Критерии оценки творческого мышления.




В оценке творческих характеристик исследователь имеет дело прежде всего с качеством явления. Сопоставление результатов исследования группой ученых во главе с Дж. Гилфордом и параллельно и независимо провели В.Лоуэнфельд и К.Бейттел, что позволило выявить 8 существенных критериев, пригодных для дифференцирования:

1. Умение увидеть проблему.

2. Беглость, умение увидеть в проблеме как можно больше возможных сторон и связей.

3. Гибкость как умение:

- понять новую точку зрения;

- отказаться от усвоенной точки зрения.

4. Оригинальность, отход от шаблонов.

5. Способность к перегруппировке идей и связей.

6. Способность к абстрагированию или анализу.

7. Способность к конкретизации или синтезу.

8. Ощущение стройности организации идей.

Творчество рассматривается как сфера деятельности, процесс, имеющий определенную специфику, а креативность понимается как потенциал, внутренний ресурс человека, т.е. свойство личности, зависящее от индивидуальных особенностей человека, от его мотивации, обуславливающее способность к оригинальному мышлению, созданию нового.

Современный подход к проблеме изучения креативности основывается на выделении основных аспектов этого явления:

1. креативной личности (личностные характеристики, описывающие креативного человека и предопределяющие креативность). Рассматривая черты характера, определяющие креативную личность, можно выделить независимость, самостоятельность, нонконформизм, самоуглубленность, сдержанность, наблюдательность, восприимчивость, открытость новым впечатлениям и опыту, склонность к экспериментированию и риску, чувство юмора, эрудированность, энергичность и др.

А. Маслоу выделяет следующие личностные качества, определяющие креативность: стремление к самореализации, независимость в суждениях, уверенность в своих силах, инициативность и гибкость, высокая степень критичности, детская восприимчивость и открытость новому.

Личностными свойствами, определяющими креативность являются также творческое «Я» (А. Адлер), субъектная позиция жизни (А. Менегетти, В.Э. Чудновский), развитое эстетическое чувство, стремление к красоте (X. Швет), интуиция, фантазия (Дж. Брунер) и. т. д. В целом не определено единого набора качеств определяющих креативность, специфика варьируется в зависимости от определенной деятельности. Но можно сказать, что креативность - интегральное свойство личности, включающее целый комплекс индивидуальных особенностей человека.

2. креативного продукта (характеристики материального или идеального продукта, его качественные стороны). Он может быть как значительным вкладом в какую-либо сферу человеческой деятельности, так и просто новой идеей, актуальной для отдельной группы людей. Для того, чтобы отделить креативный и некреативный продукт, необходимо выделить критерии, которые могут быть следующие: продукт производит сильное впечатление (К. Тейлор, Е. Торранс), является экономным (Д. Перкинс, Ф. Баррон), вызывает необратимые изменения в человеческом опыте (Л. Маслоу, К. Роджерс, К Тейлор, Д. Фелдман), являться ценным для социума, отдельной сферы жизнедеятельности (Т. Амбайл, К. Тейлор, Т. Тардиф) и.т.д. Таким образом, оценка креативности продукта деятельности может осуществляться по различным критериям, выбор которых зависит от существующей в данном обществе культуры, от уровня развития самого общества.

3. креативного процесса (свойства и характеристики протекания креативного процесса, его описание). Креативный процесс связывается многими учеными с процессом решения проблем и требует от человека креативного мышления. Характеризуя креативный процесс, Р. Стернберг. Т Тардиф выделили его общие особенности: постоянное переформулирование проблемы; применение существующих знаний, воспоминаний и образов для создания нового и применения старых знаний и навыков в новом ключе; использование невербальной модели мышления.

4. креативной среды (условия, своими качествами способствующие проявлению и формированию креативности). Человека нельзя заставить быть креативным. Для этого необходимо создать внешние условия, которые будут стимулировать творческое развитие личности. Чтобы быть креативным, человеку необходимо окружение, позволяющее чувствовать, что его принимают таким, каков он есть. Тогда он свободно можег проявлять свои способности, не теряя уверенности в себе. Креативная среда характеризуется психологической безопасностью, которую, согласно К. Роджерсу, можно обеспечить с помощью принятия ценности каждого индивида, что позволяет личности полностью выразить себя. Созданию креативной среды способствует личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке специалистов в вузе.

Современные исследования показали, что в повседневной жизни происходит подавление творческих способностей. Поэтому эффективное развитие креативности возможно лишь в специализированной среде, в качестве которой может выступать высшее учебное заведение. Даже при минимальной степени выраженности творческих способностей в условиях благоприятной среды обучения и соответствующего воспитательного процесса индивид продуцирует позитивную динамику креативности. Студенческий возраст является наиболее сензитивным периодом для развития креативности. В этом возрасте личность наиболее склонна к осмыслению себя, раскрытию внутреннего потенциала. Учитывая социальные и возрастные особенности студентов в процессе профессиональной подготовки акцент необходимо ставить на саморазвитие, развитие самостоятельности в процессе жизнедеятельности.

Методы развития креативности:

- методы с применением затрудняющих условий: метод временных ограничений, метод внезапных запрещений, метод новых вариантов, метод информационной недостаточности, метод информационной насыщенности, метод абсурда и др.,

- методы группового решения творческих задач: метод Делъфи, метод «черного ящика», метод дневников и др.,

- методы коллективного стимулирования творческих поисков: метод мозгового штурма, метод синектики и др..

Необходимо отметить, что развитие креативности в процессе профессиональной подготовки социальных работников наиболее эффективно в случае практической деятельности студентов, при прохождении производственной практики в различных организациях социальной сферы. Следует подчеркнуть, что практика представляет собой непрерывный процесс профессионального становления, в котором задействованы одновременно будущие социальные работники рак субъекты и клиенты как объекты социальной работы.

Группы креативных профессиональных качеств социальных работников:

- эмоциально-образные качества (вдохновлённость, одухотворённость, эмоциональный подъём в творческих ситуациях; образность, ассоциативность, созерцательность, воображение, фантазия, мечтательность, романтичность, чувство новизны, необычного, чуткость к противоречиям, склонность к творческому сомнению, способность испытывать внутреннюю борьбу, способность к эмпагии);

- инициативно-деятельностные качества (инициативность, изобретательность, смекалка, готовность к придумыванию; своеобразность, неординарность, нестандартность, самобытность, обладание раскованностью мыслей, чувств и движений, сочетающееся с умением выдерживать нормы поведения, которые задаются в вузе, в семье, в иной социальной среде);

- качества нетривиальности мышления (проницательность, умение видеть знакомое в незнакомом и наоборот; преодоление стереотипов, способность выхода в иную плоскость или пространство при решении проблемы);

- способность к генерации идей, их продуцированию как индивидуально, так и в коммуникации с людьми, текстом, другими объектами познания;

- способность к структурированию и прогнозированию научных объектов (умение выбирать методы познания, адекватные объекту; умение определять структуру и строение, находить функции и связи объекта с родственными объектами; прогнозировать изменения объекта, динамику его роста или развития; создавать новые методы познания в зависимости от свойств объекта);

- способность к системно-логическому мышлению (прогностичность, предсказательность, формулирование гипотез, конструирование версий, закономерностей, формул, теорий);

- владение нетрадиционными эвристическими процедурами (интуиция, инсайт, медитация);

- независимость, склонность к риску (наличие личностных профессиональных результатов, отличающихся глубиной, мнением, отличным от общепринятого).

Развитие или восстановление творческого потенциала в процессе социальной работы - это развитие способностей, потребности и готовности к решению своих проблем.

Без активного включения личностного творческого потенциала человека в решение своих проблем невозможно достигнуть должного эффекта в процессе социальной работы.

Кроме этого труд социального работника без активного включения своего личностного потенциала, творческого видения способов и форм реализации тех или иных технологий социальной работы будет носить ремесленный, формальный характер, а поэтому будет непродуктивным.

Направления социальной работы для достижения социальности человека:

вовлечение в деятельность;

развитие;

реабилитация;

коррекция;

воспитание.

Использование технологий творчества в социальной работе позволяет активизировать реабилитационный потенциал человека, сделав его активным субъектом реабилитационного процесса, за счет повышения личностной мотивации к творчеству.

Технологии творчества направлены на выявление и развитие креативных способностей индивида и их развитие в различных видах деятельности.

Виды творческой деятельности специалиста социальной работы:

диагностическое и методическое творчество - поиск и нахождение новых способов изучения особенностей "человека в проблеме", применение и создание новых методов и диагностических приемов;

коммуникативное творчество, т. е. креативность общения - поиск и нахождение путей решения новых коммуникативных задач, новых средств мобилизации межличностной взаимодеятельности в процессе социальной работы, создание новых форм общения в групповой работе;

самореализация специалиста социальной работы на основе осознания себя творческой индивидуальностью, определения индивидуальных путей своего профессионального роста.

Уровни творчества в процессе социальной работы:

уровень элементарного взаимодействия с индивидом, группой - специалист социальной работы использует обратную связь, корректирует свое взаимодействие по его результатам;

уровень оптимизации взаимодействия в процессе социальной работы - творчество здесь состоит в умелом, эффективном выборе и целесообразном сочетании и применении известных технологий решения проблемы индивида;

эвристический уровень - творчество на этом уровне состоит в конструировании технологий взаимодеятельности в решении проблем конкретного индивида;

самостоятельность действий индивида как высший уровень творчества специалиста социальной работы.

Технология терапии творчеством. Терапия творчеством в философском понимании есть терапия творческими занятиями, сопряженными с поисками смысла жизни, своего места среди людей и природы.

Терапия творчеством постепенно складывалась из следующих самостоятельных воздействий, соединившихся впоследствии в психологической и терапевтической практике в неразделимое целое: терапевтической увлеченности различными творческими занятиями и терапевтического самораскрытия в творчестве, целебного поиска смысла жизни.

Терапия увлеченностью, творчеством способствует развитию личности, порой не только восстанавливает или сохраняет индивидуальность, но и позволяет поднять личность на новый, более высокий уровень в процессе социальной работы.

Механизмы терапевтического творческого самораскрытия проявляются в увлекающих занятиях, так как человеку свойственно увлекаться, как правило, тем, что ему созвучно, выражая себя в этом увлечении. В приемах творческого самораскрытия творчество есть основное воздействие, раскрывающее личность и переживания человека, более или менее осознающего это самораскрытие. В этом случае именно творчество облегчает состояние, помогает увидеть, почувствовать, понять существенное в себе для других, а значит, и для себя.

Конкретные приемы терапии увлеченностью и творчеством: игровая терапия, музыкотерапия, арттерапия - возникли из клинико-терапевтического, лечебно-педагогического, психоаналитического изучения воздействия творчества и культуры на человека и постепенно становятся самостоятельными направлениями психологической, социально-медицинской и социально-педагогической деятельности.

В XX в. терапия самораскрытия в творчестве все больше подчеркивает значение творческого самораскрытия человека. Сущность терапии творчеством - прояснение, укрепление, поддерживание духовной индивидуальности человека, что по-настоящему возможно лишь в творческих занятиях.

Современные технологии творчества в социальной работе:

библиотерапия,

музыкотерапия,

эстетотерапия,

ландшафтотерапия,

арт-терапия,

куклотерапия,

сказкотерапия,

изотерапия и т. д.

Технологии творчества - наиболее эффективные технологии комплексной реабилитации, так как это не только позволяет развить творческие возможности человека, но и продуктивно влияет на предупреждение и решение многих социально-психологических, и социально-педагогических проблем, возникающих у человека в процессе реабилитации и жизнедеятельности.

Технологии творчества как эффективные технологии применяются в комплексной реабилитации инвалидов, наркоманов, алкоголиков, склонных к бродяжничеству, психически больных и т. д. Они формируют активную социальную позицию и способствуют максимальному раскрытию их потенциала.

Сочетание технологий творчества с двигательно-ориентированными практиками позволяет ребенку с ДЦП осознавать возможности своего тела, вследствие чего меняется его отношение к внешнему миру и окружающим людям и социальная позиция.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: