древних языков. Темы презентаций: - Задачи и методы криптографии. Понятие ключа, шифра, криптографического протокола. Конфиденциальность информации. - Защита информации: средства, уровни защиты. Особенности открытых текстов. Избыточность языка. - Принципы работы симметричных шифров. Исторические симметричные криптосистемы. - Принципы шифрования в асимметричных криптосистемах. Аутентификация с помощью паролей. Ключевые фразы. - Криптографические методы аутентификации. Электронная цифровая подпись: цели и условия использования, процесс идентификации. - Криптоанализ. Способы повышения криптостойкости систем. - Дешифровка древних языков как проблема лингвистики. Методы и достижения дешифровки. Известные объекты дешифровки и дешифровщики. Исследование недешифрованных языков. 6 нед.  
Письменный Аудиторный тест на тему «Компьютерная лингвистика. Корпусная лингвистика» (поисковая работа, подготовка к тесту) Компьютерная лингвистика и корпусная лингвистика Темы для подготовки: 1) Компьютерная лингвистика как междисциплинарное научное направление. Предмет компьютерной лингвистики. История становления и основные тенденции развития. Основные направления компьютерной лингвистики. 2) Когнитивный инструментарий компьютерной лингвистики. «Фреймы», «сценарии» и «планы». Компьютерное обеспечение представления знаний. 3) Естественные и искусственные языки. Виды искусстве


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: