Задание. Функциональные стили речи




1. Прочитайте примеры текстов, приведенные ниже, определите их принадлежность к тому или иному функциональному стилю. Обоснуйте свою позицию (см. образец выполнения задания).

ОБРАЗЕЦ Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" №273 ФЗ Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона 1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования). 2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: 1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; 2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; 3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни; Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования 1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: 1) признание приоритетности образования; 2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; 3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; Статья 4. Правовое регулирование отношений в сфере образования 1. Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (далее - законодательство об образовании). Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" написан в официально-деловом стиле и обладает следующими особенностями: · четкое распределение информации по статьям и главам; · использование терминологии, наименований ( государственная политика Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования, правовое положение участников отношений в сфере образования …); · книжно-письменный характер текста: употребление сложных предложений, наличие причастных и деепричастных оборотов и пр. ( Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (далее - законодательство об образовании); · прямой порядок слов (Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации…Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах…Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств…); · повествовательный характер изложения; · употребление обособленных определений (организации, осуществляющие образовательную деятельность; академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом,..); · безэмоциональность, официальность выражения.

Проанализируйте следующие примеры:

Пример 1.

Андрей Белый «Петербург»:

Дни стояли туманные, странные: проходил мерзлой поступью ядовитый октябрь; замороженная пыль носилась по городу бурыми вихрями; и покорно лег на дорожках Летнего сада золотой шепот лиственный, и покорно ложился у ног шелестящий багрец, чтобы виться и гнаться у ног прохожего пешехода, и шушукать, сплетая из листьев желто-красные россыпи слов; та синичья сладкая пискотня, что купалась весь август в волне лиственной, в волне лиственной не купалась давно: и сама синичка Летнего сада теперь сиротливо скакала в черной сети из сучьев, по бронзовой загородке да по крыше Петровского домика.

Пример 2.

Правила дорожного движения

1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию.

 

Пример 3.

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Основные понятия, используемые в настоящем Законе:

· потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

· изготовитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;

· исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;

· продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи;

· недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

Орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Вступившее в законную силу решение суда о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей обязательно для суда, рассматривающего иск потребителя о защите его прав, возникших вследствие наступления гражданско-правовых последствий действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), в части вопросов, имели ли место такие действия и совершены ли они изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером).

 

Пример 4.

Понятие «дискурс» необходимо трактовать преимущественно в рамках научной парадигмы по нескольким причинам.

Во-первых, заимствование из зарубежной лингвистической традиции, из исследований иных лингвистических школ не сопровождалось заимствованием всей системы научных взглядов. Это означает, что в заимствующей языковедческой традиции произошла концептуальная адаптация термина.

Во-вторых, в системе терминов отечественной лингвистической традиции (возьмем триаду «язык - речь - речевая деятельность») термин «дискурс» оказался востребован для наименования специфических лингвистических явлений и признаков. При этом теоретическое творчество с использованием термина «дискурс» носило или обобщающий, или конкретизирующий характер.

Одной из самых ранних публикаций, в которой термин дискурс сополагается термину язык, является работа Э. Бюиссанса «Язык и дискурс» [Buyssens 1943]. Важную понятийную нагрузку придаёт термину «дискурс» в своих работах, начиная с 1952 года, и З. Хэррис. В традиции дескриптивизма для описания связных фрагментов речи был применён термин «дискурс» [Harris 1963]. В русле подобных трактовок дискурса основным его дифференциальным признаком будет выступать связность.

Среди западных языковедов термин «дискурс» последовательно употреблял французский лингвист Э. Бенвенист, прибегая к нему для обозначения речевого произведения, «которое возникает каждый раз, когда мы говорим» [Бенвенист 1974: 312]. Причём учёный незамедлительно давал понять, что под речевым произведением понимает не текст, как совокупность знаков, а весь комплекс коммуникативного действия – «акт производства высказывания».

Пример 5.

Российская газета - Федеральный выпуск № 67(8121)

Москва, киоск за нами

Столица сохранила газетные киоски и подала в этом пример регионам

В дни, когда в столице закрыты кинотеатры, музеи, наполовину крупные торговые центры, где продолжают торговлю только едой, увидеть открытыми газетные киоски оказалось чрезвычайно приятным. Они стоят на улицах города, как из еще недавней спокойной жизни, когда не было никакого коронавируса. На стеллажах, как и раньше, лежат родная "Российская газета", "Вечерка", "Комсомолка", "АиФ", пестрят яркими обложками журналы.

Газетные киоски в Москве работают в обычном режиме.

Как же удалось киоскам выстоять? Отвечая на этот вопрос корреспондента "РГ", руководитель департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк сказал: "Ну, а как же иначе? У нас больше двух тысяч киосков по продаже периодической печати. Москвичи любят их, знают, где всегда можно купить свежую прессу. Поэтому правительство Москвы сразу, когда встал вопрос, что еще нужно будет жителям в течение нерабочей недели помимо продуктов и аптек, решило: новости. И дало владельцам газетных киосков разрешение на работу".

Почему же так важна для розничной сети по продаже СМИ работа в течение этой недели? Речь идет не о неделе, а о девяти днях, поправили корреспондента "РГ" в Союзе предприятий печатной индустрии. Для газетных же киосков, у которых выручка состоит на 80 % от продажи периодики, это потеря почти трети ее. Причем в условиях, когда она уже резко упала, так как число покупателей, которые выходят из дома, в Москве уже снизилось на 40-60%. Это может привести к банкротству торговых сетей по продаже СМИ, а следом за ними - и издательских домов, которые примерно половину тиражей продают через киоски. Ну, а дальше можно предсказать печальную участь и всей полиграфии, в которой занято порядка полутора миллионов человек.

Но дело даже не в этом. В конце концов серьезные потери несут сейчас и нуждаются в поддержке и другие отрасли экономики, к примеру, тот же туризм. Но в пору пандемии, когда общество живет в условиях стресса, который еще более увеличивается под влиянием разных фейков, растет как никогда потребность в качественной информации, которой люди доверяют.

 

Пример 6.

1. — Опять холодно / дождь.

— Может быть/ не пойдешь?

— Да нет / не могу / надо.

— Зонт возьми / на столике лежит.

— А ты чо, не идешь?

— Не-е-е-т // не пойду я / ну ее / эту погоду // еше промокать.

2. — Але! Эт ты?

— Угу.

— Ну что/сделал?

— А то.

— Так быстро?

— Ну уж и быстро.// не быстро...

— Вот-вот/ не быстро // это так некоторым кажется / кото­рые уже сделали //а вот некоторым...

— Ну да / некоторые / они все знают // как же-как же.

-- И чего/ приезжать мне забирать?

— Давай приезжай //а то уйду я скоро.

— Ну давай / я мигом. Будь!

— И ты. Чао-какао!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: