Договорные отношения на основе государственного заказа




В нашей республике значительная часть материальных ресурсов еще обеспечивается через государственную систему управления, и поэтому наряду с договорами, заключаемыми на основе свободного волеизъявления сторон, часть договоров заключается по государственному заказу. Закон РБ «О поставках товаров для государственных нужд » был утвержден Верховным Советом РБ 24.11.93г. Он устанавливает общие правовые и экономические принципы формирования, размещения и выполнения на контрактной основе заказов на поставку товаров для государственных нужд всеми субъектами хозяйствования независимо от форм собственности.

В соответствие с этим Законом к государственным нуждам относятся необходимые Республике Беларусь товары, предназначенные для решения социально-экономических, научно-технических, оборонных, природоохранных и иных задач. Например:

Концерн "Белгоспищепром" (сахарная свекла, ячмень пивоваренный, зерно для производства спирта, маслосемена рапса);

Концерн "Белбиофарм" (зерно для производства спирта);

Минский горисполком (скот в живом весе, молоко базисной жирности, мясо (свинина, говядина));

Концерн "Беллегпром" (льноволокно);

 

Поставка товаров для государственных нужд может осуществляться для:

- выполнения межгосударственных соглашений;

- создания и поддержания государственных резервов;

- ликвидации последствий аварии на ЧАЭС;

- государственной поддержки образования, здравоохранения и др.

На основании Закона «О поставках товаров для государственных нужд» Кабинет Министров разработал положение № 437 от 13.06.94г. «О формировании и размещении заказов на поставку товаров для республиканских государственных нужд».

Положение устанавливает порядок формирования заказов на поставку товаров для гос. нужд на очередной год:

1. Министерство экономики РБ определяет предварительный объем и состав гос. нужд и гос. заказчиков по поставкам (закупкам) товаров (услуг).

2. Министерство финансов намечает объемы финансирования этих поставок за счет средств гос. бюджета и сообщает их гос. заказчикам.

3. Совет Министров РБ определяет гос. заказчиков по выполнению поставок для республиканских гос. нужд, а местные органы гос. власти определяют гос заказчиков по выполнению поставок для местных нужд.

4. Гос. заказчики изучают ориентировочные объемы поставок, уточняют их на основе собственных сделок и представляют свои предложения в Министерство экономики и Министерство финансов. Эти предложения обсуждаются с участием всех заинтересованных сторон и предлагаются для включения в экономическую программу правительства и республиканский бюджет.

5. После обсуждений и уточнений гос. заказчики размещают заказы на поставку товаров. Обязательным условием размещения заказов является заключение КОНТРАКТА с поставщиком товара на конкурсной основе путем проведения как открытых, так и закрытых конкурсов. Информация об открытых конкурсах публикуется в периодической печати, где содержатся сведения о предметах конкурса, его организаторах, порядке получения конкурсной (тендерной) документации, сроках и общих правилах участия в конкурсе. Закрытые конкурсы организуются на оборонные заказы для стратегически важных отраслей экономики с целью обеспечения конфиденциальности.

Заключение контракта на конкурсной основе позволяет:

  • выбрать поставщика, который предлагает наиболее конкурентоспособные товары;
  • добиться наиболее благоприятных для заказчика условий договора.

Если поставщик решил участвовать в торгах, он направляет организаторам конкурса свои предложения в установленные сроки. Экспертные комиссии гос. заказчика изучают поступившие заявки и выявляют победителя. С ним гос. заказчик должен заключить контракт не позднее 20 дней после проведения конкурса. Заключение гос. контракта с поставщиком, объявленным победителем конкурса, для гос. заказчика является обязательным.

Для стимулирования поставщиков товаров для гос. нужд могут использоваться льготные кредиты, целевые дотации, льготы при налогообложении, приоритетное обеспечение ресурсами.

Однако конкурсный порядок размещения заказов не применяют, если поставщиками являются монополисты по производству и продаже определенных видов товаров. Поставщики-монополисты не имеют права уклоняться от заключения контракта. За необоснованный отказ или уклонение от заключения хозяйственного договора на основе гос. заказа, а также за недопоставку по этим договорам взыскивается неустойка в размере 50% стоимости недопоставленной продукции, штраф в размере стоимости не принятого к выполнению заказа.

Структура договорных связей при поставках товаров для государственных нужд может быть простой и сложной.

В первом случае государственный заказчик заключает договор (государственный контракт) на поставку товаров для государственных нужд с поставщиком (исполнителем заказа).

Во втором случае в дополнение к государственному контракту и в соответствии с ним заключаются также договоры поставки для государственных нужд. Это имеет место, если государственным контрактом предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем), определяемому государственным заказчиком покупателю по отдельному договору. Госзаказчик в этом случае выступает гарантом реализации договора поставки между покупателями и поставщиками. Госзаказчик определяет объемы поставок, размещает заказы, заключает контракты, прикрепляет конкретных покупателей к поставщикам товаров, а в случае необходимости производит перераспределение объемов поставок между покупателями.

Сложная структурв заключения договора поставки товаров для гос. нужд:

  1. Гос. заказчик, заключив контракт с поставщиком, направляет в 30-ти дневный срок извещения поставщику и покупателю о прикреплении их друг к другу.
  2. Поставщик либо покупатель (по согласованию) составляет проект договора поставки и направляет другой стороне на рассмотрение не позднее 30-ти дневного срока.
  3. Сторона, получившая проект договора, должна в 30-ти дневный срок рассмотреть его и вернуть один (подписанный) экземпляр другой стороне, а при наличии разногласий, в этот же срок составить протокол разногласий и направить его другой стороне.
  4. Сторона, получившая проект договора с протоколом разногласий, должна в течение 30 дней рассмотреть разногласия и известить другую сторону о принятии договора в ее редакции, либо об отклонении протокола разногласий.
  5. Неурегулированные разногласия в 30-ти дневный срок могут быть переданы заинтересованной стороной на рассмотрение суда.

Примечание: если поставщик уклоняется от заключения договора поставки товаров для гос. нужд, покупатель вправе обратиться в хозяйственный суд.

6. Покупатель вправе полностью или частично отказаться от товаров, указанных в извещении, и от заключения договора на их поставку. В этом случае поставщик должен немедленно сообщить об этом гос. заказчику и потребовать от него извещения о прикреплении к другому покупателю.

7. Гос. заказчик должен в срок не позднее 30-ти дней со дня получения сообщения выдать поставщику извещение о прикреплении его к другому покупателю, либо отправить ему отгрузочную разнарядку с указанием получателя товара, либо сообщить о своем согласии принять и оплатить товары.

8. Если гос. заказчик не примет указанных мер, поставщик вправе либо потребовать от гос. заказчика принять и оплатить товары, либо реализовать товары по своему усмотрению с отнесением разумных расходов, связанных с их реализацией, на гос. заказчика.

6.9 Основные документы,

применяемые при поставке товара

 

Заключение и исполнение договоров поставки сопровождается подготов­кой большого количества документов, содержащих сведения о конкретной сделке. Обслуживание продвижения товаров, закупленных по договору, вы­полняют различные организации и предприятия: производственные, транс­портные, посреднические, оптовой и розничной торговли. Каждый документ оформляет определенную часть коммерческой операции.

Товарные документы

К группе товарных документов относятся докумен­ты, содержащие данные о количественной и стоимостной индивидуализации партий отгруженного товара. Товарные документы выписываются про­давцом и изготовителем товара. В эту группу входят: счет, специфика­ций, упаковочный лист, извещение об отгрузке.

Основным товарным документом является счет (фактура, накладная). Счет-фактура выписывается продавцом на имя покупателя при фактической отгрузке товара и является требованием, продавца к покупателю оп­латить указанную в счете сумму. Таким образом, счет-фактура оформляет поставку и отражает количество и цену поставляемого товара. Реквизитами счета-фактуры являются:

- наименование продавца и покупателя, их адреса;

- номер и дата счета;

- данные, характеризующие товар (его наименование, количество мест; вес; развернутый ассортимент поставляемого товара с указанием коли­чества, цены, суммы по каждой позиции и по счету в целом; количество, цена и стоимость тары).

Счет-фактура выписывается обычно в нескольких экземплярах по обстоя­тельствам (экземпляр продавцу, покупателю, транспортным организациям, страховым, таможенным органам).

В случае предоплаты и оплаты после приемки товара может выписы­ваться вначале предварительный счет, а затем после завершения опера­ций по доставке товара покупателю на его имя будет выписан обычный счет, либо к предварительно выписанному досылается дополнительный счет.

Спецификация является обязательным товарным документом. Она в обязательном порядке прилагается к Договору. В ней в развернутом виде по ассортименту указываются количество, цена, сумма, сроки доставки. В соответствии с ней должна осуществляться отгрузка. Кроме того, отгруженная партия товаров может сопровождаться отгрузоч­ной спецификацией, в которой перечисляются виды, сорта, количество, ассортимент отгруженной партии, например на отгруженный контейнер то­вара.

Упаковочный лист является транспортным документом, в котором пере­числяются все виды, сорта, ассортимент товаров, упакованных в одно тарное место (ящик, кипу ).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: