Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.ОД.2 «Новые направления в отечественной и зарубежной лингвистике »
Направление: 45.06.01 / Языкознание и литературоведение
(шифр) (название)
Программа: Русский язык
Квалификация: Исследователь. Преподаватель-исследователь
Кафедра: Общего и русского языкознания
Форма обучения: Очная
(очная/очно – заочная/ заочная)
Курс обучения 1
Семестр обучения: 1
Москва 2016
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования № 903 по направлению подготовки 45.06.01 – Языкознание и литературоведение, утвержденным приказом Министерства образования и науки от 30. 07. 2014 и на основании рабочего учебного плана направления подготовки 45.06.01 – Языкознание и литературоведение, утвержденного Ученым советом вуза ___________________г.
Разработчик:
О.А.Радченко, доктор филологических наук, профессор кафедры общего и русского языкознания ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина»
Рецензенты:
Программа одобрена на заседании кафедры общего и русского языкознания.
Протокол № ______ от «_____» _______________ 2016 г.
Зав. кафедрой ______________________________ д.ф.н., проф. Киров Е.Ф.
Декан факультета _______________________ к.ф.н., доц. Щербаков А.В.
Цели и задачи учебной дисциплины. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы. Вырабатываемые компетенции
1.1. Цель преподавания учебной дисциплины – формирование системного представления о состоянии современной лингвистики, ее отдельных школ и направлений, их методологии, основных представителях и научных результатах, перспективах их дальнейшего развития, базовых концепциях и теоретических системах в отечественной и зарубежной теории языка.
|
1.2. Задачи изучения учебной дисциплины:
· систематизировать сведения о состоянии современной теории языка,
· установить специфику развития разнообразных концепций лингвистики в России и за рубежом,
· ознакомить с принципами, тенденциями и парадигмами в современном языкознании, сведениями о релевантных персоналиях в отечественной и зарубежной теории языка,
· расширить и углубить общефилологические знания и подготовить аспирантов к дальнейшей исследовательской деятельности в рамках их научного проекта.
Учебная дисциплина представляет собой одну из фундаментальных дисциплин теоретической подготовки аспирантов по направлению «Языкознание и литературоведение». Она продолжает изучение теоретических аспектов изучения языка как феномена, начатое на этапе бакалавриата и магистратуры. Работа на лекциях дополняется составлением библиографий, написанием текстов и созданием презентаций по тематике курса. Полученные в результате знания призваны стать основой для всей последующей научной и профессиональной деятельности.
1.3. Место дисциплины в структуре ОП:
Дисциплина «Новые направления в отечественной и зарубежной лингвистике» (далее – Дисциплина) находится в вариативной части блока 1 учебного плана. Приступая к изучению данной дисциплины, обучающийся должен иметь базовые знания по основам языкознания, философии, истории цивилизаций, а также по ряду дисциплин внутренней (фонологии, грамматографии, этимологии, лексикологии, типологии изучаемых языков) и внешней лингвистики (социолингвистике, психолингвистике, философии языка). Компетенции, полученные в результате освоения Дисциплины, являются необходимыми для изучения философии науки, психолингвистики, основ герменевтики, теории текста, а также для написания выпускной квалификационной работы.
|
1.4. Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть знаниями, умениями и навыками в целях приобретения следующих компетенций:
Результаты освоения образовательной программы (Код и формулировка компетенций) | Уровень освоения компетенции | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (в целях формирования названной компетенции) |
УК-2 Обладать способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки | базовый | Знать:принципы и исторические закономерности развития языкознания, место и роль конкретных концепций и парадигм в отечественной и зарубежной лингвистике, характер взаимодействия новых течений с лингвистической традицией; места и условия возникновения и развитие новых лингвистических институтов и проектов; примеры многофакторно обусловленных лингвистических явлений и структур Уметь:устанавливать взаимосвязи между историческими феноменами и сменой парадигм в языкознании, выделять идеи и принципы, положенные в основу конкретного лингвистического учения Владеть:целостным системным представлением о процессе формирования и обогащения лингвистического знания в отечественной и зарубежной лингвистике |
УК-3 – Обладать готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач | базовый | Знать:основные научные достижения в области теории языка, результаты и перспективы развития известных отечественных и зарубежных лингвистических парадигм, школ и направлений Уметь: критически анализировать современные научные достижения в различных лингвистических областях, выявлять взаимосвязь исследований конкретных ученых с их научными школами и центрами Владеть:методами сопоставительного анализа научной литературы на родном и изучаемых иностранных языках, критического анализа и метакритики научных публикаций в различных областях лингвистики, поиска информации о современном состоянии лингвистических исследований в различных научных центрах в России и за рубежом |
ОПК-2 – Обладать готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования | базовый | Знать:принципы и методы осуществления преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования в части обучения теории языка Уметь:критически оценивать валидность методов презентации и анализа лингвистического знания применительно к различным парадигмам в науке о языке, находить релевантную информацию о конкретных персоналиях, школах, направлениях в лингвистике, извлекать из анализа различных концепций структурные и содержательные составляющие их методологии для последующего использования в своей преподавательской работе Владеть:навыками и методами самостоятельного поиска, систематизации, анализа и презентации сведений о различных направлениях в российской и зарубежнойлингвистике с использованием новых информационно-коммуникационных технологий |
ПК-2 - Обладать способностью и готовностью к творческой работе по сознательному изучению языковых фактов | базовый | Знать:основные современные направления в лингвистике, представленные в релевантных научных публикациях, используемые ими методы анализа языковых фактов Уметь:анализировать методы научных исследований, представленные в научной литературе в конкретной области лингвистики, в теоретическом, практическом, социокультурном и сопоставительном аспектах на родном и изучаемых языках, ориентироваться в отечественной и зарубежной научной периодике, как бумажной, так и электронной; ориентироваться в профессиональных сегментах сети Интернет; творчески и обоснованно применять различные лингвистические теории в своей исследовательской работе и в представлении ее результатов; представлять свои результаты в научной периодике и на научных встречах, в том числе международных. Владеть:основными современнымиметодами научного анализа с целью их использования в собственной научной работе |
ПК-4 – Обладать способностью анализировать языковые факты в соответствии с избранной методикой | базовый | Знать:основные принципы научного анализа языковых фактов, основы научной этики, источники информации по избранной теме и способы их поиска и использования Уметь:производить поиск языкового и речевого материала по теме исследования, подвергать его всестороннему анализу, извлекать из него доказательство или опровержение собственной научной гипотезы, обобщать и делать выводы из проведенного лингвистического анализа Владеть:методами научного анализа, релевантными для области теории языка, в которой выполняется научное исследование, методами поиска языковых фактов в релевантных источниках |
|
1.5. Объем дисциплины по видам учебных занятий:
Вид учебной работы | Всего часов/ зачетных единиц |
Аудиторные занятия (всего) | |
В том числе: | |
Лекции | |
Практические занятия (ПЗ) | |
Лабораторные работы (ЛР) | |
Самостоятельная работа (всего) | |
В том числе: | |
Работа с учебной литературой | |
Решение задач проблемно-поискового характера | |
Подготовка презентаций | |
Вид промежуточной аттестации | 3ачет |
Общая трудоемкость часы/ зачетные единицы | |
Содержание учебной дисциплины
2.1.Содержание учебной дисциплиныи лекционных занятий
2.1.Содержание учебной дисциплиныи лекционных занятий