Культура - «это исторически развивающаяся, многослойная, многоликая, многоголосая система созданных человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм и способов их распространения и потребления, а также процесс самореализации и самораскрытия творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни» Взаимосвязь личности и культуры обычно рассматривается в двух ипостасях: личность как индивид, индивидуальный носитель культуры; личность как субъект, творец этой культуры, как личность в высшем значении этого понятия. В последнее время все больше внимания уделяется состоянию культуры, которая понимается, прежде всего, как содержание и процесс жизнедеятельности людей, результат их активной и целенаправленной продуктивной социальной активности. Говоря об эстетической культуре, следует отметить, что она характеризует преимущественно духовную жизнь личности, ее духовный мир, то есть сознание, мировоззрение и социально-духовные качества. стетическая культура есть отражение и воспроизведение художественно-эстетической жизни общества - явление, прежде всего духовной жизни. [3]
Духовная культура общества включает:
воспроизводство индивидуального и общественного сознания;
искусство как профессиональный вид художественного творчества;
народную художественную культуру;
эстетическую культуру;
культуру научной жизни;
культуру воспитания;
культуру свободы совести;
культуру нравственно-духовной жизни;
информационную культуру.
Таким образом, эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. В духовной структуре личности совокупность этих составляющих выражает меру освоения ею эстетической культуры общества, одновременно определяя также и меру возможной творческой самоотдачи.
Следовательно, составляющими эстетической культуры личности являются:
а) развитость эстетического сознания (знания о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом);
б) развитость эстетического мировоззрения (эстетические идеалы, нормы и принципы, эстетические ориентации и интересы, убеждения и верования);
в) степень совершенства эстетического вкуса;
г) последовательное воплощение в жизнь эстетических ценностей в соответствии с эстетическим идеалом.
В качестве критериев, на основании которых возможно определение уровня и динамики эстетического восприятия, можно предложить: адекватность воспринимаемому объекту, соотношение интеллектуального и эмоционального, целостность.
В зависимости от соотношения этих качеств можно выделить 4 уровня эстетического восприятия:
1 высокий уровень, характеризующийся умением адекватно воспринимать эстетический объект в единстве содержания и формы; восприятие целостное, в нем гармонически сочетается интеллектуальное и эмоциональное;2, 3второй и третий уровни - средние. Для второго уровня характерна адекватность восприятия эстетическому объекту, однако анализ эстетического объекта носит словесно-логический характер с низким уровнем эмоциональности. Для третьего уровня характерны яркость и эмоциональность восприятия с недостаточным уровнем аналитического подхода;4четвертый уровень - низкий. Он характеризуется недостаточным развитием эстетического восприятия: пересказ содержания, неумение выразить эстетическое своеобразие воспринимаемого предмета, явления действительности или произведения искусства. Возможны ошибки в изложении и оценке эстетического объекта.
Существуют различные аспекты вкуса:
а) психофизиологический (вкус как одно из движущих мотивационных психических качеств личности);
б) социальный (вкус как диалектическое единство общего, особенного и единичного, общественного и личного, коллективного и индивидуального);
в) гносеологический (индивидуальное проявление вкуса основывается всегда на сложившихся в общественной жизни представлениях о разнообразных проявлениях эстетического).
Художественная культура личности представляет собой, во-первых, развитие у людей и реализацию в их жизни художественных способностей, способностей создавать художественные ценности и воспринимать их в этом качестве. Во-вторых, культура художественная - это само создание художественных ценностей, художественное творчество, т.е. художественная обработка, художественное оформление, облагораживание, одухотворение разных материалов, вещей, процессов и т. д., а также - творение искусственных, эстетически и художественно значимых, форм и смыслов, создание произведений искусства. В-третьих, художественная культура личности выявляется в функционировании художественных ценностей, ведущем к облагораживанию, одухотворению человека, взаимодействующих с ними.
Главным образом, можно выделить следующие основные элементы, от которых зависит уровень художественно-эстетической культуры [3]:
развитость эстетического сознания и мировоззрения
степень художественной образованности;
широта интересов в сфере искусства и глубина его понимания;
развитая способность адекватной оценки художественных достоинств произведений.