ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК СИСТЕМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (Исхакова Л.Р.)




Современное состояние общества, характеризуемое социальными, экономическими и политическими кризисами крайне негативно отражается на психологическом состоянии людей, они порождают чувство неуверенности, стресс, жестокость, страх, озлобленность и насилие. В этих условиях справляться с различными проблемами взрослым людям, осознающим все реалии жизни, бывает трудно. Особенно тяжко в таких ситуациях приходится детям и подросткам. Отклоняющееся от нормы поведение подростков и детей с каждым годом увеличивается и приобретает форму социальной угрозы, заостряя особое внимание на этой проблеме. Поэтому исследование психологического состояния несовершеннолетнего, совершающего преступления и методы профилактики противоправного поведения детей на данном этапе становится все более актуальным.

Ювенальная юридическая психология - это сравнительно «молодое» научное и практическое направление юридической психологии, получающее в последнее время интенсивное развитие. В рамках данного направления рассматриваются вопросы формирования правосознания у подростков, подростковой агрессии, профилактики противоправного поведения у детей и подростков, работа психологов в области ювенальной юридической психологии, а именно необходимые профессиональные качества, профилактика стресса, эмоционального выгорания и другие. Вместе с тем можно говорить о том, что такие традиционные разделы юридической психологии как судебная, криминальная, правовая, пенитенциарная, клиническая психология имеют сферу, непосредственно относящуюся к несовершеннолетним. Но ювенальная юридическая психология вопросы формирования правосознания детей и подростков в социально нормативном направлении либо развитие асоциальных установок, факторы, влияющие на становление агрессивного и асоциального поведения у подростков, проблемы судебной экспертизы несовершеннолетних обвиняемых, свидетелей и потерпевших, профилактика правонарушений детей и подростков, воспитательные и реабилитационные меры, применяемые к малолетним преступникам определяет более широко и содержательно нежели другие разделы юридической психологии.

Преступность несовершеннолетних становится, пожалуй, самой серьезной проблемой. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики за 2014 год несовершеннолетними было совершено 59549 различных преступлений [3]. Также особо печальны факты, свидетельствующие что 80% рецидивистов совершили свое первое преступление в несовершеннолетнем возрасте. И конечно же предпосылки и условия преступности несовершеннолетних, как и преступность в целом, носят кроме прочих и психологический характер.

 

Наиболее общие особенности психики несовершеннолетних - ограниченность их жизненного опыта, знаний и представлений, недостаточная сформированность адаптивных поведенческих навыков [2]. В большинстве случаев преступления совершаются теми подростками, которые оказались или в течении своей жизни проживали в сложных социальных и экономических условиях. Истоки противоправной деятельности несовершеннолетнего также кроятся в его отрицательных личностных качествах: лень, безответственность, безволие, агрессивность, конформизм. Важнейшим условием формирования личности трудного подростка в большинстве случаев являются отрицательные семейные условия, алкоголизм, наркомания родителей или родственников, их аморальное поведение. Эти и другие отрицательные факторы, которые существуют в современном обществе, отрицательно влияют как на состояние преступности в целом, так и на ее составную часть - подростковую преступность.

Противоправное поведение также связано с дефектами социализации, то есть несовершеннолетний не получил должного воспитания, что породило у него антиобщественную ориентацию и асоциальное поведение, отсутствие понимания социальных ролей и представления о собственном «Я». В отдельных случаях причиной такого поведения являются и физические недостатки: внешняя непривлекательность, дефекты отдельных частей тела и лица, дефекты речи и другие. Особое место среди неблагоприятных характеристик, составляющих психофизиологические предпосылки асоциального поведения, занимает отставание в умственном развитии, олигофрения, обусловленная органической отягощенностью врожденного, наследственного характера либо наступившая в результате черепно-мозговых травм и заболеваний центральной нервной системы, перенесенных на ранних этапах развития [1, с.383]. Поскольку именно в юношеском возрасте у личности формируется самосознание, самооценка и характер, в этих условиях применение методов ювенальной юридической психологии становится особенно важным, поскольку это может спасти будущее несовершеннолетнего.

Направления ювенальной юридической психологии, как отмечалось выше, тесно связаны с постулатами других сфер юридической психологии. Так, изучение формирования личности подростка-правонарушителя как раздел криминальной психологии может быть тесно связано с задачами превентивной и пенитенциарной психологии, причем именно превенция будет иметь здесь решающее значение. В сфере судебной психологии наиболее тесно с проблемой интересов ребенка связаны вопросы гражданского судопроизводства. Однако и в уголовном процессе соблюдение оптимальных интересов несовершеннолетних свидетелей и потерпевших, а в рамках ювенальной юстиции также и обвиняемых, и подсудимых, можно считать приоритетной задачей. Подобная психологическая разработка проблем ювенальной юридической психологии будет способствовать развитию и гуманизации юридической практики по отношению к несовершеннолетним [1].

В заключение можно сказать, что в нашем государстве предупреждению преступлений, совершаемых несовершеннолетними уделяется особое внимание. На данный момент существует постоянно совершенствуемая система мер по борьбе с преступлениями несовершеннолетних в соответствии характеру этих преступлений и применительно к различным контингентам несовершеннолетних. Существенным образом в борьбе с преступлениями, совершаемыми несовершеннолетними, помогает знание психологических основ несовершеннолетних в расследовании, выявлении преступлений и перевоспитании не достигших совершеннолетия. На практике это помогает обеспечивать правильную диагностику личности несовершеннолетнего и применять наиболее приемлемые тактические приемы в отношении таких лиц. Грамотное использование и знания в области ювенальной юридической психологии несовершеннолетних могут существенным образом снизить преступность среди несовершеннолетних и послужить профилактикой противоправного поведения детей и подростков.

 

КОНСПЕКТ:

В рамках направления ювенальной юридической психологии рассматриваются вопросы формирования правосознания у подростков, подростковой агрессии, профилактики противоправного поведения у детей и подростков, работа психологов в области ювенальной юридической психологии, а именно необходимые профессиональные качества, профилактика стресса, эмоционального выгорания и другие. Наиболее общие особенности психики несовершеннолетних - ограниченность их жизненного опыта, знаний и представлений, недостаточная сформированность адаптивных поведенческих навыков. В большинстве случаев преступления совершаются теми подростками, которые оказались или в течение своей жизни проживали в сложных социальных и экономических условиях. Противоправное поведение также связано с дефектами социализации, то есть несовершеннолетний не получил должного воспитания, что породило у него антиобщественную ориентацию и асоциальное поведение, отсутствие понимания социальных ролей и представления о собственном «Я».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: