Государственная поддержка малого предпринимательства




Отношения государственной поддержки малого предпринимательства регулируются Законом Украины \"О Национальной программе содействия развитию малого предпринимательства в Украине\" и другими нормативно-правовыми актами

Цель государственной поддержки малого предпринимательства:

1) создание условий для позитивных структурных изменений в экономике Украины;

2) содействие формированию и развитию малого предпринимательства, становление малого предпринимательства как ведущей силы в преодолении негативных процессов в экономике и обеспечения устойчивого позитивного развития общества;

3) поддержка отечественных производителей;

4) формирование условий для обеспечения занятости населения Украины, предотвращения безработицы, создание новых рабочих мест

Государственная поддержка малого предпринимательства включает такие составляющие:

1) формирование правовой базы функционирования предпринимательского сектора и выработки рычагов административного регулирования деятельности предпринимательских структур с учетом специфики их развития в о отдельных отраслях и сферах национальной экономики

2) регулирование институциональных изменений в экономике, которые выступают факторами формирования предпринимательской среды;

3) формирование системы поддержки и стимулирования предпринимательской деятельности;

4) привлечения субъектов предпринимательской деятельности к выполнению научно-технических и социально-экономических программ, осуществления поставок продукции (работ, услуг) для удовлетворения государственных и региональных них потребности.

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется Кабинетом Министров Украины, Госкомитетом малого предпринимательства, Украинским фондом поддержки предпринимательства через сеть региональных (областных, городских) фондов поддержки.

Кабинет Министров Украины в пределах своих полномочий осуществляет финансовую поддержку развития малого предпринимательства, направляет, координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти, обеспечивающих проведение государственной политики по его поддержке.

Госкомитет, орган исполнительной власти по вопросам регуляторной политики и предпринимательства в пределах своих полномочий принимает участие в формировании и обеспечении реализации государственной политики развития малого предприятий.

Программы поддержки малого предпринимательства включают положения о:

o финансово-кредитную и инвестиционную поддержку субъектов малого предпринимательства;

o обеспечения участия субъектов малого предпринимательства в выполнении поставок для государственных, региональных и местных потребностей;

o совершенствование нормативно-правовой базы в сфере предпринимательской деятельности;

o содействие созданию инфраструктуры развития малого предпринимательства;

o предложения по установлению системы льгот для субъектов малого предпринимательства, в том числе смягчение налоговой политики;

o помощь в материально-техническом и информационном обеспечении

Финансовое обеспечение выполнения соответствующих программ поддержки малого предпринимательства осуществляется за счет Государственного бюджета Украины, местных бюджетов, внебюджетных средств, в том числе средств, от государственных от приватизации государственного и отчуждения коммунального имущества, и других источников финансирования, не запрещенных законом.

Объем ежегодных ассигнований на государственную поддержку малого предпринимательства определяется в расходной части Государственного бюджета Украины и Государственной программе приватизации Распорядителем этих средств является центральный орган исполнительной власти по вопросам регуляторной политики и предпринимательства Контроль за целевым использованием этих средств осуществляет Счетная палата и органы государственной контрольно-ревизионной службы.

2. Предпринимательский риск

Важнейшей чертой предпринимательства является наличие риска, как на стадии создания собственного дела, так и в течение дальнейшего функционирования предприятия.

Прежде всего, определим исходное, базисное понятие «риск», имея в виду, что это угроза, опасность возникновения ущерба в самом широком смысле слова.

Хозяйственные, финансовые и инвестиционные риски представляют собой обязательные атрибуты функционирования субъектов рыночной экономики. Само по себе наличие риска, сопровождающего деятельность того или иного предприятия, не является ни достоинством, ни недостатком. Наоборот, отсутствие риска, то есть опасности наступления непредсказуемых и нежелательных для субъекта последствий его действий, как правило, в конечном счете вредит экономике, подрывает ее динамичность и эффективность.

Из всего многообразия рисков следует обратить особое внимание на хозяйственный или предпринимательский риск.

Под хозяйственным, предпринимательским риском понимается опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов, возникающая при любых видах деятельности, связанных с производством продукции, товаров, услуг, их реализацией, товарно-денежными и финансовыми операциями, коммерцией. В рассматриваемых видах деятельности приходится иметь дело с использованием и обращением материальных, трудовых, финансовых, информационных (интеллектуальных) ресурсов, так что риск связан с угрозой полной или частичной потери этих ресурсов.

Иначе говоря, риск есть угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов сверх предусмотренных прогнозом, программой его действий, либо получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал.

Анализ экономической литературы, посвященной проблеме риска, показывает, что среди исследователей нет единого мнения относительно определения предпринимательского риска.

Одни исследователи определяют риск как деятельность или действие по «снятию неопределенности». другие - как «ущерб, возможные потери», придерживаясь тем самым классической теории предпринимательского риска.

Основными моментами, характерными для рисковой ситуации, являются: случайный характер события, который определяет, какой из возможных исходов реализуется на практике; наличие альтернативных решений; вероятности исходов и ожидаемые результаты; вероятность возникновения убытков; вероятность получения дополнительной прибыли.

В понятие риска как бы включаются три взаимосвязанных понятия:

- рисковое событие;

- последствия риска;

- отношение к риску.

Под рисковым событием понимается реализация самого риска. При наличии в условиях неопределенности нескольких возможных исходов рисковой операции это получение некоторого конкретного исхода.

Произошедшее рисковое событие приводит к некоторым последствиям, которые могут носить как физический (выигрыш времени, денежный выгрыщ, материальные убытки), так и психологический (стресс, испуг, радость, потеря имиджа) характер, либо одновременно и то, и другое.

В условиях рыночной экономики невозможно управлять предприятием без учета влияния риска, а для эффективного управления важно не только определить его присутствие, но и правильно идентифицировать конкретный риск.

3. Управление рисками и методы их оценки

Производственно-хозяйственная деятельность в условиях рыночной экономики в силу неопределенности хозяйственных ситуаций и изменчивости экономической среды в той или иной мере сопряжена с риском.

Предприятие понесет убытки, если намеченное управленческое решение не осуществится или будут допущены ошибки при принятии управленческих решений.

Чтобы оценить вероятность тех или иных потерь следует прежде всего знать все виды потерь, связанных с предпринимательством, и уметь заранее исчислять их или измерять как вероятные прогнозные величины. В предпринимательстве возможны виды потерь:

• трудовые: потери фондов времени, в том числе и рабочих, вызванные случайными, неопределёнными обстоятельствами;

• финансовые: прямой денежный ущерб, связанный с непредусмотренными платежами, выплатой штрафов, уплатой дополнительных налогов, потерей денежных средств и ценных бумаг, неполучением денег из предусмотренных источников;

• особые потери, связанные с инфляцией, изменением валютного курса, изъятием средств (дополнительных средств в республиканский, местный бюджеты);

• потери времени в предпринимательстве по сравнению с намеченными планом;

• социальные: ущерб здоровью и жизни людей, окружающей среде, престижу организации, имиджу участников;

• налоговый риск: отсутствие полной гарантии на налоговые скидки из-за увеличения срока исполнения проекта;

• риск недоплаты задолженностей по причине снижения дохода из-за падения спроса на производимый продукт либо снижение цены на него;

• риск незавершенного строительства, т.е. отсутствие полных гарантий на завершение строительного объекта.

Различают систематические и случайные виды потерь. Систематические потери включаются и учитываются во всех видах расчетов проекта. При определении риска прогнозируются потери только от случайных событий. Случайное развитие событий может привести к повышению или снижению затрат.

В абсолютном выражении (абсолютное значение риска) для случая, когда ущерб поддается измерению, риск определяется значением возможных потерь в материально-вещественном или стоимостном выражении. Избежать риска нельзя, необходимо его предвидеть, стремясь снизить его значение до минимального уровня (насколько это возможно).

Управление рисками означает предотвращение появления того или иного вида риска, определение его стоимости, проведение предупредительных мероприятий, позволяющих избежать или уменьшить потери.

Под ценой риска следует понимать фактические убытки для предприятия и затраты по их уменьшению и возмещению.

Способы снижения риска при осуществлении проектов:

• диверсификация инвестиций;

• страхование;

• лимитирование расходов;

• резервирование финансовых средств и материальных ресурсов;

• распределение риска между участниками предпринимательского проекта и др.\

Диверсификация инвестиций предусматривает их направление в различные виды деятельности (выпуск различной продукции) и вложения в различные объекты.
Страхование риска - передача определенной степени риска на страховую компанию за согласованную страховую плату.

Лимитирование расходов используется, когда для каждого подразделения и должностного лица вводится лимит риска и лимит допустимого убытка.

Резервирование финансовых средств и материальных ресурсов вводится как самострахование организации и должно быть ниже издержек (потерь), связанных с рисковыми событиями.

Распределение риска между участниками предпринимательского проекта заключается в том, чтобы передать максимальную ответственность за риск тому участнику проекта, который лучше всех может его контролировать. Методы оценки риска:

• статистический - изучение статистики потерь с установлением частоты и уровня потерь;

• экспертный - изучение и обработка заключений опытных предпринимателей и специалистов;

• расчетно-аналитический - построение кривой распределения вероятностей потерь и оценка показателей предпринимательского риска.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: