В чём и как проявлялось готическое и реалистическое в работах нидерландских и немецких мастеров 15 в.?




Искусство 15 века. Северное Возрождение

 

Понятие «Итальянское Возрождение» предполагало возрождение античных традиций. Что имеют ввиду, когда говорят о «Северном Возрождении»?

Под «Северным Возрождением» принято подразумевать культуру XIV – XVI веков в европейских странах, лежащих севернее Италии. К этим странам принято относить: Нидерланды, Германию и Францию.
Колыбелью искусства Возрождения принято считать Италию. Именно итальянские мастера открыли искусство Древней Греции и Древнего Рима, откуда происходит само название – Возрождение. Для Италии античная культура была неотъемлемой частью их национального достояния. Итальянцы жили среди руин греческих и римских памятников, ходили по той же земле и дышали тем же воздухом, что и древние римляне, в их жилах была значительная часть римской крови.
В странах Северной Европы практически не было античных памятников, и до начала XVI века мало кто себе представлял, как они вообще выглядят. В сущности, там почти нечего было и возрождать. Поэтому по традиции, говоря о северном Возрождении, подразумевают искусство стран Северной Европы, зародившееся под влиянием Италии.
Культурное взросление североевропейских народов произошло в Средние века, порой зрелости для них стала эпоха готики. Готическое искусство было той почвой, на которой дали всходы семена северного Возрождения, причем случилось это так естественно, что историки и по сей день не могут провести границу поздней готикой и ранним северным Возрождением.

Какие новые творческие возможности открывал перед художниками переход от темперы к масляной живописи и когда он начался?

Применение масляных красок началось в 15 веке в Северной Европе, а затем, к концу 15 века, и в Италии. До этого самым распространенным средство была яичная темпера, которая не обладала пластичностью красителей, основанных на высыхающих маслах.

Кроме того, масляные краски легко смешивались, ими можно было работать длительное время, придавая изобразительной поверхности различный характер, а их прозрачность подразумевала гораздо более широкую гамму тонов, тончайшие светотеневые моделировки. Краски стали ярче, предметы стали выглядит живее. Также переход от темперы к масляной живописи позволял художником более рельефно и разносторонне передавать многообразие, глубину и блеск предметного мира.
Стало возможным передать самые мельчайшие детали даже на небольших по размерам работах. В жанре портрета это способствовало тому, что художники тщательно выписывают внешность портретируемого, все его морщинки, и все складки на одежде. Но на таком изображении мы видим реального человека, художнику интересен его характер.
И даже в религиозных сюжетах братья Ван Эйки пишут натурально и подробно, люди кажутся реальными, земными. Братья художники убеждают нас на чувственном уровне.

В чём и как проявлялось готическое и реалистическое в работах нидерландских и немецких мастеров 15 в.?

В XV веке при дворах герцогов бургундских в Дижоне, Брюгге и Турне появилась собственная художественная школа, сочетавшая готику и Ренессанс. Некоторые историки искусства видят её корни во французско-фламандской книжной миниатюре, например, в творчестве Жана Пюселя или братьев Лимбург.
Эти произведения живописи резко отличаются от своих готических предшественников почти фотографическим реализмом, в своей реалистичности они доходят до натурализма. Импульс, полученный от раннего и зрелого итальянского Возрождения, в соединении с местными традициями привёл к формированию самостоятельного, абсолютно нового художественного языка. Нидерландское внимание к природе выразилось в пейзажной живописи. Сначала золотой фон средневековых картин сменили реалистичные ландшафты, а затем пейзаж стал самостоятельным жанром в искусстве.
Точность в наблюдении явлений природы распространилась и на изображение человеческого тела. Изображение обнажённых Адама и Евы на Гентском алтаре Яна ван Эйка отличает естественность, невиданная с античных времён. В отличие от итальянских художников, увлекавшихся в своих изображениях обнажённой натуры анатомическими деталями, Ян ван Эйк изучал поверхность и движение человеческого тела и отражал до мельчайших подробностей в своих работах.
Новизна ранней нидерландской живописи заключалась, с одной стороны, в детализированном описании поверхностей предметов, а с другой стороны, в пластичности, достигаемой за счёт точно подмеченных и удачно применяемых световых эффектов.
Но даже самые крупные мастера ещё долгое время не могли полностью освободиться от влияния готики, вытянутые фигуры и богатые складками одеяния явно свидетельствуют о более древних живописных традициях. И даже объемно трактованные тела, на работах северных художников, все же утопают в изящном линейном рисунке. Их мышление ориентировано на истину веры, а не опыта.
Живопись Северного Возрождения полна деталей, причем каждый предмет – это символ. Эти символы очень важны, поэтому их прописывают тщательно, иногда даже пренебрегая правилами построения пространства, для лучшей выразительности этих деталей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: