Цели и задачи учебной дисциплины. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы. Вырабатываемые компетенции




Рабочая программа дисциплины (модуля)

Б1.В.ОД.2 «Новые направления в отечественной и зарубежной лингвистике »

 

Направление: 45.06.01 / Языкознание и литературоведение

(шифр) (название)

 

Программа: Русский язык

 

Квалификация: Исследователь. Преподаватель-исследователь

Кафедра: Общего и русского языкознания

Форма обучения: Очная

(очная/очно – заочная/ заочная)

 

Курс обучения 1

Семестр обучения: 1

 

Москва 2016

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования № 903 по направлению подготовки 45.06.01 – Языкознание и литературоведение, утвержденным приказом Министерства образования и науки от 30. 07. 2014 и на основании рабочего учебного плана направления подготовки 45.06.01 – Языкознание и литературоведение, утвержденного Ученым советом вуза ___________________г.

Разработчик:

О.А.Радченко, доктор филологических наук, профессор кафедры общего и русского языкознания ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина»

Рецензенты:

 

Программа одобрена на заседании кафедры общего и русского языкознания.

Протокол № ______ от «_____» _______________ 2016 г.

 

Зав. кафедрой ______________________________ д.ф.н., проф. Киров Е.Ф.

 

Декан факультета _______________________ к.ф.н., доц. Щербаков А.В.

 

Цели и задачи учебной дисциплины. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы. Вырабатываемые компетенции

1.1. Цель преподавания учебной дисциплины формирование системного представления о состоянии современной лингвистики, ее отдельных школ и направлений, их методологии, основных представителях и научных результатах, перспективах их дальнейшего развития, базовых концепциях и теоретических системах в отечественной и зарубежной теории языка.

1.2. Задачи изучения учебной дисциплины:

 

· систематизировать сведения о состоянии современной теории языка,

· установить специфику развития разнообразных концепций лингвистики в России и за рубежом,

· ознакомить с принципами, тенденциями и парадигмами в современном языкознании, сведениями о релевантных персоналиях в отечественной и зарубежной теории языка,

· расширить и углубить общефилологические знания и подготовить аспирантов к дальнейшей исследовательской деятельности в рамках их научного проекта.

Учебная дисциплина представляет собой одну из фундаментальных дисциплин теоретической подготовки аспирантов по направлению «Языкознание и литературоведение». Она продолжает изучение теоретических аспектов изучения языка как феномена, начатое на этапе бакалавриата и магистратуры. Работа на лекциях дополняется составлением библиографий, написанием текстов и созданием презентаций по тематике курса. Полученные в результате знания призваны стать основой для всей последующей научной и профессиональной деятельности.

1.3. Место дисциплины в структуре ОП:

Дисциплина «Новые направления в отечественной и зарубежной лингвистике» (далее – Дисциплина) находится в вариативной части блока 1 учебного плана. Приступая к изучению данной дисциплины, обучающийся должен иметь базовые знания по основам языкознания, философии, истории цивилизаций, а также по ряду дисциплин внутренней (фонологии, грамматографии, этимологии, лексикологии, типологии изучаемых языков) и внешней лингвистики (социолингвистике, психолингвистике, философии языка). Компетенции, полученные в результате освоения Дисциплины, являются необходимыми для изучения философии науки, психолингвистики, основ герменевтики, теории текста, а также для написания выпускной квалификационной работы.

Дисциплина изучается на 1 курсе во 1 семестре и завершается зачетом.

 

1.4. Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины:

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть знаниями, умениями и навыками в целях приобретения следующих компетенций:

 

Результаты освоения образовательной программы (Код и формулировка компетенций) Уровень освоения компетенции Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (в целях формирования названной компетенции)
УК-2 Обладать способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки базовый Знать:принципы и исторические закономерности развития языкознания, место и роль конкретных концепций и парадигм в отечественной и зарубежной лингвистике, характер взаимодействия новых течений с лингвистической традицией; места и условия возникновения и развитие новых лингвистических институтов и проектов; примеры многофакторно обусловленных лингвистических явлений и структур Уметь:устанавливать взаимосвязи между историческими феноменами и сменой парадигм в языкознании, выделять идеи и принципы, положенные в основу конкретного лингвистического учения Владеть:целостным системным представлением о процессе формирования и обогащения лингвистического знания в отечественной и зарубежной лингвистике
УК-3 – Обладать готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач базовый Знать:основные научные достижения в области теории языка, результаты и перспективы развития известных отечественных и зарубежных лингвистических парадигм, школ и направлений Уметь: критически анализировать современные научные достижения в различных лингвистических областях, выявлять взаимосвязь исследований конкретных ученых с их научными школами и центрами Владеть:методами сопоставительного анализа научной литературы на родном и изучаемых иностранных языках, критического анализа и метакритики научных публикаций в различных областях лингвистики, поиска информации о современном состоянии лингвистических исследований в различных научных центрах в России и за рубежом
ОПК-2 – Обладать готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования базовый Знать:принципы и методы осуществления преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования в части обучения теории языка Уметь:критически оценивать валидность методов презентации и анализа лингвистического знания применительно к различным парадигмам в науке о языке, находить релевантную информацию о конкретных персоналиях, школах, направлениях в лингвистике, извлекать из анализа различных концепций структурные и содержательные составляющие их методологии для последующего использования в своей преподавательской работе Владеть:навыками и методами самостоятельного поиска, систематизации, анализа и презентации сведений о различных направлениях в российской и зарубежнойлингвистике с использованием новых информационно-коммуникационных технологий
ПК-2 - Обладать способностью и готовностью к творческой работе по сознательному изучению языковых фактов базовый Знать:основные современные направления в лингвистике, представленные в релевантных научных публикациях, используемые ими методы анализа языковых фактов Уметь:анализировать методы научных исследований, представленные в научной литературе в конкретной области лингвистики, в теоретическом, практическом, социокультурном и сопоставительном аспектах на родном и изучаемых языках, ориентироваться в отечественной и зарубежной научной периодике, как бумажной, так и электронной; ориентироваться в профессиональных сегментах сети Интернет; творчески и обоснованно применять различные лингвистические теории в своей исследовательской работе и в представлении ее результатов; представлять свои результаты в научной периодике и на научных встречах, в том числе международных. Владеть:основными современнымиметодами научного анализа с целью их использования в собственной научной работе
ПК-4 – Обладать способностью анализировать языковые факты в соответствии с избранной методикой базовый Знать:основные принципы научного анализа языковых фактов, основы научной этики, источники информации по избранной теме и способы их поиска и использования Уметь:производить поиск языкового и речевого материала по теме исследования, подвергать его всестороннему анализу, извлекать из него доказательство или опровержение собственной научной гипотезы, обобщать и делать выводы из проведенного лингвистического анализа Владеть:методами научного анализа, релевантными для области теории языка, в которой выполняется научное исследование, методами поиска языковых фактов в релевантных источниках

 

1.5. Объем дисциплины по видам учебных занятий:

Вид учебной работы Всего часов/ зачетных единиц
Аудиторные занятия (всего)  
В том числе:  
Лекции  
Практические занятия (ПЗ)  
Лабораторные работы (ЛР)  
Самостоятельная работа (всего)  
В том числе:  
Работа с учебной литературой  
Решение задач проблемно-поискового характера  
Подготовка презентаций  
Вид промежуточной аттестации 3ачет
Общая трудоемкость часы/ зачетные единицы  
 

 

Содержание учебной дисциплины

2.1.Содержание учебной дисциплиныи лекционных занятий

2.1.Содержание учебной дисциплиныи лекционных занятий



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: