Миссия – сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т. е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данного предприятия от ему подобных. Формирование миссии присуще высокоразвитому бизнесу. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.
Миссия – это исходная точка, от которой начинается «танец» целей и стратегий организации.
Главная цель любого предприятия - успешное функционирование и развитие. Для этого необходимо соблюдение всех или большинства внешних условий, что на практике означает некоторые добровольные ограничения.
- Цель - это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.
Так же объектом внимания менеджеров являются цели подразделений.
Классификация целей.
Различие целей по периоду | долгосрочные, краткосрочные, среднесрочные |
Различие целей по содержанию | экономические, материальные, социальные, организационные, научные, технические, политические |
Различие целей по структуре | маркетинговые, инновационные, кадровые, производственные, финансовые, административные |
Различие целей по среде | внешние, внутренние |
Различие целей по повторяемости | постоянные, разовые |
Различие целей по приоритетности | особо важные, приоритетные, прочие |
Различие целей по иерархии | организация, подразделение |
Различие целей по стадии жизненного цикла | проектирование, зрелость, завершение жизненного цикла объекта |
У каждой цели есть свои подцели. Например:
|
Цель | Подцель |
производственная цель связана с выпуском продукции определенного качества и количества | Подцели– развитие технологии, повышение производительности труда |
экономическая цель – увеличение прибыли | Подцели– снижение себестоимости, эффективное использование основных и оборотных средств, экономия материальных и энергетических ресурсов |
техническая цель | это повышение уровня механизации и автоматизации |
социальная цель | обеспечение социальной защищенности, создание благоприятного морально-психологического климата |
Обязательную процедуру целевого управления составляет построение дерева целей и задач.
Метод дерева целей предусматривает структуризацию целей и выявление связей между целями и средствами достижения целей (рисунок 3).
Главная цель разбивается на несколько целей, выполнение которых позволит её достичь. Например, чтобы получить увеличение прибыли, необходимо снизить издержки, увеличить объемы производства и продаж и др. Каждая из этих целей в свою очередь разбивается на еще мелкие цели, которые легче выполнять, контролировать и корректировать при необходимости. Такой ступенчатый подход делает более реальным достижение главной цели.
Рис. 3Дерево целей и задач
1 – главная цель (корневая)
2 – подцели или цели уровня 1 (средства по отношению к главной цели);
3 – цели уровня 2 или задачи управления, которые необходимо решать для достижения целей уровня 1;
4 – данные, показатели для решения задач.
Тема 3. ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА
Понятие «функция менеджмента», определение и классификация
Понятие «общие и специальные» функции