Курс «Слушание музыки»
Класс ФГТ (8 лет)
Класс ОРП (4 года)
ТЕМЫ: 1. Музыкальные формы (простые и сложные)
Симфонический оркестр
УРОК
Музыкальная форма – это объединение (соотношение) отдельных разделов музыкального произведения при непрерывном потоке музыкальных звуков. Так чередуются знакомые мелодии ‑«мысли» с новыми. На этом принципе основаны ВСЕ музыкальные формы.
Мелодия, как и речь, состоит из отдельных МОТИВОВ (в объёме не более двух тактов), фраз и предложений. Два предложения образуют вопросоответное построение музыкальной мысли (мелодии), то есть форму ПЕРИОДА. Они соединяются как вопрос и ответ, поэтому окончания предложений звучат вопросительно (на неустойчивых звуках) и утвердительно (как правило, на звуках тонического трезвучия). Граница между музыкальными мотивами, фразами и предложениями называется ЦЕЗУ̀РОЙ. Проще говоря, все музыкальные произведения составляются из ПЕРИОДОВ, как поезд из вагонов.
ПЕРИОД (одночастная форма) часто встречается в песнях, особенно в русских народных, и образует куплет, где припевом могут служить две последние повторяющиеся строчки запева (например, «Во поле берёза стояла», «Во кузнице»). Реже в формах одночастного периода сочиняются небольшие пьесы (например, которые вы играете на уроках специальности).
Объединения периодов (каждый период обозначен в строгом порядке буквами латинского алфавита) и имеют названия простых форм (более трёх периодов – сложные формы):
А – период (одночастная форма)
АВ – двухчастная форма
АВС - трёхчастная форма
АВА - трёхчастная репризная форма с точным повторением начального первого периода, который может не записываться в нотах, а обозначаться в нотах словами (da capo (да ка̀по) – переводится «повтори с начала до слова КОНЕЦ»)
|
АВ da capo - трёхчастная репризная форма с точным повторением начала
АВА1 – трёхчастная репризная форма (А1 – повторение (РЕПРИЗА) А с незначительными изменениями)
КУПЛЕТНАЯ ФОРМА: ПРИПЕВ-ЗАПЕВ или ЗАПЕВ-ПРИПЕВ
СЛОЖНАЯ трёхчастная форма образуется ИЗ ТРЁХ ПРОСТЫХ ФОРМ В РАЗНЫХ СОЧЕТАНИЯХ: АВ+АС+АВА или АВС+D+АВ и так далее.
ПРИМЕРЫ
форма ВАРИАЦИЙ на одну или несколько тем:
А(тема) - А1 - А2 - А3 и так далее
АВ – двойные вариации поочерёдно:
А1В1 – А2В2 – А3В3 и так далее
Форма РОНДО (в переводе «круг») инструментальная и вокальная – куплетная форма.
РОНДО: чередование разных запевов (В, С) с одним и тем же припевом А
АВ – АС – А и так далее, объединение двух куплетов: 3 припева (или по-французски «рефрѐна») и 2 запева (или эпизода).
В рондо куплетов может быть и больше.
ОСОБЕННОСТЬ: в отличие от простой куплетной формы форма рондо начинается и заканчивается РЕФРЕНОМ (припевом)
ЗАПОМНИ ТЕРМИНЫ: рондо, куплет (рефрен + эпизод), da capo, период, цезура, реприза.
УРОК
Форма рондо встречается в финалах главных инструментальных циклов (18 век – классицизм):
1. Концерт
2. Соната
3. Квартет (струнный)
4. Симфония (её предшественница – сюита)
Это трёхчастные циклы, но симфония – четырёхчастный цикл.
ЦИКЛ – чередование нескольких пьес, связанных содержанием произведения.
СЮИТА (вокальная, инструментальная) – произвольный набор пьес или песен.
Четыре названных цикла объединяет строение:
|
одинаковые формы финала (последней части) – весёлое РОНДО;
одинаковые формы первой части (высшая) – СОНАТНАЯ ФОРМА (СФ);
СФ встречается также в полифонической (многоголосной) ФУГЕ, которая была создана ранее этих циклов.
УРОК
ТЕМА: Музыкальные формы (продолжение): применение и образное содержание
ЗАДАНИЕ
Прослушивание музыкального материала, а также обратить внимание и запомнить(!) применение форм на следующих примерах:
Р. Шуман «Первая утрата»
ОПРЕДЕЛИТЕ форму самостоятельно
П.И. Чайковский «Старинная французская песенка»(из «Детского альбома»)
Это двухчастная форма. Двухчастные формы чаще встречаются в песенно-танцевальных жанрах;
НАЙДИТЕ трёхчастную форму в своём репертуаре, то есть среди пьес, которые ты играешь на уроках специальности.
Ф. Шопен. Прелюдия Ля мажор
одночастная форма (период)
М.И. Глинка «Жаворонок» романс
куплетная форма (период)
ОТВЕТЬТЕ: имеются ли вступление, заключение, проигрыши между куплетами (сколько их?), роль аккомпанемента, настроение, характер, главную мысль автора (по тексту) (опишите кратко)
А.П. Бородин «Спящая княжна» романс (вокальное произведение)
форма рондо (рефрены «Спит, спит…» и эпизоды)
П.И. Чайковский. Симфония № 4, часть 4
дослушать до конца и услышать вариации на тему русской народной песни «Во поле берёза стояла»
УРОК
ТЕМА: Симфонический оркестр.
Схема расположения инструментов (струнные, деревянные духовые, медные духовые, ударные инструменты). Названия инструментов. Мультфильм (отзыв: что понравилось, не понравилось, что узнали нового, неожиданного).