1.Основы миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.
Дидактические задания
- “Выигрыш материала”. Надо провести типичный тактический прием, либо комбинацию, и остаться с лишним материалом.
- “Мат в 3 хода”. Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в 3 хода.
- “Сделай ничью” Нужно пожертвовать материал и добиться ничьей.
2.Основы эндшпиля. Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
Дидактические задания
- “Мат в 2 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 2 хода. “Мат в 3 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 3 хода. “Выигрыш фигуры”.
- “Квадрат”. Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.
- “Проведи пешку в ферзи”. Тут требуется провести пешку в ферзи.
- “Выигрыш или ничья?”. Здесь нужно определить, выиграно ли данное положение.
- “Куда отступить королем?”. Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей.
- “Путь к ничьей”. Точной игрой надо добиться ничьей.
К концу четвертой части обучения дети должны знать:
|
- принципы игры в дебюте;
- основные тактические приемы;
- что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
К концу четвертой части обучения дети должны уметь:
- грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
- точно разыгрывать простейшие окончания.
Примерное учебно-календарное планирование
Год обучения (34 часа)
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов часов |
Шахматная доска (3ч.) | |||
Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля | |||
Расположение доски между партнерами. Горизонтали и вертикали | |||
Диагональ. Большие и короткие диагонали | |||
Шахматные фигуры (20ч.) | |||
Белые и черные фигуры | |||
Виды шахматных фигур | |||
Начальное положение | |||
Ладья. Место ладьи в начальном положении | |||
Ход ладьи | |||
Слон. Место слона в начальном положении | |||
Ход слона | |||
Ладья против слона | |||
Ферзь. Место ферзя в начальном положении | |||
Ход ферзя | |||
Ферзь против ладьи и слона | |||
Конь. Место коня в начальном положении | |||
Ход коня | |||
Конь против ферзя, ладьи, слона | |||
Пешка. Место пешки в начальном положении | |||
Ход пешки | |||
Пешка против ферзя, слона, ладьи, коня | |||
Король. Место короля в начальном положении | |||
Ход короля | |||
Король против других фигур | |||
Шах (2ч.) | |||
Шах.Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха | |||
Открытый шах. Двойной шах | |||
Мат (5ч.) | |||
Мат. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. | |||
Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры) | |||
Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. | |||
Ничья, пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей | |||
Рокировка. Длинная и короткая рокировка | |||
Шахматная партия (4ч.) | |||
Игра всеми фигурами из начального положения | |||
Общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. | |||
Демонстрация коротких партий. | |||
Повторение программного материала. |
|
Год обучения (35 часов)
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов |
Повторение (2ч.) | |||
Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. | |||
Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. | |||
Краткая история шахмат (1ч.) | |||
Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. | |||
Шахматная нотация (3ч.) | |||
Обозначение горизонталей, вертикалей, полей | |||
Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения | |||
Краткая и полная шахматная нотация. Запись партии. | |||
Ценность шахматных фигур (4ч.) | |||
Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. | |||
Достижение материального перевеса | |||
Достижение материального перевеса. Способы защиты. | |||
Защита. | |||
Техника матования одинокого короля (4ч.) | |||
Две ладьи против короля. | |||
Ферзь и ладья против короля. | |||
Ферзь и король против короля. | |||
Ладья и король против короля. | |||
Достижение мата без жертвы материала (4ч.) | |||
Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. | |||
Цугцванг. | |||
Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. | |||
Учебные положения на мат в два хода в дебюте. | |||
Шахматная комбинация (ч.) | |||
Матовые комбинации. Тема отвлечения. | |||
Матовые комбинации. Тема завлечения. | |||
Матовые комбинации. Тема блокировки. | |||
Тема разрушения королевского прикрытия. | |||
Тема освобождения пространства и уничтожения защиты. | |||
Другие темы комбинаций и сочетание темат. приемов. | |||
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. | |||
Тема уничтожения защиты. Тема связки. | |||
Тема освобождения пространства. Тема перекрытия. | |||
Тема превращения пешки. | |||
Сочетание тактических приемов. | |||
Патовые комбинации. | |||
Комбинации на вечный шах. | |||
Типичные комбинации в дебюте. | |||
Типичные комбинации в дебюте (услож. примеры). | |||
Повторение (2ч.) | |||
Повторение программного материала | |||
Игровая практика |
|
Год обучения (35 часов)
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов |
Повторение и закрепление (17ч.) | |||
Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. | |||
Ходы фигур, взятие. | |||
Рокировка | |||
Превращение пешки. Взятие на проходе. | |||
Шах, мат, пат. | |||
Начальное положение. | |||
Игровая практика. | |||
Шахматная нотация. | |||
Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. | |||
Обозначение шахматных фигур и терминов. | |||
Запись начального положения. | |||
Краткая и полная шахматная нотация. | |||
Запись шахматной партии. | |||
Ценность шахматных фигур. | |||
Пример матования одинокого короля. | |||
Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала | |||
Практика матования одинокого короля (игра в парах). Игровая практика с записью шахматной партии. | |||
Основы дебюта (18ч.) | |||
Двух- и трехходовые партии. Выявление причин поражения в них одной из сторон. | |||
Решение задания “Мат в 1 ход”. Игровая практика. | |||
Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. | |||
Решение заданий “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Игровая практика. | |||
Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита. | |||
Решение заданий. Игровая практика | |||
Как отражать скороспелый дебютный наскок противника. | |||
“Повторюшка-хрюшка” (черные копируют ходы белых). Наказание “повторюшек”. | |||
Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты. | |||
Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. “Пешкоедство”. | |||
Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит. | |||
Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка. | |||
Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки. | |||
Связка в дебюте. Полная и неполная связка. | |||
Решение заданий. Игровая практика. | |||
Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты. | |||
Игровая практика. | |||
Повторение изученного о дебюте |
Год обучения (35 часов)
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов |
Основы миттельшпиля (30ч.) | |||
Общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле | |||
Связка в миттельшпиле. Двойной удар | |||
Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах | |||
Решение задания “Выигрыш материала”. Игровая практика | |||
Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы завлечения, отвлечения, блокировки. | |||
Темы разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты | |||
Темы связки, “рентгена”, перекрытия. | |||
Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов. | |||
Решение заданий. Игровая практика. | |||
Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах | |||
Решение задания “Сделай ничью”. Игровая практика | |||
Классическое наследие. “Бессмертная” партия. “Вечнозеленая” партия. | |||
Игровая практика | |||
Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи) | |||
Решение заданий. Игровая практика. | |||
Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи) | |||
Решение заданий. Игровая практика | |||
Матование двумя слонами (простые случаи). | |||
Матование слоном и конем (простые случаи) | |||
Решение заданий. Игровая практика. | |||
Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата” | |||
Решение заданий. Игровая практика. | |||
Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонталях. Король помогает своей пешке. Оппозиция | |||
Решение заданий. Игровая практика. | |||
Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой | |||
Решение заданий. Игровая практика. | |||
Пешка против короля. Белая пешка на второй, третьей, четвертой горизонталях. Ключевые поля | |||
Решение заданий. Игровая практика. | |||
Удивительные ничейные положения. Два коня против короля. Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля | |||
Решение заданий. Игровая практика. | |||
Основы эндшпиля (2ч.) | |||
Общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле | |||
Игровая практика | |||
Повторение (3ч.) | |||
Повторение программного материала | |||
Игровая практика | |||
Игровая практика |