Мотивация как функция управления. Основные теории мотивации




Когда мы говорим том, что предприятие функционирует, то имеем в виду, что в ее рамках люди осуществляют определенные действия. Люди планируют свою деятельность на день, месяц, год, затем организуют ресурсы, которые потребуются для выполнения их плана. По мере движения вперед то, что сделали с целями и задачами, которые поставили ранее. Такая повседневная работа затрагивает целый ряд управленческих функций.. Т.е. управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления.

ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ – это конкретные виды управленческой деятельности, которые объясняют разделение труда в управлении. Т.е. для выполнения той или иной относительно простой работы необходимо заранее определить, что нужно в итоге получить, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение. Это и есть функции управления

Функции управления можно разделить на общие и специальные.

Общие функции менеджмента указывают последовательность осуществления управленческого процесса. Их объединяют в следующие группы: планирование, организация, оперативное управление, мотивация, контроль и координация.

v Функция планирования.

План – это социально-экономическая модель будущего состояния предприятия. Планирование – процесс создания cложных социально-экономических моделей состояния предприятия. Планирование бывает:

ü Стратегическим (10-15 лет)

ü Тактическим (3 – 5 лет)

ü Оперативным (до 1 года)

Все эти планы взаимосвязаны и в совокупности образуют генеральный или общий план предприятия. (Не путать с бизнес-планом).

Принципы планирования:

ü Точность

ü Полнота (системность)

ü Реальность

ü Экономичность.

Функция организации.

Организация – это средство для достижения целей организации

- это совокупность звеньев и связей , расположенных в строго иерархической зависимости - это комплекс мероприятий, обеспечивающих структуру / действий

Функция мотивации .- это процесс побуждения сотрудников для достижения личностных целей и целей организации. Менеджеру важно знать, какими мотивами руководствуется сотрудник, чтобы через эти потребности добиваться от подчиненного нужных действий.

Выделяют две базовые группы теорий мотивации:

v содержательные теории базируются на идентификации внутренних побуждений личности, заставляющих человека действовать так, а не иначе. Содержательные теории мотивации в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. При закладке основ современных концепций мотивации наибольшее значение имели работы трех человек: Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида МакКлелланда.

 

Теория иерархии потребностей по Абрахаму Маслоу

Данная теория признана самой известной, которая именуется ещё как теория человеческих потребностей.

Содержание уровней потребностей людей:

Выживание 1) физиологические
Защита от опасностей 2) безопасности и защищенности
Причастность к чему-либо 3) социальные
Признание 4) уважение
Рост, реализация 5) самовыражение, самореализация

В основании иерархии потребности лежат врожденные потребности физиологического свойства - выживание (потребности в пище, одежде, жилье);

По мере того как человек удовлетворяет свои физиологические потребности, у него возникает потребность следующего уровня – потребностей в безопасности (неспособность зарабатывать в старости, неопределенность будущего);

Следующий уровень – социальные потребности (человек нуждается в причастности к какому-либо делу, коллективу);

Потребность в уважении – связана с признанием, ощущением того, что другие люди нуждаются в тебе и результатах твоей деятельности;

Высший уровень потребностей – потребность в самореализации (люди стремятся реализовать присущие им способности, таланты, возможности).

 

Теория Д.МакКлеланда (приобретение потребностей)

Автор выделял три уровня потребностей:

ü потребность во власти (или в оказании влияния);

ü потребность в успехе;

ü причастность.

Двухфакторная модель Фредерика Герцберга

Фредерик Герцберг на основе экспериментальных исследований предположил, что на мотивацию и удовлетворенность персонала влияют две группы факторов и предложил свою теорию мотивации персонала — Двухфакторную теорию мотивации.

Двухфакторная теория мотивации — психологическая теория мотивации, созданная в конце 1950-х годов Фредериком Герцбергом. Согласно этой теории, на рабочем месте, наряду с определёнными факторами, которые вызывают удовлетворение от работы, в то же время, существует отдельный набор факторов, который вызывает неудовлетворённость от работы. Теория базируется на потребностях человека. По его просьбе 200 инженеров и бухгалтеров одной крупной фирмы описали ситуации, когда их работа приносила им особое удовлетворение и когда она особенно им не нравилась. В результате экспериментов, Герцберг пришёл к выводу, что существуют 2 основные категории факторов оценки степени удовлетворённости от выполненной работ:

· Факторы, удерживающие на работе и

· факторы, мотивирующие к работе.

Факторы, удерживающие на работе (гигиенические факторы) — административная политика компании, условия труда, величина заработной платы, межличностные отношения с начальниками, коллегами, подчинёнными.

Факторы, мотивирующие к работе, (мотиваторы) — достижения, признание заслуг, ответственность, возможности для карьерного роста.

Гигиенические факторы связаны со средой, в которой выполняется работа. По теории Герцберга, отсутствие или недостаток гигиенических факторов приводит к неудовлетворённости человека своей работой. Но, если они представлены в достаточном объёме, сами по себе они удовлетворения не вызывают и не способны мотивировать человека к нужным действиям. Отсутствие мотиваторов, а они связаны с характером и сутью самой работы, не ведет к неудовлетворению людей работой, однако их присутствие в должной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников к нужным действиям и повышению эффективности.

Таким образом, исходя из теории, можно сказать, что 2 группы факторов приводят к следующим результатам:

1) факторы мотивации — к удовлетворенности трудом.

Примерный список мотивационных факторов: Достижения, карьера, премия за достижения, достижения, свобода действий, получение информации, карьера на основе достижений, ответственность, признание, ответственность, постановка главных целей, планирование, использование опыта, собственно работа, признание, сотрудничество.

2) факторы гигиены — лишь к отсутствию неудовлетворенности

Примерный список факторов гигиены: экономические: зарплата и доплаты к ней, социальные преимущества, пенсионные льготы, отпуск, обучение, оплачиваемое работодателем, физические: рабочая обстановка, организация труда, предписания. Рабочее место: чистота, освещенность, температура, месторасположение, социальные: сотрудники, команда, праздники, увлечения, дома отдыха, статус, престиж компании/продукта/брэнда, оценка работы, титулы, привилегии, сохранение рабочего места, безопасность труда.

Таким образом, для того чтобы персонал ощутил полную удовлетворенность трудом, менеджер должен обеспечить сначала наличие факторов гигиены (состояние отсутствия неудовлетворенности), а затем — наличие факторов мотивации (состояние удовлетворенности).

 

1. процессуальные теории базируются на идентификации на том, как ведет себя личность в процессе познания.

Теория В.Врума: «Теория ожидания»

Заключается в том, что состояние в надежде человека на то, что выбранный им тип поведения приведет к получению желаемого результата.

Теория С.Адамс «Теория справедливости»

Заключается в том, что человек, получая вознаграждение, соизмеряет его с затраченными усилиями и сравнивает с вознаграждением, которые получают другие.

Теория Лазлер «Комплексная модель мотивации»

Сочетает в себе элементы теории ожидания и теории справедливости, соединяя их в единый мотивационный процесс.

 

v Функция контроля.

Контроль – это процесс сопоставления фактически полученных результатов с запланированными

Выделяют три вида контроля:

ü Предварительный (осуществляется до начала работ)

ü Текущий (осуществляется в процессе работы)

ü Заключительный (осуществляется после окончания работ)

Все три вида взаимодействуют и представляют систему контроля организации.

Этапы контроля:

ü Установка стандартов+

ü Сопоставление результатов

ü Выявление отклонений

ü Оценка отклонений

ü Устранение отклонений.

v Функция координации.

Координация – это функция, которая связывает планирование, организацию, мотивацию и контроль в рамках единого управленческого процесса. Основными средствами координации является диагностика, в частности мониторинг и оценка.

 

Специальные функции менеджмента – это виды управленческой деятельности, которые дополняют общие управленческие функции, конкретизируя их с целью более точного воздействия. К ним относят:

ü Планирование: стратегическое, оперативное, тактическое

ü Организация: проектирование, адаптация

ü Мотивация: стимулирование, выявление мотивов

ü Контроль: предварительный, текущий, заключительный

ü Координация: мониторинг, диагностика, оценка и т.д.

 

 


Тема 4. Формы организации в системе менеджмента



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: