Эстетическая и художественная культура личности.




Культура - «это исторически развивающаяся, многослойная, многоликая, многоголосая система созданных человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм и способов их распространения и потребления, а также процесс самореализации и самораскрытия творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни» Взаимосвязь личности и культуры обычно рассматривается в двух ипостасях: личность как индивид, индивидуальный носитель культуры; личность как субъект, творец этой культуры, как личность в высшем значении этого понятия. В последнее время все больше внимания уделяется состоянию культуры, которая понимается, прежде всего, как содержание и процесс жизнедеятельности людей, результат их активной и целенаправленной продуктивной социальной активности. Говоря об эстетической культуре, следует отметить, что она характеризует преимущественно духовную жизнь личности, ее духовный мир, то есть сознание, мировоззрение и социально-духовные качества. стетическая культура есть отражение и воспроизведение художественно-эстетической жизни общества - явление, прежде всего духовной жизни. [3]

Духовная культура общества включает:

воспроизводство индивидуального и общественного сознания;

искусство как профессиональный вид художественного творчества;

народную художественную культуру;

эстетическую культуру;

культуру научной жизни;

культуру воспитания;

культуру свободы совести;

культуру нравственно-духовной жизни;

информационную культуру.

Таким образом, эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. В духовной структуре личности совокупность этих составляющих выражает меру освоения ею эстетической культуры общества, одновременно определяя также и меру возможной творческой самоотдачи.

Следовательно, составляющими эстетической культуры личности являются:

а) развитость эстетического сознания (знания о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом);

б) развитость эстетического мировоззрения (эстетические идеалы, нормы и принципы, эстетические ориентации и интересы, убеждения и верования);

в) степень совершенства эстетического вкуса;

г) последовательное воплощение в жизнь эстетических ценностей в соответствии с эстетическим идеалом.

В качестве критериев, на основании которых возможно определение уровня и динамики эстетического восприятия, можно предложить: адекватность воспринимаемому объекту, соотношение интеллектуального и эмоционального, целостность.

В зависимости от соотношения этих качеств можно выделить 4 уровня эстетического восприятия:

 

1 высокий уровень, характеризующийся умением адекватно воспринимать эстетический объект в единстве содержания и формы; восприятие целостное, в нем гармонически сочетается интеллектуальное и эмоциональное;2, 3второй и третий уровни - средние. Для второго уровня характерна адекватность восприятия эстетическому объекту, однако анализ эстетического объекта носит словесно-логический характер с низким уровнем эмоциональности. Для третьего уровня характерны яркость и эмоциональность восприятия с недостаточным уровнем аналитического подхода;4четвертый уровень - низкий. Он характеризуется недостаточным развитием эстетического восприятия: пересказ содержания, неумение выразить эстетическое своеобразие воспринимаемого предмета, явления действительности или произведения искусства. Возможны ошибки в изложении и оценке эстетического объекта.

Существуют различные аспекты вкуса:

а) психофизиологический (вкус как одно из движущих мотивационных психических качеств личности);

б) социальный (вкус как диалектическое единство общего, особенного и единичного, общественного и личного, коллективного и индивидуального);

в) гносеологический (индивидуальное проявление вкуса основывается всегда на сложившихся в общественной жизни представлениях о разнообразных проявлениях эстетического).

Художественная культура личности представляет собой, во-первых, развитие у людей и реализацию в их жизни художественных способностей, способностей создавать художественные ценности и воспринимать их в этом качестве. Во-вторых, культура художественная - это само создание художественных ценностей, художественное творчество, т.е. художественная обработка, художественное оформление, облагораживание, одухотворение разных материалов, вещей, процессов и т. д., а также - творение искусственных, эстетически и художественно значимых, форм и смыслов, создание произведений искусства. В-третьих, художественная культура личности выявляется в функционировании художественных ценностей, ведущем к облагораживанию, одухотворению человека, взаимодействующих с ними.

Главным образом, можно выделить следующие основные элементы, от которых зависит уровень художественно-эстетической культуры [3]:

развитость эстетического сознания и мировоззрения

степень художественной образованности;

широта интересов в сфере искусства и глубина его понимания;

развитая способность адекватной оценки художественных достоинств произведений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: