Цели и задачи курсовой работы.
Курсовая работа по дисциплине «Менеджмент» представляет собой самостоятельную учебно-исследовательскую работу и предполагает углубленное изучение студентами отдельных проблем менеджмента, способствующее подготовке специалистов высокой квалификации в области экономики и управления деловыми организациями.
Основные цели и задачи курсовой работы состоят в следующем:
Ø углубить и закрепить знания по дисциплине «Менеджмент» и другим управленческим и экономическим дисциплинам;
Ø развить навыки работы с научной и справочной литературой, нормативными документами, материалами, опубликованными в периодической печати и др.;
Ø приобрести опыт их творческого использования при решении проблем управления организацией;
Ø развить умения связывать теоретические положения с условиями современной практики менеджмента;
Ø расширить представление о современных проблемах менеджмента, путях и подходах к их решению в условиях рыночной экономики; приобрести навыки самостоятельного анализа проблем менеджмента, выбора и обоснования принимаемых решений.
Написание и защита курсовой работы позволяет не только дать оценку знаниям студента по менеджменту, но и подготовить основу для последующего дипломного проектирования.
Курсовая работа должна быть написана студентом самостоятельно на основании глубокого изучения научной литературы по проблемам менеджмента.
При написании курсовой работы студенту необходимо изучить и использовать действующие законодательные акты и постановления Правительства, касающиеся вопросов управления экономикой.
Кроме того, следует использовать материалы производственно-хозяйственной и управленческой деятельности предприятий различной отраслевой принадлежности и форм собственности, с которыми студенты знакомятся процессе изучения изданий периодической печати и специализированных изданий, данных интернет-сайтов организаций.
|
Помощь студенту при написании курсовой работы могут оказать статьи, опубликованные в газетах и журналах, основными из которых являются: «Экономика и наука», «Деловой мир», «Финансовая газета», «Экономист», «Вопросы экономики», «ЭКО», «Проблемы теории и практики управления», «Российский экономический журнал», «Человек и труд», «Социс», «Деловые люди» и др.
Выбор темы курсовой работы
В основу выбора темы курсовой работы должны быть положены следующие определяющие критерии и принципы. Во-первых, темы курсовых работ должны соответствовать проблематике предмета курса «Основы менеджмента». Во-вторых, выбранная тема должна быть актуальной с точки зрения постановки проблемы и практики ее реализации. В помощь студентам кафедрой менеджмента разработана примерная тематика курсовых работ.
Руководство курсовыми работами осуществляют преподаватели кафедры, которые в процессе работы со студентами должны решить следующие основные задачи:
Ø оказать помощь студентам в выборе темы и составлении плана работы;
Ø помогать в подборе необходимой научной и специальной литературы;
Ø проводить регулярные консультации по подготовке, оформлению и содержанию работы и обеспечить своевременное ее представление на кафедру.
|
Содержание и структура курсовой работы
Курсовая работа обычно состоит из введения, двух-трех глав и заключения.
Во ВВЕДЕНИИ обосновывается актуальность темы, ее практическая значимость, четко ставится цель, формулируются задачи, обозначается предмет и объект исследования, отражается уровень разработанности проблемы в специальной литературе.
В ОСНОВНОЙ ЧАСТИ дается характеристика выбранного объекта исследования курсовой работы, анализируются различные точки зрения на рассматриваемую проблему, сопоставляются позиции различных научных школ, обосновывается собственная точка зрения автора по исследуемой проблеме, проводится анализ фактического материала, определяются пути решения проблемы для конкретного объекта, оценивается их эффективность.
Круг рассматриваемых в работе вопросов определяется поставленной целью и характером изучаемой проблемы. При их изложении каждый последующий вопрос долен быть логично связан с предыдущим.
Практическая часть (как правило, это вторая глава) должна основываться на исходных данных конкретной организации. Характеризуя объект управления, автор должен указать его миссию, масштабы и границы деятельности, историю его развития, его организационно-правовую форму, определить внешнюю среду, ее основные факторы, действующие на его функционирование.
Предложения автора могут носить как теоретико-методологическую, так и практическую направленность, что предопределяется целью исследования и наличием тех материалов, которыми располагает студент при написании курсовой работы.
|
В ЗАКЛЮЧЕНИИ обобщаются результаты исследования, формулируются основные выводы, отражающие сущность проведенной работы.
В СПИСКЕ ЛИТЕРАТУРЫв алфавитном порядке указываются использованные при написании курсовой работы источники, на которые имеются ссылки в тексте.
ПРИЛОЖЕНИЕ оформляется при необходимости, чтобы не загружать основной текст большим количеством иллюстративного материала. При этом в основном тексте следует оставлять только тот графический материал, который позволяет непосредственно отразить сущность и раскрыть содержание излагаемой темы. Материал же, являющийся иллюстрацией к теме, целесообразно выносить в приложение. Это могут быть различного рода ситуации, подробные таблицы, доказательства, варианты схем организационной структуры управления, описание различных методик и др. Объем приложения не ограничивается.
Организация выполнения курсовой работы
Процесс написания курсовой работы целесообразно выполнять в следующей последовательности:
• выбор темы;
• подбор и изучение литературы по теме исследования;
• составление плана;
• систематизация, обработка и анализ исходных данных по объекту исследования;
• написание текста работы.
Студенту необходимо серьезно подойти к выбору темы курсовой работы из перечня рекомендуемых кафедрой тем.
Этот перечень ежегодно уточняется кафедрой и доводится до сведения студентов руководителями курсовых работ. При выборе темы целесообразно учесть собственный профессиональный опыт, научные интересы, оценить возможность использования материалов конкретной деловой организации. С разрешения кафедры и по согласованию с руководителями курсовой работы студент может выполнять курсовую работу на тему, близкую к рекомендованным. Тема курсовой работы утверждается руководителем.
Начать подготовку курсовой работы следует с просмотра лекций, учебных пособий по теме исследования, а затем перейти к работам исследовательского характера. При такой последовательности постепенно происходит накопление и углубление знаний.
Прочитав специальную литературу, необходимо с учетом плана курсовой работы, продумать использование этих источников по пунктам плана, обратив особое внимание на спорные вопросы. При подборе литературных источников студент должен самостоятельно подобрать дополнительную литературу. При этом необходимо ориентироваться на наиболее поздние издания, раскрывающие современные подходы к действующей системе управления предприятием.
После ознакомления с литературой можно перейти к составлению подробного плана курсовой работы, пример которого приведен далее.
По результатам обсуждения с руководителем списка изученной литературы и плана студент приступает к сбору исходных данных и непосредственному написанию курсовой работы.
Студент консультируется руководителем по ходу выполнения курсовой работы, получает рекомендации по использованию литературы, обсуждает наиболее сложные вопросы.
Полностью подготовленная курсовая работа не позднее, чем за 15 дней до окончания семестра представляется руководителю на проверку. Проверка курсовых работ руководителем осуществляется в течение недели после их сдачи.
Если в результате проверки обнаружены существенные ошибки, неполный объем или низкое качество оформления работы, она возвращается студенту для доработки или переделки. Замечания руководителя в письменном виде представляются студенту. В этом случае студент обязан в установленный срок выполнить все указания и представить вновь курсовую работу на проверку. При соответствии курсовой работы требованиям настоящих методических указаний руководитель ставит на титульном листе подпись «К защите».
Защита курсовой работы имеет целью выявить знания студентов по выбранной теме. Она включает в себя беседу со студентом по теоретическим и практическим вопросам и ответы на замечания, содержащиеся в отзыве руководителя.
Студент, не представивший в установленный срок курсовую работу или не защитивший ее по неуважительной причине, не допускается к итоговой аттестации по дисциплине «Основы менеджмента».
Курсовая работа оценивается по четырехбалльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
В процессе защиты и при оценке курсовой работы обращается особое внимание на:
· обоснование выбора темы курсовой работы и четкое формулирование целей и задач;
· степень соответствия объема и содержания темы курсовой работы ее целям и задачам;
· понимание современного состояния рассматриваемых в работе проблем, глубину их проработки;
· самостоятельность мышления и творческий подход к проблеме; логику и четкость изложения;
· обоснованность основных положений, выводов и предложений; знание литературы по разрабатываемой теме; качество оформления работы;
· правильность ответов на вопросы в ходе защиты курсовой работы; умение отстоять свою точку зрения.
Правила оформления курсовой работы
Объем курсовой работы составляет 30-40 страниц машинописного текста, в том числе: введение - 3-5 страниц, основная часть - 30-35 страниц, заключение - 3-5 страниц. Работа оформляется с помощью текстового, табличного и графического редакторов на компьютере (12-14 шрифтом через 1,5 интервала) или печатается на пишущей машинке (через 2 интервала) на бумаге формата А4. Следует соблюдать следующие размеры полей: левое - не менее 30 мм, правое - 10 мм, верхнее и нижнее - не менее 20 мм.
Работа обязательно должна быть скреплена.
При оформлении курсовой работы необходимо руководствоваться стандартом по написанию курсовых и выпускных работ, предусматривающим следующую последовательность расположения материала:
• Титульный лист;
• Содержание (план);
• Введение;
• Основная часть (по главам);
• Заключение;
• Список литературы;
• Приложение.
В содержании излагается названия глав и разделов с обязательным указанием страниц текста работы с которых они начинаются. Например:
Образец плана
Тема: Проблемы становления карьеры менеджера: зарубежный опыт и российские уроки
План работы
Введение 3
Глава 1. Теоретические данные, необходимые для адекватного толкования понятия
«карьера менеджера» 5
1.1. Менеджмент как профессиональная деятельность 5
1.2. Многозначность понятия «карьера» 11
1.3. Эффективный менеджер: модель «идеального менеджера» 16
Глава 2. Карьера менеджера в странах Запада и возможности для управленцев в России 23
2.1 Различные подходы к основаниям для продвижения по службе на Западе…………..
2.2. Российская реальность: анализ экономико-управленческой ситуации в нашей стране….
2.3. Менеджер в России: критерии удачной управленческой карьеры и возможности для ее становления…………………………………………………………………………………………
2.4. Возможности применения западных подходов к успешной карьере менеджера в нашей стране………………………………………………………………………………………………..
Глава 3. Путь для продвижения по службе российского менеджера …………...........
Заключение………………………………………………………………………………...
Список использованной литературы ……………………………………………………….
Приложение (страницы приложения не нумеруются)
Текст основной части делится на главы и параграфы. Главы начинаются с новой страницы, а заголовки выделяются. Параграфы начинаются через пробел после предыдущего текста, заголовки не выделяются. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Подчеркивания заголовков не допускается.
Главы последовательно нумеруются в пределах всей работы и обозначаются арабскими цифрами с точкой в конце. Введение и заключение не нумеруются. Параграфы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждой главы. Например: Глава 1. Теоретические аспекты планирования. 1.1. Сущность и виды планирования.
Все иллюстрации (кроме таблиц) обозначаются слов «Рис.» и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах главы (1.1; 1.2; 2.1; 3.1 и т.д.). Номер иллюстрации должен состоять из номера главы и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. У каждого рисунка должна быть подпись. Иллюстрации должны помещаться после первой ссылки на них.
Цифровой материал, как правило, должен оформляться в виде таблиц. Таблицы нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах главы. В правом верхнем углу помещают надпись «Таблица» с указание номера таблицы. Все таблицы должны иметь название.
Ссылки в тексте на источники литературы допускается приводить в подстрочном примечании или указывать номер по списку источников, выделенный двумя квадратными скобками, например, [2]. Если приводятся цитаты и цифровой материал из литературного источника, то в скобках ставится не только номер источника, но и номер страницы. Например, второй источник страница 175 будет выглядеть следующим образом [2, с. 175].
Использованная литература должна быть расположена в списке литературы в следующем порядке: законы и законодательные акты и положения, справочные издания, затем учебники, учебные пособия, монографии и статьи в алфавитном порядке их авторов. При этом указываются фамилии и инициалы авторов, полное наименование литературного источника, место издания, наименование издательства, год издания, общее количество страниц или же страницы того раздела, который был использован при написании курсовой работы.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) "Менеджмент"
а) основная литература:
1. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И., - 6-е изд., перераб. и доп - М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 656 с (доступен в электронно-библиотечной системе «Znanium.com») https://znanium.com/catalog.php?bookinfo=769974.
2. Менеджмент: Учебник / А.В. Тебекин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 384 с. (доступен в электронно-библиотечной системе «Znanium.com»)
https://znanium.com/catalog.php?bookinfo=432288
3. Основы менеджмента: Учебник/ЕгоршинА.П., 3-е изд., доп. и перераб. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 350 с (доступен в электронно-библиотечной системе «Znanium.com») https://znanium.com/catalog.php?bookinfo=507285.
б) дополнительная литература:
1. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 288 с (доступен в электронно-библиотечной системе «Znanium.com») https://znanium.com/catalog.php?bookinfo=457946.
2. Менеджмент организации: теория, история, практика: Учебное пособие / О.Г. Тихомирова, Б.А. Варламов. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 256 с (доступен в электронно-библиотечной системе «Znanium.com») https://znanium.com/catalog.php?bookinfo=369367.
3. Практический менеджмент: Уч. пос. / Э.М. Коротков, М.Б. Жернакова, О.Н. Александрова; Под общ. ред. Э.М. Короткова. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 330 с (доступен в электронно-библиотечной системе «Znanium.com»)
https://znanium.com/catalog.php?bookinfo=468883.
4. Менеджмент: Учебное пособие / В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелева, Н.Ю. Шестопал. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 328 с. (доступен в электронно-библиотечной системе «Znanium.com») https://znanium.com/catalog.php?bookinfo=446399
5. Михненко, П. А. Общий менеджмент [Электронный ресурс]: учеб. пособие / П. А. Михненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: МФПУ Синергия, 2013. - 112 с (доступен в электронно-библиотечной системе «Znanium.com»)
https://znanium.com/catalog.php?bookinfo=451358
в) Список Интернет-источников:
1. www.distance-learning.ru – Информационный портал «Дистанционное обучение»
2. https://planetaedu.ru/vacancies - Портал «Планета образования» - объявления о вакансиях для студентов и молодых специалистов в компаниях
3. www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»
4. www.uptp.ru – Журнал «Проблемы теории и практики управления»
5. www.peoplemanagement.co.uk – Журнал «People Management»
6. www.workforce.com – Сайт журнала «Workforce management»
7. www.shrm.org – Сайт «Society for Human Resource Management»
8. www.superclub.ru – HR Клуб СУПЕР
9. https://www.philosophydic.ru
10. www.hr-zone.net – Статьи, публикации по управлению человеческими ресурсами
11. www.hrdigest.ru – Ежемесячный дайджест для профессионалов в области HR и внутрикорпоративной коммуникации
12. https://www.corpculture.ru/content/voprosnik-dlya-diagnostiki-korporativnoi-kultury
13. https://www.ido.rudn.ru/open/menegment/p1_4.htm