П.И. Чайковский. Симфония № 4, часть 4




Курс «Слушание музыки»

Класс ФГТ (8 лет)

Класс ОРП (4 года)

ТЕМЫ: 1. Музыкальные формы (простые и сложные)

Симфонический оркестр

УРОК

Музыкальная форма – это объединение (соотношение) отдельных разделов музыкального произведения при непрерывном потоке музыкальных звуков. Так чередуются знакомые мелодии ‑«мысли» с новыми. На этом принципе основаны ВСЕ музыкальные формы.

Мелодия, как и речь, состоит из отдельных МОТИВОВ (в объёме не более двух тактов), фраз и предложений. Два предложения образуют вопросоответное построение музыкальной мысли (мелодии), то есть форму ПЕРИОДА. Они соединяются как вопрос и ответ, поэтому окончания предложений звучат вопросительно (на неустойчивых звуках) и утвердительно (как правило, на звуках тонического трезвучия). Граница между музыкальными мотивами, фразами и предложениями называется ЦЕЗУ̀РОЙ. Проще говоря, все музыкальные произведения составляются из ПЕРИОДОВ, как поезд из вагонов.

ПЕРИОД (одночастная форма) часто встречается в песнях, особенно в русских народных, и образует куплет, где припевом могут служить две последние повторяющиеся строчки запева (например, «Во поле берёза стояла», «Во кузнице»). Реже в формах одночастного периода сочиняются небольшие пьесы (например, которые вы играете на уроках специальности).

Объединения периодов (каждый период обозначен в строгом порядке буквами латинского алфавита) и имеют названия простых форм (более трёх периодов – сложные формы):

А – период (одночастная форма)

АВ – двухчастная форма

АВС - трёхчастная форма

АВА - трёхчастная репризная форма с точным повторением начального первого периода, который может не записываться в нотах, а обозначаться в нотах словами (da capo (да ка̀по) – переводится «повтори с начала до слова КОНЕЦ»)

АВ da capo - трёхчастная репризная форма с точным повторением начала

АВА1 – трёхчастная репризная форма (А1 – повторение (РЕПРИЗА) А с незначительными изменениями)

 

КУПЛЕТНАЯ ФОРМА: ПРИПЕВ-ЗАПЕВ или ЗАПЕВ-ПРИПЕВ

СЛОЖНАЯ трёхчастная форма образуется ИЗ ТРЁХ ПРОСТЫХ ФОРМ В РАЗНЫХ СОЧЕТАНИЯХ: АВ+АС+АВА или АВС+D+АВ и так далее.

ПРИМЕРЫ

форма ВАРИАЦИЙ на одну или несколько тем:

А(тема) - А1 - А2 - А3 и так далее

АВ – двойные вариации поочерёдно:

А1В1 – А2В2 – А3В3 и так далее

Форма РОНДО (в переводе «круг») инструментальная и вокальная – куплетная форма.

РОНДО: чередование разных запевов (В, С) с одним и тем же припевом А

АВ – АС – А и так далее, объединение двух куплетов: 3 припева (или по-французски «рефрѐна») и 2 запева (или эпизода).

В рондо куплетов может быть и больше.

ОСОБЕННОСТЬ: в отличие от простой куплетной формы форма рондо начинается и заканчивается РЕФРЕНОМ (припевом)

ЗАПОМНИ ТЕРМИНЫ: рондо, куплет (рефрен + эпизод), da capo, период, цезура, реприза.

УРОК

Форма рондо встречается в финалах главных инструментальных циклов (18 век – классицизм):

1. Концерт

2. Соната

3. Квартет (струнный)

4. Симфония (её предшественница – сюита)

Это трёхчастные циклы, но симфония – четырёхчастный цикл.

ЦИКЛ – чередование нескольких пьес, связанных содержанием произведения.

СЮИТА (вокальная, инструментальная) – произвольный набор пьес или песен.

Четыре названных цикла объединяет строение:

одинаковые формы финала (последней части) – весёлое РОНДО;

одинаковые формы первой части (высшая) – СОНАТНАЯ ФОРМА (СФ);

СФ встречается также в полифонической (многоголосной) ФУГЕ, которая была создана ранее этих циклов.

УРОК

ТЕМА: Музыкальные формы (продолжение): применение и образное содержание

ЗАДАНИЕ

Прослушивание музыкального материала, а также обратить внимание и запомнить(!) применение форм на следующих примерах:

Р. Шуман «Первая утрата»

прослушать: https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=pKBZa3nEWgI&feature=emb_logo

ОПРЕДЕЛИТЕ форму самостоятельно

П.И. Чайковский «Старинная французская песенка»(из «Детского альбома»)

Прослушать:

https://www.youtube.com/watch?v=5YJ-_5ue3jY

Это двухчастная форма. Двухчастные формы чаще встречаются в песенно-танцевальных жанрах;

НАЙДИТЕ трёхчастную форму в своём репертуаре, то есть среди пьес, которые ты играешь на уроках специальности.

Ф. Шопен. Прелюдия Ля мажор

https://www.youtube.com/watch?v=VUbhkcTInFc

одночастная форма (период)

М.И. Глинка «Жаворонок» романс

https://www.youtube.com/watch?v=OmD_D0XgLZk

куплетная форма (период)

ОТВЕТЬТЕ: имеются ли вступление, заключение, проигрыши между куплетами (сколько их?), роль аккомпанемента, настроение, характер, главную мысль автора (по тексту) (опишите кратко)

А.П. Бородин «Спящая княжна» романс (вокальное произведение)

https://www.youtube.com/watch?v=3tSqXlIvVP0

форма рондо (рефрены «Спит, спит…» и эпизоды)

П.И. Чайковский. Симфония № 4, часть 4

https://www.youtube.com/watch?v=miLzaG0DJ_A

дослушать до конца и услышать вариации на тему русской народной песни «Во поле берёза стояла»

УРОК



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: