Преподаватель: Секретарева Н.Г.




Специальность: Физическая культура и спорт

Дисциплина: Основы политологии и социологии

Дата: 09.04.2020

Преподаватель: Секретарева Н.Г.

Тема: Международные отношения и внешняя политика.

1. Понятие, субъекты и черты международных отношений.

2. Понятие и сущность внешней политики государств

3. Цели, функции и средства внешней политики

1. Понятие, субъекты и черты международных отношений.

Международные отношения — это совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными классами, основными социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене, т.е. между народами в самом широком смысле этого слова.

Международные отношения характеризуются рядом черт, которые отличают их от других типов отношений, в обществе. Такими характерными чертами являются:

- стихийный характер международного политического процесса, для которого характерно наличие множества тенденций и мнений;

- наличием множества субъектов международных отношений;

- усиливающееся значение субъективного фактора в международной политике;

- охват всех сфер жизнедеятельности общества и включение в них самых разных субъектов политики;

- отсутствие единого властного центра и наличие множества равноправных и суверенных центров принятия политических решений;

- главное значение для регулирования международных отношений имеют не законы, а соглашения и договоры о сотрудничестве.

Для уяснения сущности системы международных отношений огромное значение имеет определение субъектов международных отношений, к которым относятся классы и другие социальные группы; государства и государственные объединения; политические партии; неправительственные международные организации.

Главное значение в международных отношениях имеет государство, как фактор, определяющий все остальные элементы системы, т.к. оно обладает полнотой и универсальностью политической власти и материальных возможностей, а в его руках сосредоточен экономический и другие рычаги воздействия. Другие субъекты системы международных отношений имеют меньшую значимость для изменения сущности этой системы. Они скорее играют второстепенную (вспомогательную) роль.

Международные отношения носят объективный характер. В соответствии с этим выявляют следующие виды международных отношений:

Политические — играют главенствующую роль, т.к. преломляют, синтезируют, детерминируют все другие виды отношений. Политические отношения, находят свое выражение в реальной политической деятельности элементов политической системы, прежде всего государства.

Экономические и научно-технические. В современных условиях эти два вида международных отношений практически неотделимы, и, кроме этого, не могут существовать в отрыве от политических отношений. Состояние экономических отношений во многом определяется уровнем развития производства и производительных сил государств, различными моделями экономики, наличием природных ресурсов и другими секторами.

Идеологические отношения — относительно самостоятельная часть политических отношений. Роль и значение идеологических отношений изменяется в зависимости от изменения роли идеологии в обществе. Но характерна общая тенденция — к возрастанию роли идеологии, а, следовательно, и идеологических отношений.

Правовые отношения — предполагают регулирование взаимоотношений участников международного общения правовыми нормами и правилами, о которых эти участники договорились.

Военно-стратегические отношения, к которым относится обширная сфера специфических общественных международных отношений, так или иначе связанных, с прямым или опосредованным созданием, наращиванием, перераспределением военной силы;

Культурные отношения, в основе которых лежат процессы интернационализации общественной жизни, взаимопроникновения и обогащения культур, систем образования, развития средств массовой информации. В большинстве своем основное значение в их развитии имеют неправительственные организации.

Все виды международных отношений могут существовать в различных формах, которые весьма разнообразны:

  • политические: правовые, дипломатические, организационные и т.д.;
  • экономические: финансовые, торговые, кооперативные и т.д.;
  • идеологические: соглашения, декларации, диверсии, фальсификации, психологическая война и т.д.;
  • военно-стратегические: блоки, союзы, акции, учения, проекты и т.д.;
  • культурные: гастроли артистов, обмен информацией, выставки и т.д.

Международные отношения находят свое реальное воплощение во внешнеполитической деятельности государств, партий и т.д.

2. Понятие и сущность внешней политики государств

В научной литературе проводится различие между терминами «внешняя политика» и «международные отношения». Последние рассматриваются как более широкое понятие, включающее не только политические, но и иные связи между субъектами международных отношений.

Внешняя политика – это политика, регулирующая межгосударственные и международные отношения на основе международного права, межгосударственных договоров и соглашений.

Внешняя политика является неотъемлемой составной частью государственной политики, детерминируя действия государства в сфере внутренней политики. Иногда она является просто функцией внутренней политики. Каждое государство осуществляет тот или иной курс внешней политики. Необходимость внешней политики вытекает из того факта, что внутренняя политика не обеспечивает в полной мере потребности и интересы данного общества.

Внутренние и внешние функции политики тесно взаимосвязаны, но можно выделить некоторые специфические и базовые черты внешней политики. Одной из ее важнейших черт является выработка и реализация целей внешнеполитической деятельности. Формулирование программ и организация политических действий всегда обусловлены конкретной ситуацией на международной арене. Важной чертой, характеризующей внешнеполитическую деятельность государства, является его способность поддерживать политическую стабильность на должном уровне внутри государства.

В сфере действий факторов международных отношений очень большую роль играют виды внешней политики.

Одним из таких видов является пассивная внешняя политика, которая присуща экономически слабым государствам, вынужденным приспосабливаться к международной конъюнктуре.

Агрессивная внешняя политика заключается в формировании собственной внутренней политики и в стремлении приспособить (посредством внешней политики) или принудить к изменениям во внутренней и внешней политике другие государства.

Активная внешняя политика заключается в интенсивных поисках равновесия между внутренней и внешней политикой.

Консервативная внешняя политика заключается в активной или даже агрессивной охране достигнутого ранее равновесия между внутренней и внешней политикой. Такая политика характерна для некоторых бывших супердержав.

Внешняя политика призвана регулировать взаимоотношения между государствами и народами, курс того или иного государства, его представителей на международной арене, направленный на достижение национально-государственных интересов. Ее успех зависит от объективности и реальности отражения насущных общественных интересов, а также от адекватно выработанных средств и методов реализации этих интересов и достижения поставленных целей.

3. Цели, функции и средства внешней политики

Сущность внешней политики определяется целями, которые она ставит перед собой и средствами их достижения, что зависит от многих обстоятельств: социально-политического устройства государства, формы правления, политического режима, уровня социально-экономического развития, участия в международных организациях и прежде всего военно-политических блоках, политической динамики государства, уровня политической культуры и т.д.

Цели внешней политики весьма разнообразны. Это — обеспечение национальной безопасности, возрастание экономического и политического могущества государства, укрепление его международных позиций. Одной из важнейших целей внешней политики государства является обеспечение роста его экономического и политического потенциала. Отстаивание национальных интересов тесно связано с обеспечением оптимальных условий функционирования государства. Важной задачей государства является создание позитивного международного имиджа, престижа и прочных международных позиций среди государств мирового сообщества.

Внешняя политика выполняет охранительную и информационно-представительскую функции.

Охранительная функция связана с охраной прав и интересов данной страны и ее граждан за границей. Реализация этой функции направлена на предотвращение угрозы для данного государства, на поиск мирного политического решения возникающих спорных проблем.

Информационно-представительская функция находит свое выражение в деятельности соответствующих органов по созданию положительного имиджа государства в мировом сообществе. Эти органы информируют свое правительство о намерениях иных правительств, обеспечивают контакты данного государства с другими странами.

Функции внешней политики заключаются и в инициативных организаторских действиях, направленных на поиски выгодных контактов и создание благоприятных внешнеполитических условий деятельности государства.

Регулирующие функции внешней политики необходимы для того, чтобы ликвидировать нарушения равновесия в системе внешнеполитических связей.

Существенное значение для реализации этих функций имеет деятельность центральных органов внешней политики (МИД, посольств).

Существенным элементом процесса внешнеполитической деятельности является выбор средств и оценка их результативности. Выбор средств внешней политики обычно свидетельствует о ее рациональности и эффективности. Осуществляя внешнюю политику, государство обычно применяет многие средства. Классифицировать их можно следующим образом: информационно-пропагандистские средства, политические, экономические, военные.

Информационно-пропагандистские средства (или идеологические) играют важную роль в адаптации государства к сложным полииерархическим международным структурам в области средств массовой информации, деятельности культурных центров и др.

Политические средства внешней политики используются, прежде всего, в целях дипломатических отношений. Дипломатия осуществляется в форме переговоров, переписки, повседневного представительства государства за границей, участия в международных организациях.

Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны, как для решения внутренних проблем, так и для воздействия на политику иных государств. Экономическая мощь страны является особо важным средством внешней политики, определяющим позиции и место государства в мировом сообществе.

Военными средствами внешней политики можно считать военную мощь государства, т.е. численность армии, виды вооружений, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства часто используются в целях оказания прямого и косвенного давления на иные страны.

Помимо этой типологии иногда выделяют также средства внешней политики, которые можно определить как устойчивые (территория, климат, природные ископаемые, геополитическое положение) и переменные (направления и концепции внешней политики, политические лидеры, политическая культура, политическая система и др.).

Развитие международных отношений, практическая реализация внешней политики во многом зависит от деятельности международных объединений и организаций.

Задание

Отвечайте на вопросы и отправить в портал

1. Дайте определение понятию «международные отношения».

2. Как трактует различие терминов «международные отношения» и «внешняя политика» современная политическая наука?

3. Какие виды международных отношений Вы знаете и в чем их содержание?

4. Что такое внешняя политика?

5. Какие цели преследует внешнеполитическая деятельность?

6. Какие виды и формы внешней политики Вы знаете и в чем их содержание?

7. Какие средства используются современными агентами политики во внешнеполитической деятельности?

8. Чем определяется эффективность внешнеполитической деятельности?

9. Дайте определение международной организации.

10. Какие международные организации Вы знаете, и в чем состоит их деятельность?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: